Зачем и как развивать мелкую моторику рук у детей?

Детские сады, заинтересованные в том, чтобы их выпускники успешно обучались в первом классе, выстраивают образование старших дошкольников совместно с учителями начальных классов. Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму.

На что будем обращать внимание?

Психологи отмечают, что у детей пяти − шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх − низ, ближе − дальше, под − над, около − внутри и т. д. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля и развития мелкой моторики мышц руки. Все вышеперечисленное мы сможем сформировать, занимаясь не подготовкой к школе, а интересным каждому малышу процессом творчества и игрой. Задания, направленные на развитие пространственных отношений, могут даваться в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга и т.д.

В обучении старших дошкольников мы – педагоги детских садов, широко используем современные пособия, где весь материал подобран с учетом психологических особенностей дошкольников, среди них особое место занимают, по нашему мнению, пособия разработанные Ольгой Соболевой с группой авторов: «Новая математика для дошкольников с элементами развития речи» и «Новый букварь для дошкольников и первоклассников». В них включена система игр-упражнений для подготовки руки к письму, настолько интересных для каждого малыша, что вы не сможете их оторвать от этого увлекательного процесса.

Ольга Соболева на своих семинарах советует и педагогам и родителям помнить главное:

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторике в домашних условиях?

К организации занятий с ребенком следует подходить с фантазией, отталкиваясь от четырех основных принципов:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • предпочтения ребенка;
  • игровой формат занятий;
  • постоянная динамика.

Из предыдущего пункта вы узнали, что каждому возрасту соответствует свой уровень развития мелкой моторики, поэтому не стоит требовать от трехлетки написания прописных букв — вначале нужно отработать с ним элементы попроще.

Занятия с дошкольником не должны быть долгими и утомительными, если вы заметили, что ребенку скучно, меняйте вид деятельности, разбавляйте его физической активностью. Используйте в занятиях атрибуты его любимых героев сказок и мультфильмов, любимые игрушки.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторике в домашних условиях?

Планируя занятия с ребенком, помните о том, что любой прогресс достигается только в динамике. Эффекта не будет, если изо дня в день повторять одни и те же упражнения, — их нужно усложнять, видоизменять, комбинировать. Это даст хороший толчок в развитии.

Помощь по дому развивает моторику не хуже игрушек и специальных упражнений. Протирание пыли, мытье и вытирание посуды, подметание только взрослому кажутся рутиной, для ребенка это — новый увлекательный мир, в котором он, как взрослый, делает важные дела.

Во время рисования, лепки или аппликации важно требовать аккуратности. Ведь в любой работе важен результат, ребенок должен им гордиться, чтобы иметь стимул развиваться дальше. Помогайте ему доводить работу до совершенства.

Хвалите за успехи, радуйтесь вместе маленьким победам и не позволяйте себе излишней критики. Поддержка и одобрение — важное условие гармоничного развития личности ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-года)

В таком возрасте дети могут управлять своими движениями. Они не только держат игрушки в руках, но и совершают с ними различные действия. Деятельность ребенка постоянно развивается, становится еще разнообразнее.

В таком возрасте полезно продолжать занятия с различными крупами и бусинами, но постепенно их усложнять. Можно поместить на дно миски несколько предметов и засыпать их крупой, чтобы ребенок нашел «сокровища». Постепенно количество крупы увеличивается, а искомые предметы становятся меньше.

Полезно заниматься с различными рамками-вкладышами, шнуровками, логическими сортерами, серпантинками, крупной мозаикой, игровыми центрами. Можно приобрести готовые развивающие игрушки либо сделать их своими руками. Самостоятельно можно сделать тканевую книжку или коврик, где ребенок сможет застегивать пуговицы, осваивать шнуровку, делать узлы.

Необходимо продолжать занятия рисованием. Сначала можно использовать пальчиковые краски, затем перейти на восковые карандаши, фломастеры для малышей, мелки. Для рисования полезны вертикальные поверхности. Можно использовать доски, мольберты, специальные обои для рисования. В 2-3 года ребенок вполне может заниматься с раскрасками, выбирать следует изображения с крупными деталями.

Читайте также:  Во что можно поиграть дома с детьми 1-14 лет

С 2 лет можно осваивать рисование на песке. Картинку ребенок пока не нарисует, но простейшие элементы может изобразить.

Детям для развития мелкой моторики полезно работать с завинчивающимися пробками и крышками (небольшого размера). Можно подобрать несколько пластиковых банок разного размера с винтовыми крышками и поместить в них игрушки. Сначала ребенок будет стремиться доставать различные предметы, затем сам станет их закрывать в банках. Задачу потом можно усложнить – использовать бутылку с узким горлышком и бусину или горошину. Ребенок должен сам открыть бутылку, опустить туда предмет и снова закрыть крышку.

В таком возрасте нужно приучать ребенка к книгам. Для развития моторики следует перелистывать страницы.

Одним из интересных занятий является пальчиковый театр. Можно купить или изготовить куклу как на всю руку, так и на отдельные пальцы. Сначала ребенок будет смотреть поставленный родителями спектакль, а потом начнет сам принимать активное участие в нем.

Комплексы игр для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста представлены в этих видео:

Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей

1. Игры с мелкими предметами

Можно брать все, что есть дома — крупу, горошинки, орешки (тем более, что малыши очень любят быть рядом с мамой на кухне), пуговицы, бусинки, камешки. Но подобные занятия стоит проводить очень аккуратно, не оставляя ребенка без присмотра, чтобы он случайно не проглотил, не вдохнул мелкий предмет, не засунул его в нос и вообще никак не поранился.

Среди игр:

  • Сортировка предметов по цвету, форме, размеру.
  • Складывание в бутылку с узким горлышком (можно делать это не пальцами, а пинцетом, но неострым) или перекладывание в формочки.
  • Рисунки из зернышек.

2. Пальчиковые игры

Отлично подходят совсем для малышей и радуют детей вплоть до младшего школьного возраста. Пальцами ребенку можно показывать (а он должен повторять) различных героев, действия, дополнять это стишками-потешками. Заодно он учится понимать такие понятия, как «вверх», «вниз», «вперед», «назад», а также узнает счет. Важно, чтобы были задействованы кисти и все пальцы.

Пример пальчиковой игры можешь посмотреть на видео:

3. Лепка

Пластилин, будь то классический или модный сейчас неприлипающий к рукам, соленое тесто, глина, песок — любое из этих средств прекрасно воздействует на моторику, а заодно развивает фантазию. Маленьким детям подойдет лепка отдельных деталей — шариков, кубиков, более взрослым можно усложнить задачу.

4. Мозаика

Младшим детям достаточно даже просто вставлять мозаику в основу. Старшие могут придумывать или повторять картинки.

5. Счеты

Полезно даже просто переставлять колечки с одного края на другой, собирать их группами. С более старшими детьми к этому стоит добавить изучение цифр.

6. Рисование

Оно необходимо для мелкой моторики и для развития гармонии между работой левого и правого полушарий мозга. Помогает наладить двигательную активность рук, развить креативные способности.

Также детям будут полезны:

  • разматывание, сматывание ниток;
  • игры со скрепками;
  • накручивание гаек на болтики;
  • закручивание крышек;
  • изготовление поделок;
  • завязывание шнурков;
  • переливание воды в разные емкости;
  • самостоятельная очистка фруктов;
  • собирание пазлов;

Мелкая моторика в 4-4,месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Читайте также:  Имена по святцам. В честь какого святого назвать мальчика

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).

Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.