Всё о детской игромании: как оградить от неё ребенка и как вылечить

Польза и вред для детей от современных гаджетов

Всегда с собой

Сегодня ребенок может превратиться в настоящего геймера хоть в 2 года. Помните, еще совсем недавно считалось, что беременной женщине категорически нельзя работать за компьютером? А о том, чтобы положить ноутбук на живот, и речи быть не могло. Сегодня мы не представляем, как может быть иначе. И как мы жили без смартфонов и интернета, верится с трудом.

Да, дети, которым сейчас от 2 до 6 лет, не первое поколение, ощутившее на себе влияние гаджетов. Интернет, на минуточку, придумали в конце 80-х годов прошлого века. И сейчас уже можно подвести некий итог. Представители поколения Z, которым сейчас не больше 20‒25 лет, получились действительно другими. Хотя бы потому, что благодаря компьютерным технологиям и новому способу подачи информации заработали себе клиповое мышление, отрицающее логику и причинно-следственные связи.

Но наши дети родились первыми в ту эпоху, когда интернет стал портативным. Сегодня доступ к развлекательным ресурсам и видеоиграм дают не стационарные компьютеры, а смартфоны, которые мы везде берем с собой. Это обстоятельство и привело к тому, что последние 5 лет родители активно приобщают малышей к гаджетам. И если раньше психологи говорили о зависимости от видеоигр у подростков, сегодня она формируется уже у дошкольников. Просмотр мультфильмов в режиме нон-стоп попадает в ту же категорию.

Польза? Есть!

Как и у любого жизненного явления, здесь есть свои плюсы и минусы, нельзя однозначно утверждать, что гаджеты — вселенское зло. Но стоит оговориться, что в отношении детей младшего возраста, польза измеряется только степенью удобства для родителей. 

Малышу до 3-5 летнего возраста ни к чему ежедневно пользоваться смартфоном и планшетом. Сегодня психологи всего мира сходятся во мнении, что использовать мобильные и планшеты детям не рекомендуется.

Говоря о пользе гаджетов для детей старше 5 лет, смело можно упомянуть:

  • развитие (разнообразие развивающих приложений помогает ребенку учиться читать и считать, осваивать иностранные языки, развивать познавательные процессы в целом);
  • быстрое и удобное получение информации;
  • экономия времени (например, чтобы прочесть книгу или найти изображение редкого животного вам не придется ее где-то искать);
  • возможность чем-то себя занять во время длительного ожидания (например, родители могут дать поиграть в планшет, ожидая своей очереди в поликлинике);
  • веселое провождение времени и улучшение настроения (развлекательные игры, онлайн-общение с интересными собеседниками и прочее).

Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

Как избежать привыкания?
  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

Источник -gadzhetov-na-rebenka/

Найдите альтернативу

Обязательно предлагайте альтернативную деятельность, желательно — социальную. Если нет возможности ходить в садик или школу раннего развития, кружки и студии, посещайте детскую площадку! Познакомьтесь с другими родителями и их детьми во дворе, научите своего малыша принципам общения, поощряйте совместные игры — активные на улице, настольные дома.

Читайте также:  Уход за новорожденным в первые месяцы жизни

Общение со сверстниками помогает не только отвлечься от планшета, но и выработать характер, научиться отстаивать собственные интересы, договариваться, проявлять лидерские качества, вести совместную деятельность — поверьте, всё это понадобится вашим дочкам и сыночкам во взрослой жизни!

Игра — универсальный способ осваивать новые знания и умения, а поскольку жить вне общества не представляется возможным, надо с детства учить ребёнка коммуникабельности и особенностям взаимодействия с окружающими.

Статья по теме

Рецепты «книгоедения». Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам и с охотой?

Оценка результатов теста

Посчитайте количество утвердительных ответов на поставленные вопросы:

  • 0–2 балла. Зависимости от гаджетов нет. Игра захватывает, и ребенку не хочется отставать от сверстников, но на данный момент это не переросло в серьезную проблему.
  • 2–4 балла. Можно говорить о формировании зависимого поведения. Быть может, все еще не так страшно, но если не начать действовать сейчас, проблема может усугубиться. Есть смысл обратиться к психологу для получения оценки происходящего и разработки плана действий.
  • 4–7 балла. Скорее всего это состояние можно описать, как зависимость ребенка от гаджетов. Это серьезная и сложная проблема. Следует обратиться к психологу для получения оценки происходящего и разработки плана действий.

