Зачем учить детей читать по слогам и как это правильно делать

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. – С. Лупан.

Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс

Часто случается так, что родители, готовя ребенка к школе, сосредотачиваются на чем-то одном, и пренебрегают другими сторонами развития. Ниже приводится примерный перечень знаний, которыми должен обладать ребенок 6-7 лет при поступлении в школу:

  • своя фамилия, имя и отчество, фамилия, имя и отчество родителей, домашний адрес, страна и город проживания;
  • свой день рождения и дни рождения своих родителей;
  • дни недели, месяцы, сезоны;
  • названия распространенных животных и растений;
  • основные цвета;
  • основы ПДД;
  • профессии, виды спорта, имена известных поэтов и писателей;
  • основные праздники;
  • «право»-«лево», «больше»-«меньше», «старше»-«младше», «длинный»-«короткий» и так далее;
  • чем отличаются водоемы (не путать реки с морями);
  • чем отличаются кустарники от деревьев, овощи и фрукты от ягод;
  • чем отличаются звуки от букв, гласные от согласных;
  • решать простые задачки;
  • отгадывать логические загадки;
  • восстанавливать последовательность, находить сходства и различия на картинках;
  • описывать изображение, пересказывать истории;
  • знать небольшие стихотворения;
  • считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • читать небольшие предложения (4-5 слов), понимать прочитанное;
  • вырезать ножницами геометрические фигуры;
  • рисовать ровные линии без линейки, штриховать, не выходя за контур.

Когда пора учить ребенка читать: памятка родителям

Готовность

Родителям следует уделить пристальное внимание на множество факторов, говорящих о готовности дитя к обучению чтению.

Среди них выделяют следующие:

  • У ребенка нет дефектов речи, то есть все в порядке с произношением.
  • У дошкольника не обнаружены проблемы со слухом, что может повлиять на правильное произношение даже самых базовых слов.
  • Ребенок владеет достаточным словарным запасом и может легко сформулировать предложения.
  • Развитие фонематики. Дошкольник четко различает все слова, звуки и буквы может четко воспроизвести услышанное.
  • Адекватная ориентация в пространстве. То есть, дитя хорошо знает, где право и лево, верх и низ. Такие навыки помогут легко ему ориентироваться в книге.

Внимательные родители сами заметят готовность ребенка к обучению чтению. Такая готовность может выражаться в том, что все вывески на улице, объявления в транспорте и других местах ребенок начнет складывать по буквам, а чуть позже и вовсе соберет самостоятельно в слово. Будьте готовы, что кроха может делать много ошибок в словах, но это не значит, что он не старается, а наоборот его мозг готов к обучению новому навыку.

Возраст

Некоторые родители следуют стереотипам, а некоторые гонятся за результатами других детей и пытаются научить читать ребенка в еще совсем маленьком возрасте, к примеру 2 года.

Важное правило – ребенок должен быть готов!

  • К 2-3 годам крохе может быть вообще неинтересно подолгу заглядывать в книгу, не то чтобы читать.
  • Обычно детки способны к чтению, не ранее 5-6 лет.

Игры и задания на обучение чтению для дошкольников

Составить слово из букв — Задание по чтению

В этом разделе вы найдете много заданий, в каждом из которых нужно составить слово из букв. В некоторых заданиях нужно составлять слова из заданных букв, а в некоторых — буквы нужно узнать самому (по первой букве каждого слова-картинки). Также здесь есть задания, в которых нужно составить слова из перемешанных букв или найти спрятанные слова.

Рассказы с картинками вместо слов для детей

Здесь вы можете скачать детям небольшие рассказы с картинками вместо слов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Читая представленные рассказы нужно вставлять нужные слова вместо картинок. Такое обучение чтению очень интересно для детей, которые учатся читать.

Русский алфавит по порядку для дошкольников

Здесь мы будем изучать русский алфавит по порядку, от буквы А до буквы Я. На каждом-листе задании дается две буквы. Каждой букве соответствуют несколько картинок. Нужно обвести кружком только те слова-картинки, которые начинаются на заданную букву.

