Забытые игры: во что играли наши родители, когда были детьми

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Какие могут быть игры

  • Ролевые — одни из самых важных для детей, часто помогают отыгрывать внутренние конфликты, спроецировать свои страхи и тревоги на героев. Обладают наибольшим терапевтическим и лечащим эффектом.
  • Спонтанные — внезапная игра, зачастую происходит тогда, когда не ожидалась или не было возможности играть. Вместо игрушек могут использоваться другие материалы, которые находятся в этот момент под рукой. Хорошо развивают фантазию и творческий потенциал.
  • Подвижные — активные игры, направлены на выброс скопившейся энергии. Очень рекомендуются как способ переключить детей с одного вида деятельности на другой или просто посредством игры получить эмоциональную и физическую разрядку.
  • Развивающие/обучающие — направлены на то, чтобы ребенка научить чему-то посредством игры.

Досуговый отдел

Игра – помощник нам, бесспорно, Игре все возрасты покорны. Взаимодействие в игре Поможет понимать друг друга, Нам стать внимательней, добрей, И разрешить вопрос досуга. Играйте с нами! Придумывайте сами! Играйте с друзьями! Удача за вами!

Командные игры.

«Новогодний волейбол». Через зал на высоте 1,5м от земли натягивается гирлянда. На нее можно повесить елочное украшение «дождик» — получиться своеобразная волейбольная сетка. Мячом служат надувные шарики – 15-20 штук. По обеим сторонам располагаются команды родителей и детей по 8-10 человек. Играющие отбивают шарики, как при обычной игре в волейбол, стараясь перегнать его, на сторону противника и не давая упасть на пол. Побеждает команда, у которой окажется наименьшее количество надутых шаров.

«Наступи на шар». Соревнуются несколько пар (взрослый и ребенок). К ноге каждого участника прикрепляются надутые шары. Задача игроков – наступить на шар соперника. Но это сделать нелегко, так как одновременно надо следить и за тем, чтобы свой шар остался целым.

«Толкни ядро». Ядро – простой надувной шарик, но толкнуть его совсем не просто. Чемпионом будет тот, кто сумеет «толкнуть» шарик дальше всех. Место падения шарика можно отметить разноцветными кружочками.

«Приготовь обед». Соревнуются две команды. На подносе раскладываются надписи, из чего готовят борщ и блины (капуста, мука и т.д.) и команды должны кто быстрей собрать весь продуктовый набор.

Веселые поединки с родителями.

  • Возьми за нос правой рукой, а левой – за правое ухо. Хлопни в ладоши и быстро возьмись левой рукой за нос, а правой – за левое ухо.
  • Выставив вперед правую руку и ногу, одновременно вращать руку справа налево, а ногу – слева направо.
  • Кто первым намотает шнур на катушку и приведет к себе детскую машинку.
  • Пронести три городка (предмета), поставленные один на другой, по строго установленному маршруту.
  • Пройти (проскакать) с мячом, зажатым между ног, до стула, сесть на стул, не уронив мяча, оббежать стул вокруг, и не выпуская мяч, вернуться обратно.
  • Поставить в 2 шеренги друг напротив друга две смешанные (взрослый и ребенок) команды и передавать коробок из-под спичек носом (яблоко в локте). Побеждает команда сделавшая это быстрее.
  • Рисунок завязанными глазами. Дети рисуют взрослых (маму и папу), а взрослые своих детей.
  • Украсить воздушные шары в виде веселой мордочки, просто украшение.

Семейная библиотечка.

  • Житенко Е.И.

Соленые игрушки или как сделать сюрприз своими руками. Всем известен факт, что дошкольники и дети младшего школьного возраста очень любят лепить из пластилина. Эта книга предлагает детям с родителями заняться любимым делом и создавать интересные сувениры из слоеного теста.

  • Коган М.С.

Летняя игровая школа на даче. Лето, огород, вода, песок магически действуют на детей. Умелые взрослые могут помочь ребятам познать и открыть для себя новое, непостижимое, а еще потренировать внимание, память, мышление.

  • Коган М.С.

Умные развлечение на кухне. Кухня может служить не только местом для приготовления пищи, но и отличной школой, где ребенок приобретет полезные знания, навыки.

  • Коган М.С.

Домашний Новогодний праздник. Подсказки для проведения домашнего праздника: сюрпризы, затеи, веселые игры, загадки и многое другое для организации веселого праздника дома.

  • Коган М.С.

Подари праздник родным и любимым. День рождение в семье – это всегда маленький домашний праздник. Как сделать его необычным, запоминающимся, радостным…

  • Коган М.С.

Только раз в году. Как организовать день рождения, чтобы он запомнился, чтобы ребенок почувствовал свою значимость, чтобы потренировался в приеме гостей, умении благодарить.

