Занятия для детей 4 лет: развивающие игры и упражнения

Мобильный телефон и интернет — это не всегда вред и торможение развития ребенка. Современные мамы знают, что сейчас существует много полезных мобильных приложений, которые ничем не уступают развивающим книгам для детей.

Для дошкольников

4–6 лет

Для дошкольников
Для дошкольников

«Математика и логика для детей»

App Store

В приложении, разработанном совместно с педагогами и нейропсихологами, собраны мини-игры, которые развивают пространственное и абстрактное мышление, логику, геометрическое воображение, навыки счета и программирования. 

«Буковки: учимся читать весело»

App Store

Google Play

С помощью удобной озвученной клавиатуры «Мастерская слов» можно составить любое слово, которое автоматически будет разбито на склады (не то же самое, что слоги). Ребенок увидит на экране слово, прослушает, как звучат буквы и склады, а единорог Лучик подскажет, как прочитать слово. 

«Всемогущее устройство»

App Store

В приложении можно создавать собственные механизмы и устройства. Используя элементы приложения и функции смартфона (камеру, микрофон, динамик, гироскоп с сенсором, вспышку), можно запрограммировать, например, калейдоскоп, «искажатель» голоса, ловушку для воров.

Для дошкольников

Когда начинать

Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.

Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически. Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:

  • Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
  • Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту. Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
  • Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
  • Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ. Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
  • Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.

Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.

Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.

Когда учить ребенка различать цвета

О том, что предметы имеют свой цвет, дети знают еще с младенчества. Однако они не могут этого поведать до тех пор, пока не научатся разговаривать. Следовательно, хорошо различать и называть цвета малыши способны только тогда, когда достигнут определенного уровня развития.

Педиатры и специалисты детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения как можно раньше, поскольку это способствует активной работе мозга и интенсивному накапливанию информации, которая впоследствии будет лучше усваиваться и применяться. Чтобы правильно подойти к вопросу обучения, родители должны знать, с какого возраста дети различают цвета:

  • черный и белый – первые 1-2 месяца;
  • желтый и красный – с 3-4 месяцев;
  • зеленый и синий – с 4 месяцев;
  • освоение пространства и понимание цвета, находящегося далеко, – 5-8 месяцев;
  • в 9-12 месяцев ребенок видит все цвета на любом расстоянии, может отдавать предпочтения какому-либо оттенку.

Именно с четырехмесячного возраста малыш может различить яркие и тусклые оттенки, крупные и маленькие предметы. В это время ребенок уже четко ориентируется, есть цвет или нет. Мы разобрали, когда ребенок начинает различать цвета. Но когда же учить, как они называются?

Можно начинать запоминать оттенки детям в возрасте от двух лет, при этом многие малыши еще не разговаривают. Если в этом возрасте ребенок не способен сортировать предметы по форме, размеру и цвету, не стоит беспокоиться. При регулярных занятиях к трем годам малыш сможет называть предметы и давать им простейшее описание по цвету и форме. В пределах нормы, если он путается или ошибается.

По мнению психологов, у дошколят могут проявляться нарушения касаемо цветовосприятия. Поводом для беспокойства является то, что к 7 годам ребенок не научился различать цвета.

Читайте также:  Воспитатель высшей категории Лупашева Ирина Александровна

Учим буквы: с чего начинать?

Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.

Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.

Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.

Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.

Учим буквы: с чего начинать?

Готов ли ребёнок к изучению алфавита?

Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:

Развитие познания

  1. Понимает ли ребёнок такие суждения – право/лево, много/мало, большие/маленькие, низкий/высокий, рядом/далеко, под/над.
  2. Может ли понять простые ситуации, в которых требуется разделить предметы по классификации. Например, определить группу зелёных и красных предметов.
  3. Способен ли додумать конец сказки или истории.
  4. Выполняет ли последовательно три просьбы, без напоминания родителей.

Базовые знания

  1. Бывал ли ребёнок на почте, в магазине, зоопарке. Насколько широкий у него кругозор.
  2. Посещал ли библиотеку.
  3. Читали ли ему сказки родители, начиная с самого раннего возраста.

Развитие речи

Учим буквы: с чего начинать?
  1. Легко ли ребёнок называет предметы, которые его окружают.
  2. Легко ли отвечает на поставленные вопросы.
  3. Способен ли рассказать предназначение бытовых вещей – пылесоса, утюга, холодильника.
  4. Может ли определить расположение предметов – на, под, внутри, возле.
  5. Насколько чётко произносит слова
  6. Может ли вести диалог.

Развитие эмоциональной сферы

  1. Весело ли ребёнку с друзьями, в общении с домашними.
  2. Может ли он приспосабливаться к новым изменениям в режиме дня.
  3. Умеет соревноваться, сотрудничать с товарищами.

Уровень общения

  1. Умеет ли делиться игрушками, общаться с другими детьми.
  2. Умеет слушать других, не перебивать.

Уровень физического развития

  1. Усидчивый ли ребёнок, способен или нет посидеть спокойно определённое время.
  2. Играет с мячом, прыгает, спускается и поднимается по лестнице.
  3. Высыпается, имеет хороший аппетит, умеет погасить эмоциональные вспышки.
Учим буквы: с чего начинать?