Изучаем алфавит русского языка

В этом разделе вы можете скачать материалы, которые помогут вам выучить алфавит русского языка легко и просто. Здесь и специальные задания по обучению русскому алфавиту, и карточки с буквами для распечатки и много другое…

Найти слово по буквам в квадрате

В этих красочных заданиях по обучению чтению ребенку нужно, руководствуясь картинками, найти слово по буквам в специальном квадрате, где буквы расположены в хаотичном порядке. Каждому искомому слову соответствует одна картинка снаружи квадрата. Порядок букв в словах может быть по горизонтали, вертикали и диагонали. Здесь нужно не только уметь читать слова, но и быть очень внимательным, чтобы их найти… 

Читаем по слогам — Задания и материалы по чтению

Читаем по слогам — это задания и материалы для распечатки, в которых дети научатся составлять слова из слогов. Здесь вы можете скачать различные задания, распечатать на принтере и заниматься с ребенком придерживаясь указанных инструкций к каждому заданию.

Читайте также:  9 правил, как научить ребенка кушать ложкой

Смысловое чтение — Работа с текстом для детей

Здесь вам предстоит выполнить задания на смысловое чтение. Работа с текстом — очень важный этап в обучении детей чтению. В этих заданиях ребенок потренируется находить синонимы и антонимы к словам, понимать и растолковывать смысл и значение слов и предложений, обобщать и называть признаки предметов, анализировать прочитанный текст и отвечать на заданные вопросы к нему, научится составлять предложения и рассказы, писать диктанты и многое многое другое…

Чтение для дошкольников

В этом разделе обучение чтению для дошкольников представлено в виде интересных игровых заданий, которые нужно скачать и распечатать на компьютере. Здесь ребенок может потренировать свое умение слышать слова и находить их зрительное представление на бумаге, выучит чистоговорки и скороговорки, угадывать слова, распознавать слова по картинкам и многое другое…

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Чтение отдельных слогов и буквари

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Обучение чтению. Учимся читать по букварю и азбуке онлайн.

«Айфолика» — это эффективный увлекательный курс обучения чтению для детей дошкольного возраста. В его основе лежит запатентованный способ изучения букв русского алфавита и чтения слов.

Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.

Методика подойдет как детям, которые совсем не знают азбуки, так и тем малышам, кто уже имеет начальные знания.

Современные дети рано знакомятся со смартфонами и планшетами. И конечно, прежде всего дети играют на них в игры. Онлайн курс обучения чтению «Айфолика» дает прекрасную возможность воспользоваться этим, чтобы научить ребенка читать.

Занятия по курсу «Айфолика» развивают мелкую моторику, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, речевые умения и навыки, а также познавательную активность, самостоятельность и творческие способности ребенка.

Почему именно букварь «Айфолика»?

Для того, чтобы научиться читать, чтобы ум ребенка производил сложные мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизацию. Выполняя игровые упражнения с нашим букварем-онлайн, ребенок задействует все эти виды мыслительных операций. Упражнения в «Айфолике» построены на сочетании логики с ассоциированием, что активизирует работу обоих полушарий мозга малыша. На этой психологической основе и построена методика курса «Айфолика».

При разработке курса соблюдены основные педагогические принципы: последовательность, доступность, наглядность, адекватность.

Приемы обучения чтению строится на принципе «от звука к букве», начинается с фонетического блока и заканчивается упражнениями по чтению.

Изучение каждой буквы алфавита состоит из 18 развернутых этапов с игровыми упражнениями, направленными на правильное произношение звука, запоминание и воспроизведение визуального образа буквы, соотнесение звука с графическим изображением соответствующей буквы, нахождения этой буквы среди других, составление и озвучивание слогов с изучаемой буквой.

Курс состоит из набора приложений, которые включают в себя:1. Изучение букв и звуков, которые они обозначают. Диктор методически правильно произносит звуки, затем ребенок по заданию диктора выполняет игровые упражнения и повторяет звуки. Изображение на экране помогает ребенку понять артикуляционное положение губ и языка. Это такие упражнения, как произнесение и пропевание звуков, нахождение различных предметов, названия которых начинаются на изучаемый звук.

2. Запоминание графического изображения букв. Ребенок учится запоминать и воспроизводить графическое изображение букв, воспринимать обозначаемые буквами звуки на слух и произносить эти звуки. На конкретных игровых примерах ребенок научится ассоциировать графическое изображение буквы с соответствующим зв

Книжки–помощницы

Когда родители регулярно читают своему чаду книжки с яркими картинками, приблизительно к двум годам у него начинает проявляться интерес к изображениям на бумаге. Изначально дети лишь слушают мамин голос и рассматривают рисунки. Затем начинают внимательнее присматриваться к «паучкам» буковкам.