Получайте новые статьи раз в неделю:

Оценка результатов теста

Электронная почта:*ПодписатьсяПредоставлено SendPulse Рассказать друзьямВКонтактеФейсбукВотсапТелеграмТвитерЧитать статью

Детский шантаж: почему поддаваться ему — плохая стратегия?

Почему не стоит уступать детям

Читать Читать статью

Как убедить ребенка, что ему не нужен такой дорогой телефон?

Как отказать ребенку в покупке нового айфона?

Оценка результатов теста

Читать Читать статью

Рассказываем, почему идеальная мать — вовсе не идеальная.

Как у ребенка зависимость от телефона: симптомы номофобии

Мобильная зависимость – это, прежде всего, психологическое отклонение, которое не стоит оставлять без внимания. Нельзя легкомысленно смотреть на то, как твой ребенок осознанно уходит от реальности и вместо активного отдыха на улице выбирает вечерние посиделки со смартфоном в руках.

Для того, чтобы распознать наличие мобильной зависимости у подростка, достаточно обратить внимание на следующие ее симптомы:

  • Вся жизнь подростка крутится вокруг смартфона, он просто ничем другим уже и не интересуется.
  • Потеря мобильника ведет к панике, истерике и вспышкам агрессии.
  • Каждые 10-15 минут ребенок тянется к смартфону.
  • Постоянное стремление ребенка проверить мобильную почту или личные сообщения.
  • Подросток постоянно обновляет контент на своем смартфоне.
  • Подросток старается не расставаться с девайсом ни на минуту.

Важно

Зависимость от смартфона (номофобия) характерна для детей в возрасте от 12 до 16 лет. Именно в этот период у ребенка идет активное формирование личностных ценностей.

Как извлечь из гаджетов пользу

Конечно, технический прогресс имеет и свои плюсы, поэтому нельзя полностью изолировать ребенка от компьютеров и телефонов. Чтобы сделать устройства другом ребенка и не спровоцировать гаджет-зависимость, важно найти оптимальное время для игр с ними. Врачи рекомендуют придерживаться уже проверенного графика:

Крох до 3 лет лучше не сажать перед экраном вообще. Отвлекайте их книжками, развивающими игрушками, изучением всего, что безопасно. Если ребенку не показывать мультики, он и не будет о них вспоминать, а уж отсутствие компьютерных игр точно не скажется отрицательно на его здоровье.

  1. 15 минут достаточно для детей 3-5 лет;
  2. 20 минут — для 6 лет;
  3. полчаса допустимы для семи- восьмилеток;
  4. 40 минут — оптимальное время для 10-12 лет;
  5. Время для подростков 13-14 лет – 50 минут.

Разумеется, чем старше ребенок, тем сложнее проконтролировать время его пребывания за компьютером, особенно, если родители постоянно на работе, а школьник предоставлен сам себе. Можно ставить на гаджеты пароли, устанавливать родительский контроль и прочими способами преграждать путь к компьютеру, но будет ли результат?

Как извлечь из гаджетов пользу

Важно как можно раньше привить ребенку интерес к «живым» занятиям, пробудить жажду чтения, найти хобби, записать в секции, которые обеспечат общение и развитие, а также минимизируют влияние гаджетов на жизнь подростков.

И главное – объясняйте ребенку, как пользовать гаджетами с максимальной пользой. Зачастую дети бесполезно проводят время за компьютером, потому что просто не знают всех его возможностей. Пусть ребенок ведет электронный дневник, учит язык в игровой форме, читает интерактивные книги и развивает полезные навыки самостоятельности и ответственности.

Читайте также:  2 формата бизнеса на организации праздников для детей

Только от вас зависит, насколько крепким будет здоровье и острым ум вашего ребенка. Не доверяйте его воспитание гаджетам, если не хотите потом пожинать плоды своего легкомысленного поведения.

Лекция по теме статьи

Влияние гаджетов и компьютерных игр на детей. Разрушение психики в технократическом мире.