  • Хромова И.В.

Понять своего ребенка. Это издание содержит информацию, почему у некоторых детей трудно формируется «хорошее» поведение, почему в одной семье такие разные дети. Рассказывается об особенностях темперамента, трудно поддающихся переделке.

<< к списку полезной информации отдела…<< к списку всей полезной информации…Досуговый отдел >>

Читайте также:  Записки успешных мам: как привить любовь к чтению?

Третий лишний

Для игры обязательно чётное количество участников. С помощью считалочки выбирают водящего и третьего лишнего. Остальные, по кругу, парами — друг за другом, встают лицом внутрь круга. Начинается погоня: водящий догоняет третьего-лишнего, причем первый должен бегать только за кругом, сквозь круг ему пробегать нельзя. А третий-лишний в любой момент может вбежать в круг и пристроится к любой паре спереди, с криком: «лишний!». Тот час третьим-лишним становится игрок, стоящий последним. Теперь должен убегать он. Но водящий имеет право осалить его сразу же, в момент, как только прежний убегающий пристроился к паре и крикнул заветное слово. Поскольку все игроки должны быть в постоянной готовности рвануть с места, а ситуация на игровой площадке меняется мгновенно, игра приобретает настоящее напряжение и интерес. Когда водящий настигает убегающего, они меняются местами и все начинается сначала. Игра продолжается до полного изнеможения всех игроков.

Как сделать совместную игру детей и родителей максимально полезной?

Развлечения должны не только развлекать, но и учить:

  • Играя с ребенком, расскажи о поведении в реальном мире. Пока малыш наливает чай в чашку, не спеши пить – демонстрируй правильные манеры поведения за столом. Разговаривая с его воображаемыми друзьями, терпеливо жди ответа, прежде чем продолжить разговор, – это поможет внедрить концепцию ведения диалога.
  • Пополняй словарный запас малыша. Беседу за чаепитием дополни новыми фразами, которые раньше не звучали в доме. Малыш неосознанно запомнит прозвучавшие слова и будет использовать их в разговорах с тобой и приятелями.
  • Используй разные формы игры. Самые доступные варианты: читать вместе, отправиться на экскурсию, приготовить и разделить еду (приготовление и обед можно вообразить). Любое время, проведенное вместе, несет огромную ценность, помогает узнать друг друга и создает прекрасные воспоминания на всю жизнь.

Впрочем, старайся не перенасыщать малыша своим вниманием. Откликайся на его интерес и желание провести время с тобой, и старайся меньше навязываться. Если в данный момент карапузу больше по душе игры с друзьями – пусть играет с ними.

Заключение

Совместные игры для детей и родителей – отличная возможность узнать друг друга и обучить малышей чему-то новому. К счастью, в игру можно превратить любое домашнее занятие – от приготовления ужина до уборки. Самое главное в этом – сохранять контакт с малышом и отзываться на его желания.

Весь мир – театр

Особенно для детей. Их мир состоит не столько из слов, сколько из жестов, мимики, интонаций. Дети поразительно точно могут их «считывать». На «бессловесных» способах общения и основаны многие театральные игры. Кстати, в эпоху немого кино актера оценивали именно по тому, насколько точно он с помощью жестов и мимики выражает то или иное чувство, ситуацию.

Да и взрослым очень полезно порой раскрепоститься, дать своему телу двигаться так, как оно хочет, и сообщить что-то о себе не словами, а каким-то другим способом.

Вот, например, известная игра « Крокодил », которая отлично подходит для семейного досуга. Для нее требуется как минимум четыре человека. Игроки делятся на две команды. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, «самолет». Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и сообщают ему загаданное слово. Задача этого участника игры – не произнося ни единого слова, в пантомиме изобразить для своей команды загаданный предмет так, чтобы она его угадала. Отгадывающая команда может задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Игрок делает это кивком головы. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

Можно устраивать и настоящие спектакли. Для самых маленьких зрителей больше подходят кукольные действа, а ребятишки постарше обожают наряжаться в «настоящие костюмы», гримироваться и играть по всем правилам высокого искусства. Может быть, вы захотите поставить спектакль к ближайшему дню рожденья? Причем, совсем не обязательно, чтобы это был детский юбилей. Папе, маме, бабушке или дедушке будет очень приятно увидеть спектакль, поставленный в их честь.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Похвала ребенка – как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

Похвала ребенка – как это делать правильно?

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Читайте также:  Безопасность детей дома: что нужно знать родителям?

Полезный совет напоследок

Похвала ребенка – как это делать правильно?

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Оставить комментарий

«Порядковые» игры

Лучшие развлечения для семейного праздника. Всем домочадцам известны правила общежития: для каждой общей вещи — строго своё место и положение! Для каждой личной вещи тоже своё место и положение в личном пространстве! «Порядковые» игры — это интригующие домашние семейные игры, которые заставляют домочадцев уделять больше внимания совместному быту.

