Выявление психологического дискомфорта через рисунок

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент.

Работа с родителями в детском саду

Консультации для родителей «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Воспитатель по изодеятельности Марценюк Т.М. Уренгой

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельнуюличность.А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства — рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование — большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Читайте также:  Воспитание ребенка до года: советы родителям и рекомендации психолога

Большинство специалистов — и психологов, и педагогов — сходятся во мнении: детское рисование — один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование — это важный информационный и коммуникативный канал.

Работа с родителями в ДОУ:Консультации для родителей в детском саду | Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей | Родительские собрания в ДОУ | Оформление родительского уголока, Перспективные планы по работе с родителями

Детские рисунки: на что обратить внимание

При анализе рисунков особенно показательны с точки зрения психологии три вещи:

  • Цветовые решения;
  • Изображение автопортрета;
  • Образ семьи.

Начнем с цвета:

  • Если ребенок часто использует в рисунках желтый, это характеризует малыша, как мечтательного, открытого, с положительной динамикой живого воображения.
  • Розовый говорит о чувствительности малыша. Ему необходимо быть с родителями в тесном контакте: чаще обнимайте, поглаживайте по голове или просто держите за руку.
  • Красный свидетельствует о психологической и физической активности; темпераментный малыш, может быть непослушным, неусидчивым.
  • Бежевый или охра, лиловый, голубой говорят о гармоничном психологическом состоянии.
  • Преобладание синего цвета в рисунках определяет ребенка как спокойного, осмысленного в своем выборе и действиях.
  • Зеленый описывает ребенка как упрямого и настойчивого.
  • Оранжевый — цвет возбудимости.
  • Фиолетовый определяет ребенка, как творческого, ранимого и чувствительного. Нужно уделять больше ласки и внимания.

Доминирование в картинке цветов:

  • серого,
  • коричневого,
  • темно-зеленого,
  • черного
  • темно-красного

может говорить о каком-то психологическом дискомфорте или проблемах, с которыми стоит обратиться к психологу.

Идем дальше — автопортрет!

Психологи используют такой метод для определения морального состояния ребенка. Например, специалист просит ребенка нарисовать себя.

  • Мимика на лице устанавливает эмоциональность ребенка — позитивный, пассивный и т.д.
  • Изображение маленького размера в нижней части листа может свидетельствовать, что ребенок не чувствует себя личностью, преобладает низкая самооценка. Если наоборот в верхней, — высокая самооценка. Расположение «самого себя» на весь лист говорит о гиперактивности малыша.
  • Недостаток в композиции частей тела: рта, ушей, пальцев может говорить о проблемах проявления себя, как личности.

Образ семьи — еще один тест в работе психолога

Детские рисунки: на что обратить внимание

Чтобы выявить, есть ли у ребенка психологические проблемы, связанные с семьей, проводится работа с семейным рисунком.

Учитывается все: кого из родителей первым нарисовал малыш, размер членов семьи на листе, мимика, насколько близко/далеко они к ребенку находятся.

Разберем некоторые детали подобной работы:

  • Кого первым изобразил малыш в семейном портрете, того и считает главным в семье.
  • Изображенные на заднем плане родственники свидетельствуют о незначительности в жизни ребенка.
  • Гармоничный портрет, где все участники держатся за руки, говорит о полном порядке в психологическом состоянии. Дополнение: если семья нарисована в комнате, но в ней присутствует обычное желтое солнце, то это может говорить о нехватке тепла со стороны родителей.
  • Если ребенок не изобразил брата или сестру, а они есть по факту, можно судить о ревностном отношении к родителям.
  • Рисунок оформлен в «живых» тонах, значит в семье яркая, увлекательная жизнь — все в порядке! Когда наоборот, то ребенок больше занимается «своими делами», чем совместно с семьей.
Читайте также:  15 развивающих игр для детей до 3 лет

Уважаемые родители! Разумеется, все выводы, приведенные в данной статье — это не закон, не стопроцентное правило, это просто повод обратить внимание, уточнить, проконсультироваться. Не более того. Информирован, значит, вооружен.

