Воспитание и развитие детей раннего возраста

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Речевое развитие

Трехлетний возраст называют еще периодом маленького почемучки, поскольку дети, познающие мир до этого тактильным способом, теперь пытаются добывать для себя информацию другим путем, а именно пытаясь получить от взрослых ответы на все вопросы.

Трехлетки, имея в активном словаре 500-1500 слов, могут строить предложения, и даже небольшие рассказы, в разговоре использовать метафоры и образы. Развитие речи детей 3 лет состоит из ежедневного пополнения словарного запаса путем получения новой информации из разговорной речи с родителями, прослушивания сказок, общения со сверстниками.

Задержка речевого развития у детей 3 лет может быть связанна с повреждением отделов головного мозга, отвечающим за восприятие речи или воспроизведения слов. Такие детки обычно состоят на учете у невропатолога, имея проблемы с гиперактивностью или напротив, замкнутостью, граничащей с аутизмом. При этом интеллект малыша в норме, но может не прогрессировать, встречая преграду в социальном общении и восприятии. Развитие речи ребенка в 3 года имеющего проблемы неврологического характера состоит из занятий с логопедом, невропатологом, психологом. Развитие моторики у детей 3 лет, методом занятий лепкой из пластилина, вырезанию аппликаций и пальчиковых игр, так же способствует улучшению речевых навыков, поскольку, эти области мозга соседствуют и стимулируют друг друга.

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).
Сенсорные системы

Что видит младенец с рождения до годаКак младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Сенсорные системы

Особенности физического развития детей с года до трех лет

В один год

Основная задача физического развития в этот период – совершенствование двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание). Важным моментом, также, является выработка правильной осанки. Для совершенствования всех навыков важна безопасность окружающего пространства, которое должны обеспечить родители. Существуют основные упражнения, направленные на отработку двигательных навыков:

Особенности физического развития детей с года до трех лет
  1. Для освоения ходьбы, научите ребенка ходить по узкому пространству, так лучше развивается координация.
  2. Почаще прогуливаться с элементами препятствий: кочки, подъемы, ямки. Не откажите ребенку пройти по бревну, залезть на небольшой подъем.
  3. Используйте игрушки с колёсами, где ребенку приходится толкать их или тянуть за собой.
  4. Больше ходите по ступенькам. Ходьба по ступенькам прекрасно укрепляет ноги.
  5. По мере возможности использовать плавание, оно тренирует и развивает все мышцы.
  6. Научите ребенка играть с мячом. Катать в определенном направлении, бросать, ловить.
  7. Используйте для развития малыша музыкально-ритмические упражнения. («Ладушки», «Каравай», «Мельница» и другие)
Читайте также:  «Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией

В два года

Физическое развитие детей раннего возраста. К двум годам ребенок уже достаточно хорошо осваивает ходьбу, его теперь увлекает бег. Он может быстро бежать, если необходимо, резко остановиться и что-либо поднять с пола.

В это время, стоит уделить внимание и мелкой моторике, которая отлично тренирует мозг. Для этого существует различные игры:

Особенности физического развития детей с года до трех лет
  • песочница
  • рисование пластилином
  • мозаика
  • простые пазлы
  • пальчиковое рисование
  • аппликация

В два года ребенок учится прыгать. Поддерживайте интерес ребенка, прыгайте и играйте вместе с ним. Так укрепятся не только мышцы но и ваши тесные эмоциональные связи с ребенком.

В три года

В три года физическое развитие сбавляет темпы и уступает развитию умственному. Движения в этом возрасте уже более отточены и целенаправленны. Дети могут синхронно работать и руками и ногами.

Особенности физического развития детей с года до трех лет

В это время ребенок самостоятельно может подняться по лестнице, подняться вверх по гимнастической стенке, пролезть под препятствием, прыгать на двух ногах.

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.

Развитие детей младшего возраста происходит индивидуально

Дети младшего возраста — особенности

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.

Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.

Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который  в будущем станет базой для развития мышления и воображения.

Факторы, влияющие на развитие речи

Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов.

Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать.

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.

Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.

Кризис 3-х лет — симптомы

Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.

Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни

Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша.

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике.

Читайте также:  Когда зарастает родничок у ребенка: норма и отклонения

Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.

Развитие восприятия у детей  3-х лет

Дети уже воспринимают картинки с простым сюжетом и могут назвать каждый предмет,  на  изображении. Например, мальчик, цветок, машинка и прочее. Однако функциональные связи (человек-действие) дети начинают воспринимать только к концу дошкольного периода.

К 3 годам ребенок может воспринимать бесцветные и контурные предметы, которые ему знакомы. Хорошо воспринимают картинки с различными предметами, поэтому способны правильно подобрать пару в игре лото. Однако незнакомые предметы воспринимают еще только по узнаваемым чертам и второстепенным признакам, поэтому могут ошибаться.

К сожалению, многие ученые спорят относительно того являются ощущения и восприятие врожденными или социально обусловленными. Одни считают, что ребенок уже в утробе многое знает о мире. Другие указывают на важность активности ребенка, так как она влияет на его развитие. Хотя любой ребенок требует всего лишь внимания и заботы, а на активность своего малыша может повлиять любой родитель.

Прочитали: 2 752

 

В 1 год: Подтягивается, держась за мебель, к примеру, за перегородку кроватки из положения сидя или на четвереньках и становится прямо, опираясь за что-нибудь; Пробует делать шаги на месте; При большей уверенности в себе делает пару шагов в сторону, держась за мебель обеими руками. В 16 месяцев: Делает несколько шагов подряд, не держась и не теряя равновесия. В 18 месяцев: Наклоняется и поднимает игрушку с пола, не опираясь и не садясь; Влезает на диван и слезает с него, сначала опуская ноги на пол; Учится делать шаги назад; Влезает на стул и слезает с него; Поднимается по ступенькам, приставляя одну ногу к другой, держась за поручни обеими руками. Пробует таким же образом спускаться по лестнице. В 2 года: Спускается с лестницы приставным шагом, держась за поручень одной рукой; Делает пару шагов на пальцах не держась; Совершенствует умение стоять на одной ноге, держась за поручень; Прыгает вперед два раза на двух ногах не падая; Стоит на одной ноге несколько секунд не падая; Поднимается по лестнице, как взрослый — переменным шагом, держась при этом одной рукой. В 3 года: Спускается с лестницы по-взрослому, держась за поручни одной рукой. Затем убирает руку и перестает держаться; Ловит мяч, брошенный с двухметрового расстояния; Ездит на трехколесном велосипеде.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,до 5,лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Кризис лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.

Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.

К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.