Развитие зрительных способностей

  1. Может ли ребёнок различать похожее и непохожее, классифицировать их по отдельным группам.
  2. Различает короткие слова и слоги с похожим звучанием – лес/вес, кот/год.
  3. Способен заметить изменения – если вначале показали три картинки, а после одну убрали.
  4. Знает, как пишется его имя, как выглядят хотя бы три буквы из азбуки.
  5. По указаниям взрослого способен разложить на столе картинки.
  6. Знает порядок чтения слов – слева-направо.
  7. Складывает минимальное количество пазлов – от 10.

Развитие слуха

  1. Рифмует слова.
  2. Повторяет за взрослым слова, цифры.
  3. Понимает, что у похожих по произношению слов, разные звуки.
  4. Пересказывает услышанное.

Интерес к чтению

  1. С удовольствием рассматривает картинки.
  2. Любит слушать сказки.
  3. Интересуется буквами.

Задумались об изучении алфавита при подготовке к школе? Узнайте, сколько слов в минуту должен читать дошкольник и младший школьник и на какую «оценку».

Учим буквы: с чего начинать?

Если родители могут ответить утвердительно хотя бы на 50% предложенных вопросов, можно смело предлагать ребёнку изучение алфавита.

Советы психологов

Чтобы выучить с ребёнком азбуку, логопеды и психологи рекомендуют придерживаться таких советов:

  • не обучать буквам строго в алфавитной последовательности;
  • не учить вперемешку все буквы;
  • вначале выучить гласные, потом согласные;
  • называть звук, а не написание буквы (не правильно – БЭ, ДЭ, правильно – Б, Д);
  • закреплять изученное практикой – показывать, как пишется, давать малышу возможность написать мелом, красками, пальчиком по крупе.

Занятия для детей для лет по пособиям

Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, — детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.

  1. Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)»  включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
  2. Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
  3. Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.
Читайте также:  3 правила безопасной перевозки детей в автомобиле в холодное время

Рекомендации по выбору пособия

На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:

  • Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, — подбирайте по возрасту.
  • Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, — ​ ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного. Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
  • Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями — ​это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.

Всем этим рекомендациям отвечают пособия от KUMON (крупнейший в мире детский центр дополнительного образования), там и качественные иллюстрации и задания составленные высококвалифицированными специалистами.

Занятия для детей для лет по пособиям
  1. Пособие «Логика и мышление»
  2. Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
  3. Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
  4. «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
  5. И другие пособия от обучаюего центра KUMON»

Как заниматься по пособиям

Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий. Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом.

Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:

  • на развитие логики и мышления;
  • тренировку внимания и памяти;
  • фантазии и творческих навыков;
  • тренирующие мелкую моторику рук;
  • задания по обучению грамоте;
  • арифметические задания;
  • задания на развитие речи;
  • знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.

Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.

Как ребенка научить запоминать буквы: методики

В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.

Раскраски букв Классические методики

Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.

Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже.

Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение.  То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.

Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.

Читайте также:  7 эффективных советов по организации учебного процесса

Игровая методика

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

Б БЬ
БА БЯ
БО БЁ
БУ БЮ
БЫ БИ
БЭ БЕ
В ВЬ
ВА ВЯ
ВО ВЁ
ВУ ВЮ
ВЫ ВИ
ВЭ ВЕ
Г ГЬ
ГА ГЯ
ГО ГЁ
ГУ ГЮ
ГЫ ГИ
ГЭ ГЕ
Д ДЬ
ДА ДЯ
ДО ДЁ
ДУ ДЮ
ДЫ ДИ
ДЭ ДЕ
З ЗЬ
ЗА ЗЯ
ЗО ЗЁ
ЗУ ЗЮ
ЗЫ ЗИ
ЗЭ ЗЕ
Л ЛЬ
ЛА ЛЯ
ЛО ЛЁ
ЛУ ЛЮ
ЛЫ ЛИ
ЛЭ ЛЕ
  • Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков ДС, то и читать он будет неправильно. Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.

Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.

Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми.
М МЬ
МА МЯ
МО МЁ
МУ МЮ
МЫ МИ
МЭ МЕ
Н НЬ
НА НЯ
НО НЁ
НУ НЮ
НЫ НИ
НЭ НЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Аппликации, рисование, настольные игры

Для изучения с ребенком алфавита можно использовать различные карточки в настольных играх, раскладывая их по порядку, составляя слова «мама», «папа» и другие. Можно нарисовать буквы, вырезать их и тоже в игровой форме учить алфавит.

Некоторые мамы делают с детьми аппликации, наклеивая буквы из цветной бумаги на картон. Кстати, тут можно сразу согласные буквы вырезать из синего, зеленого, коричневого, а гласные – из красного, желтого или оранжевого цветов. Это положительно скажется на понимании ребенком понятий согласных и гласных букв и звуков.

Дошкольное обучение (буквы, цифры, алфавит)

Это приложение завоевало несколько премий в номинациях «Образование» и «Дошкольное образование», также у него много положительных отзывов. Программа состоит сразу из нескольких разделов: чтение, письмо и счет.

Как и многие другие детские приложения «Дошкольное обучение» предлагает игровую форму обучения: ребенку помогают добрые звери. Помимо яркого интерфейса, у приложения есть голосовое сопровождение, которое поможет ребенку ориентироваться в заданиях самостоятельно, даже если он еще не умеет читать.