Для выявления действительных психологических проблем требуются специалисты. Это их работа.

А работа родителей —  заботиться о положительном психологическом состоянии малыша и обращать внимание на любые мелочи, включая указанные выше нюансы детского творчества.  Удачи вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Возрастные особенности детей 4-лет

Юные художники шаг за шагом начинают осваивать более сложные техники рисования. Их изображения становятся схематичнее и понятнее, а темы для творчества разнообразнее. В этот период идёт освоение сюжетного рисунка. К композиции из предметов добавляются всевозможные объекты: дождь, солнце, облака.

К 4-5 годам дети знают основные геометрические фигуры и могут их изобразить, имеют представления о величине и расположении предметов. Рисуя человечка, малыш начинает прорисовывать его лицо: глаза, брови, нос, рот, волосы. Развивается образное мышление. Расширяются границы воображения. Формируется оригинальность и произвольность.

Польза рисования для детей

Почему все педагоги и психологи рекомендуют начинать рисование с детьми как можно раньше? Научить малыша рисовать действительно важно. Детям раннего и дошкольного возраста творчество полезно по таким причинам:

  • стимулирует мелкую моторику и логику;
  • развивает речь;
  • помогает формулировать мысли, предложения;
  • улучшает функцию самовыражения;
  • способствует самоутверждению;
  • учит принятию нестандартных решений;
  • развивает память и внимание;
  • способствует улучшению трудолюбия, усидчивости.

Процесс рисования для детей 2-3 лет и даже младше подарит массу радостных эмоций, поможет диагностировать различные проблемы – медицинские, психологические. Рисование борется с комплексами, замкнутостью, неуверенностью в себе. Также это искусство закладывает эстетическое восприятие мира и уже с малых лет выявляет творческие наклонности ребенка. Рисование с родителями – это повод для дополнительного совместного пребывания и развлечения.

Возраст начала рисования

Потребность рисовать у ребенка может возникнуть уже в младшем возрасте – в 1 год или чуть позже. У большинства малышей отчетливо просматривается тяга к ярким цветам, желание изобразить что-то на бумаге к 1,5-2 годам. Конечно, первые рисунки представляют собой размалеванные пятна, зато ребенок с каждым разом трудится все активнее. Также нередко его «таланты» становятся заметными на мебели, стенах, обоях, но психологи не рекомендуют сильно ругать ребенка за это, чтобы не отбить желание творить.

Примерно к 4-5 годам дети уже могут начинать посещать уроки рисования, если есть желание и склонность. Красивые картинки можно научиться рисовать и дома, занимаясь с родителями. В интернете сейчас много полезных мастер-классов, тематической информации. Дети 7-8 лет и старше могут ходить на занятия школьного кружка по рисованию, где им расскажут об основах живописи и научат многому интересному.

Какие краски подойдут – выбор материала для детского творчества

Для рисования детьми с 4-х лет уже можно приобретать гуашь. Начинающим эти краски подходят прекрасно. Их плотность позволяет последовательно накладывать цветные слои, закрашивать испорченные фрагменты. Обычно для раскрасок или рисования картинок в альбоме достаточно набора из 6 цветов, из которых можно получить много новых оттенков. Детям постарше лучше купить более крупные наборы – 10 цветов и больше. С 6 лет уже можно переходить на акварельные краски, а в 7-9 – применять для творчества акриловые красители (например, для рисования на фольге, ткани).

Читайте также:  Малыш в 2 месяца: что нужно знать родителям

Как заинтересовать ребенка в рисовании

Если у дошкольника есть хоть малейшая тяга к рисованию, родители должны задуматься о том, чтобы развить его способности. Чтобы малыш не потерял интерес к творчеству, его можно записать в художественный кружок, студию или прибегнуть к индивидуальному обучению с частным преподавателем.