Затрагиваемые в лекции вопросы:

  • Изменение сознания под воздействием компьютерных игр;
  • Формирование животной реакции бей/беги;
  • Раздвоение личности между виртуальным и реальным миром;
  • Управляемые процесс распространения ложных представлений о мире;
  • Разрушение психики в технократическом мире;
  • Появление новых диагнозов в психологии;
  • Зомбирование через СМИ и виртуальную реальность;
  • Как защитить себя и детей от вредной информации.

Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков

Одержимость компьютерными играми

Самый очевидный признак компьютерной зависимости. Ребенок постоянно занят игрой. Он думают, читает, смотрит видео и говорит о ней даже когда не играет (но использует первую возможность, чтобы возобновить игру). Страдает концентрация и внимание, подросток мечтает об игре, когда он должен быть сосредоточен на другом (слушать учителя, делать домашнее задание, выполнять контрольную работу или готовиться к экзамену).

По мере того, как одержимость прогрессирует, подростки могут полностью игнорировать школьные или домашние обязанности, опаздывать на встречи и перестать проводить время с друзьями в реальном мире.

Ложь о времени, которое ребенок проводит за играми

Дети часто скрывают правду о том, сколько времени они проводят в видеоиграх. Особенно, если компьютер или игровая консоль находятся в спальне ребенка. Он скажет, что делал домашнее задание, когда на самом деле провел несколько часов за игрой. Некоторые специально просыпаются ночью, чтобы поиграть.

Потеря интереса к другим видам деятельности

Подростки и дети, которые становятся зависимыми от видеоигр, постепенно теряют интерес к вещам: спорту или другим хобби, которыми они когда-то увлекались. Пренебрежение учебой, если ранее ребенок учился хорошо, – первый признак пагубного влияния видеоигр.

Интерес к видеоиграм постепенно трансформируется в одержимость, потом, – зависимость. Если приятные в прошлом занятия утратили свою привлекательность для ребенка, стоит задуматься.

Если ребенок интересуется только компьютерными играми, это указывает на то, что “привычка” становится или уже стала нездоровой. Родители должны принять меры.

Социальная изоляция

Подростки и дети, которые любят видеоигры, заметно меняются. Недавно общительные подростки могут перестать проводить время с друзьями и семьей. Они могут заявить, что все лучшие друзья теперь в Интернете. Они могут показаться замкнутыми и антисоциальными. С большей вероятностью предпочтут видеоигры социальному взаимодействию.

Дипломатия – защита – нападение

Типичная цепочка поведения на разных этапах развития проблемы.

На ранних стадиях зависимости дети торгуются за игровое время и дают много обещаний, которые не выполняются. Разными способами выпрашивают себе разрешение на игру:

“Я сделаю все, что вы хотите, когда пройду уровень/закончу игру, подождите”.

Родители перестают верить обещаниям. Если спросить, почему они не выполняются, и он играет так много, подросток будет защищать своё увлечение:

“Сейчас все играют”.

”Другие играют еще больше”.

“Зато я не наркоман и не алкоголик, всегда дома”.

Когда это перестает работать и родители вводят ограничения, они могут быть встречены агрессией, враждебностью, ругательствами, оскорблениями и, даже, физическим насилием.

Раздражительность, тревожность и упадок настроения

Дети, которые вынуждены прекратить играть в течение некоторого времени, становятся раздражительными. Вместо того, чтобы найти другие занятия, позвонить друзьям или выйти на улицу, они будут думать, как восстановить доступ к компьютеру. Они будут говорить, что все занятия “скучные”. Трудно сосредоточиться, мешают мечты об игре.

Компьютерные игры как побег от реальности

Зависимость сопровождается использованием компьютера или другого устройства для ухода от реальных проблем или переживаний. Дети сбегают в игры от любой внешней опасности, реальной или надуманной. Вместо того, чтобы решать проблемы, их игнорируют.

В подобных случаях компьютерная зависимость у детей и подростков рассматривается как следствие причин, о которых мы говорили выше.

Если убрать причины, которые привели к зависимости это, скорее, не повлияет на компьютерную зависимость, потому что она уже будет существовать независимо.

Читайте также:  Полезные книги для родителей

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных выше признаков, нужно принимать меры.