Не в порядке

Определите зону игры и количество вещей, места или положение которых будут изменены. Далее установите время, за которое необходимо найти эти изменения. Жребий выбирает начинающую команду (или игрока). Начинающая команда удаляется из зоны игры. Оставшиеся участники меняют привычное местоположение общих вещей (например вазу переставляют на другое место, или выкладывают мыло из мыльницы где-то рядом, или переворачивают кверху ногами обувную полку…) После этого испытуемая команда ищет вещи, которые «не в порядке»! Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда (игрок), которая найдёт большее количество изменений.

Самый порядочный

Собравшись вместе семья обходит свои владения и находит чьи-то личные вещи не на своём месте. Выигрывает тот, чьих вещей найдено меньше всего или не найдено вообще. В качестве приза, можно устроить ухаживание всей семьёй за победителем во-время ужина.

Порядочный дом

Вся семья составляет список обязанностей по семейному быту в соответствии с алфавитом, сколько вспомнится. Далее каждому занятию приписываются имена членов семьи, постоянно выполняющих эти обязанности.

Примеры

  • В — водит в школу — Дедушка Коля
  • Г — готовит — Мама Маша, Бабушка Оля, Бабушка Нина
  • Д — делает зарядку — Папа Серёжа, Мама Маша, дядя Миша, тётя Ира
  • Ж — жарит шашлык — Папа Серёжа, Дядя Миша, Дедушка Слава
  • З — звонит по телефону — Папа Серёжа, Мама Маша
  • И — играет в бильярд — Папа Серёжа
  • К — консервирует — Мама Маша, Бабушка Оля, бабушка Нина
  • Л — ловит рыбу — Папа Серёжа, Дядя Миша, Дедушка Слава, Бабушка Нина
  • М — моет посуду — Мама Маша, Бабушка Оля, Полинка
  • Р — рулит — Папа Серёжа
  • С — стирает — Мама Маша
  • Х — ходит в садик — Кирилл

Выигрывает тот, чьё имя встречается чаще всего. Победили папа с мамой?! Это очень полезные конкурсы для родителей и детей!

По — порядку

Семья делится на два клана, по — желанию или жребием выбирается ведущий. По его команде кланы должны правильно построиться. Команды бывают как простые, так и сложные. Главное, чтобы они были оригинальными.

Примеры

  • построиться по возрасту «от мала до велика»
  • по старшинству
  • становись по первой букве в имени бабушки по папиной линии

За кланом, который ошибся или опоздал записываются штрафные баллы. Чтобы участники игры не расслаблялись и не затягивали конкурс, ведущий может давать время на построение, например, громко считать до 10. Эта игра настолько захватывающая, что вызывает массу споров, смеха и ошибок. Сами конкурсанты начинают путаться в своих же датах, размерах и именах! Очень забавное и одновременно познавательное состязание! Например, после команды «по обхвату талии» народ долго меряется, начинает хохотать и в результате ошибается. Зато маленькие члены семьи могут узнать, что их прадедушку звали Федот, а прабабушку Ефросинья… Если в командах ведущего будут длинные запутанные фразы, то их необходимо повторить громко и четко 2 раза, а потом начинать отсчёт.

Как научить трехлетнего ребенка играть самостоятельно

Но вопрос так и остаётся открытым, что нужно для того, чтобы ребёнок играл самостоятельно? Оказывается, ответ на него довольно прозаичен. Есть некоторые требования, соблюдая которые родители быстро научат этому своего малыша:

  • чтобы ребёнок каждые пять минут не цеплялся за мамину юбку, а с каждым вопросом не бежал к отцу, родители должны уделять ему достаточно своего времени, заботы, и настоящего проявления ласки и любви, в которых даже более взрослый малыш отчаянно нуждается;
  • прежде чем ждать от ребёнка сосредоточенной игры и внимания, родители должны убедиться, что он понял правила и знает, как играть;
  • при необходимости у взрослого должна быть возможность контакта с малышом, ведь ему может понадобиться помощь;
  • папе и маме надо поощрять желание ребёнка играть самостоятельно, а это, прежде всего, похвала.

Нельзя забывать и о том, что игровое пространство сына и дочери должно быть удобным и специально обустроенным, кроме того, дети должны чувствовать себя, с одной стороны защищёнными, с другой – абсолютно свободными.

Навыки самостоятельного времяпровождения очень важны, в дальнейшем такая модель поведения сделает ребёнка самодостаточным и готовым к любым жизненным коллизиям. Главное, чтобы все члены семьи действовали по этим правилам, и тогда малыш не только научится управлять своими желаниями, действиями и временем, но и искренне будет радовать близких успехами и достижениями.