Категорически не рекомендуется записывать ребенка в специализированное заведение против его воли. Карапуз должен с удовольствием посещать занятия, в противном случае это не принесет никаких результатов.

Организация рабочего пространства

Чтобы дошкольник мог заниматься рисованием в домашних условиях, ему нужно подготовить рабочее место. Малыш должен видеть изображение полностью, поэтому для рисования следует взять мольберт или же рисовать на полу. Отдельное внимание следует уделять освещению, поскольку свет должен падать с противоположной стороны от руки, которой малыш рисует.

Пример организации рабочего места детям

Что касается рабочих материалов, то вода должна находиться справа (если малыш — левша, то слева), краски — над рисунком или возле воды, а палитра для смешивания цветов — в руках. Если палитра будет стоять возле красок, то в процессе работы можно случайно капнуть на картину, испортив ее.

Почему рисование важно для детей

Рисование — важный вид деятельности в ясельном и дошкольном возрасте. Оно:

  • развивает у ребенка мелкую моторику,
  • развивает зрительно-моторную координацию,
  • развивает творческое самовыражение,
  • развивает навыки подготовки к письму,
  • увеличивает концентрацию внимания ребенка,
  • развивает когнитивное понимание концепций.
Почему рисование важно для детей

Специальное «обучение» ребенка рисованию по образцам не является естественным, соответствующим возрасту способом развития творческих способностей.

Как психотерапевты исцеляют внутреннего ребёнка

У детских травм долговременные последствия. Поэтому, если во время общения с внутренним ребёнком вы поняли, что он ранен или обижен, его нужно исцелить. Это можно сделать с психотерапевтом. У специалистов есть несколько техник 3 Therapies to Heal Your Wounded Inner Child для помощи.

Техника пустого стула

Психотерапевт просит клиента сесть напротив пустого стула и представить, что на нём кто-то сидит. Например, родитель или другой родственник. Этому человеку нужно рассказать о своих чувствах и мыслях, объяснить, чего от него не хватало в детстве. Также специалист может предложить поменяться с воображаемым персонажем местами. Например, представить себя своей бабушкой и выслушать внутреннего ребёнка.

На терапии можно лучше узнать чувства из прошлого и осознать, как они влияют на взрослую жизнь. У некоторых пациентов получается познакомиться со сторонами характера, которые они пытались отрицать.

Схемная терапия

У людей, которые росли во враждебной обстановке, часто проявляются дезадаптивные (неправильные) схемы поведения. Из-за них могут возникнуть трудности в отношениях или с самообладанием.

Схемная терапия помогает избавиться от проблем, которые появились в детстве. Ключ к успеху в том, что психотерапевт использует технику повторного воспитания и удовлетворяет эмоциональные потребности человека. Например, хвалит его. В итоге пациент меняет мнение о себе и учится новым моделям поведения.

Десенсибилизация и повторная обработка движением глаз

Этот вид терапии помогает справиться с паническими атаками, стрессом, болезненными воспоминаниями и навязчивыми мыслями, которые появились из-за детских травм.

Во время сеанса человек сосредоточивается на плохих мыслях, эмоциях или ощущениях. Психотерапевт начинает двигать рукой влево-вправо, а пациент — следить за перемещением. В зависимости от того, в какую сторону смотрят глаза, активируется левое или правое полушарие. В этот момент мозг начинает перерабатывать негативную информацию.

Используем пипетки

Такая необычная техника рисования носит называется каплетерапией. Ее часто используют для улучшения координации рук и подготовки к письму.

Задумка проста: на лист бумаги нужно положить или приклеить ватные диски и налить в стаканчики разноцветные растворы гуаши. Ребенок будет набирать пипеткой растворы и капать на ватные диски.

Чтобы ему было интереснее, можно дорисовать к ватным дискам ножки, лапки и усики. Так у вас получатся гусеницы, ежики, божьи коровки, которые и будет раскрашивать ребенок.