ЗАБЕРИТЕ ПОДАРОК!

Скачайте памятку для родителей по профилактике компьютерной зависимости

Email*СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ

это бесплатно

Если форма для скачивания памятки не отображается – отключите блокировщик рекламы.

Две популярные ошибки родителей

Первая. Использование жестких ограничительных мер и введение “санкций” на использование компьютера, не предлагая ничего взамен. Закрывая подростку вход в виртуальный мир, вы вынуждаете его обороняться, становитесь врагом.

В 33% случаев родители не могут повлиять на ситуацию потому, что ребенок не идет на контакт с “врагом”.

Вторая. Родители намекают подростку, что он не в себе. Начинаются разговоры о походе к врачу или в поликлинику. Профиль подобных мест – психиатрия. Худшее, что вы можете сказать ребенку – что он ненормальный: физически либо морально. Главное условие успешности любой терапии – желание сотрудничать с врачом, которое вы не получите от ребенка. Вспомните себя в юности: хотели бы вы отправиться к “специалисту”?

Как оградить ребёнка от игромании

Компьютерные игры приносят свою пользу. Игры бывают увлекательные, познавательные. Но польза будет только в том случае, если порцию игр на компьютере ребёнок получает дозированной, а мама в курсе, во что он играет.

Часто компьютерные игры превращаются в постоянное времяпровождение. Родители обеспокоены тем, что у ребёнка портится зрение, осанка, он не хочет идти гулять со сверстниками, забывает даже поесть. Оторвать от игры стоит большого труда, иногда дело заканчивается скандалом.

Когда формируется зависимость от компьютерных игр

Ничто так не привлекает маленького ребёнка, как яркие силуэты, движущиеся на экране, громкие звуки. Движение на экране удерживает внимание даже взрослого человека, не говоря о ребёнке. Как только малышу показали, что можно самому управлять яркими машинками, одевать или раскрашивать куклу на экране, начался новый этап развития.

Дети — фантазёры. Игра предлагает им попробовать себя в роли принца или отважного воина, в роли феи, управляющим суперсовременной машиной. Малыш погружаются в сказку. Если младший детсадовец не может самостоятельно выбрать себе игру, то старшим детям компьютерные игры доступны. Часто ребёнок легко может скачать себе нужную игру при свободном доступе в сеть интернет.

Если процесс не контролируется постоянно родителями, достаточно быстро возникает зависимость. Ребёнок занят мыслями об игре и думает только о том, как быстрее к ней вернуться.

Как оградить ребёнка от этой зависимости

1) Контролировать поведение. Не следует в присутствии ребёнка просиживать за компьютером, гоняясь за стадами виртуальных животных в увлекательном сафари. Показывать ребёнку, что это одно из развлечений, но не нужно отдавать ему много времени.

2) Сидение за компьютером не должно быть моментом, избавляющим родителей от занятий с детьми. В таком случае ребёнок скоро сам станет находить утешение в компьютерных играх.

3) Награждать игрой в компьютере тоже не стоит, особенно за незначительное дело: вымыл руки, допил молоко.

4) Время, проведённое с родителями, увлекательнее сидения за компьютером. Когда малыш захочет посидеть и поиграть в «Гонки», «Переодевалки» например, предлагайте поиграть с настоящими игрушками, машинками, куклами. Никакая виртуальная игра не заменит радость и пользу живого общения.

5) Заострять внимание на проблеме зависимости от игр не нужно. Постоянное проговаривание повышает значимость компьютерных игр в глазах ребёнка.

6) Если проблема возникает в подростковом периоде, избавиться от неё сложнее. Совсем оградить ребёнка от компьютера не получится и не нужно. В свободное время ребёнок будет стремиться к тому занятию, которое ему интересно. Если ему интересны игры на компьютере, пусть у него останется на это столько времени, сколько разрешит родитель. Остальное время незаметно распределяется между другими делами, важными и полезными: выполнение домашнего задания, спортивная школа, помощь по дому, кружки, прогулка с родителями.

В современный век высоких технологий, когда незрелой психике детей предлагается множество виртуальных миров, легко потерять здорового ребёнка и получить больного игроманией. Родители ответственны за здоровье ребёнка и его душевное состояние.