Заметили такое поведение крохи, значит, пришло время покупать большую азбуку для самых маленьких и учиться грамоте. И помните, главное не то, как заставить ребёнка учить буквы, а правильно уловить момент и ненавязчиво превратить процесс обучения в игру.

Попросите малыша, чтобы он тоже показал на выученную букву пальчиком. Не получится в первый раз – не расстраивайтесь и не настаивайте. Рано или поздно у малыша всё выйдет, как надо.

Занятия по изучению букв лучше всего проводить утром, когда ребенок бодр и весел. Никогда не настаивайте на своем. Не хочет заниматься буквами, закапризничал, прекратите, займитесь чем-то другим. Каждый день, неделю учите новую букву, а знания, полученные в предыдущие дни, закрепляйте.

Должен ли ребенок читать, придя в школу: мнение психологов и учителей

С одной стороны, дети идут в школу затем, чтобы учиться, однако современная программа выстроена так, что если первоклассник «плавает» в буквах и слогах, не может соединить их между собой, то учение ему будет даваться значительно тяжелее, чем знающим азбуку сверстникам. Поэтому уже в детском саду на развивающих занятиях уделяется внимание изучению звукам и буквам, свои первые книжки малыши начинают осваивать в детском саду.

Читайте также:  Как организовать безопасный отпуск с детьми на море

По мнению психологов, первоклассник будет успешнее, если у него сформирован неплохой словарный запас и есть самые простые навыки чтения:

Должен ли ребенок читать, придя в школу: мнение психологов и учителей
  • умеет читать короткий текст;
  • знает, как пишутся буквы;
  • сам может написать буквы;
  • не имеет логопедических проблем;
  • находит в слове звуки;
  • может сказать, сколько звуков в коротком слове;
  • может назвать, какой по счету конкретный звук в слове;
  • знает, что такое единственное и множественное число;
  • знает, что такое женский и мужской род;
  • разбирается, что такое живое и неживое;
  • понимает, чем отличаются согласные от гласных,
  • умеет по картинке рассказывать историю;
  • обобщает предметы;
  • составляет из нескольких слов предложение,
  • отгадывает загадки,
  • запоминает и рассказывает стихи.

Как научить читать ребенка 4-лет. — как научить читать ребенка в лет

Пол года назад гуляли мы со своими мальчишками. Решили зайти в гости к сестре. У нее сыну 5 лет. Я знала, что они стали готовиться к школе и она учит его читать. Попытки к обучению чтению у нее были уже с 4 лет Вовки. Однако, они закончились безрезультатно.

Сегодня, стоя у лифта, я слышала ее занятия на первом этаже. Надо отметить, что живет она сама на 7. Ор стоял на весь подъезд. Когда мы вошли в квартиру, то муж порекомендовал в комнату с «гестапо» не соваться. Бедный, 35 летний мужик, забился на кухне и боялся зайти к сыну.

А там шли учения, были слышны раскаты плача и крики мамы.

Нет, не подумайте, она очень хорошая мама. Вовчика она обожает до безумия, готова во всем ему потакать. Но, в сентябре Анюта зашла в школу, чтоб узнать к чему готовить ребенка. Вот волосы дыбом и встали. Она поняла, что за 2 года не успеет научить Вовку и малой части. Поэтому она рьяно принялась за обучение.

И как всем мамам результат ей нужен был здесь и сейчас. Выгнав горе мамашку из комнаты, я начала успокаивать Вову. Потом мы договорились, что учить читать его буду я. Так вот, хотела бы я рассказать о тех ошибках, которые допускают мамы при обучении чтению и дать небольшие советы.

Они известны всем, но многие их не соблюдают.

Совет 1. Не учите с ребенком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать — никаких букв, только звуки. То есть не ЭМ, а М.

Совет 2. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 3. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 4. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику.

Можете воспользоваться кубиками Зайцева , кубики Чаплыгина , Букварь Жуковой. Есть и другие пособия, просто это те, по которым я видела результаты.

Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время.

Как говорит мой муж — заклинить в голове должно информацию. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть.

Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 6. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам — то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У,О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

Быстро ребенок может бегать и прыгать, то есть играть. Поэтому он легко научится читать играючи.

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги

Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.