Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте

Развитие и воспитание детей

  1. Не навязывать друзей

    Дружить семьями — это прекрасно. Но то, что родителям нравятся другие родители, не значит, что дети этих взрослых тоже должны дружить между собой. Они вправе создать свой круг общения. Будет ошибкой препятствовать им в этом.

    © DepositPhotos

  2. Не убирать вместо ребенка его комнату

    У каждого должно быть свое личное пространство. Для ребенка это его комната. Он должен сам научиться поддерживать в ней порядок. И знать, что мама не домработница и не прислуга, которая уберет всё, что он только не разбросает.

    © DepositPhotos

  3. Не договариваться об оценках с учителями

    Главное знания, а не оценки. Если всё же отметки очень важны, позвольте ребенку самостоятельно подойти к учителю и договорится о них. Пусть учится общению со взрослыми и налаживает с ними отношения. Ведь это его ученический путь, а не родительский.

    © DepositPhotos

  4. Не делать за школьника домашние задания

    Если ребенок просит о помощи, конечно же, нужно отозваться: объяснить материал, почитать вместе с ним, порассуждать над задачей. В крайнем случае — нанять репетитора. Но ни в коем случае не проявлять инициативу полностью делать уроки за него. Иначе он никогда ни в чём не разберется.

    © DepositPhotos

  5. Не вмешиваться в конфликты ребенка с другими детьми

    Так хочется заступиться, когда кажется, что чужой ребенок обижает родное чадо. Нужно сдерживать такие порывы.

    В этой ситуации оппонент — несовершеннолетний. И разбираться с ним должен его сверстник, то есть родной малыш.

    © DepositPhotos

  6. Не отвечать за ребенка, когда к нему обращаются

    Есть родители, которые настолько боятся, что их ребенок скажет что-то лишнее или не то, что готовы даже отвечать за него. Они боятся опозориться перед другими, и своим поведением несознательно демонстрируют детям, что стесняются их.

    За этой привычкой также кроется скрытое желание контролировать ребенка. Нужно разобраться в причинах и устранить их.

    © DepositPhotos

  7. Не выбирать за ребенка круг по интересам

    Не каждый взрослый достиг того, о чем он мечтал в детстве. Попытка отыграться на детях встречается в каждом новом поколении.

    Если ты отведешь сына изучать астрологию чтобы он стал космонавтом, а дочь — на занятия бальными танцами, то удовлетворишь только собственные амбиции. Маленький человек должен иметь право на самоопределение.

    © DepositPhotos

Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста основывается на совершенно других принципах. Мы писали о них в одной из наших предыдущих статей. Возможно, тебе будет интересно.

Воспитание ребенка с нарушениями развития еще более сложная тема. К таким детям нужен особый подход. О том, как вовремя заметить нарушения и правильно на них отреагировать читай в следующей статье.

Какие особенности воспитания ребенка в семье являются наиболее значимыми?

Когда у молодой пары появляется первенец, родители не всегда способны договориться друг с другом о том, какие принципы воспитания будут действовать в их семье. У каждого из них накоплен определенный жизненный опыт, в результате которого формируется более-менее устойчивая система понятий о том, каким должно быть воспитание ребенка. Если подходы родителей к воспитанию детей значительно разнятся или вовсе противоположны, возникают конфликтные ситуации. Это и является одной из самых важных особенностей воспитания ребенка в семье. Семейной паре нужно как можно раньше научиться решать подобные конфликты и выбрать единую форму воспитания ребенка в семье, которая будет устраивать обоих.

Другой проблемой современных семей является стремление многих родителей переложить процесс воспитания ребенка на чужие плечи. Мамы и папы, которые слишком активно занимаются развитием своего чада, отправляя его в спортивные секции и на всевозможные обучающие курсы, часто забывают о важности семейного воспитания. Здесь нельзя обойтись какими-то стандартами и положиться на знания профессиональных педагогов. Эта сфера требует серьезной работы родителей, в которую они должны вкладывать душу: обоим нужно стараться проводить больше времени с ребенком и строить с ним доверительные отношения.

Еще одной важнейшей особенностью воспитательного процесса является сильная зависимость качества воспитания от психологического климата в семье. Привить ребенку правильные семейные ценности можно только в комфортной и теплой атмосфере. Невозможно воспитать в ребенке высокие нравственные качества, если он каждый день видит, что члены его собственной семьи ведут себя агрессивно или неуважительно по отношению друг к другу.

И наконец, важнейшей особенностью семейного воспитания является необходимость индивидуального подхода к ребенку. В этой сфере не существует универсальных рецептов, которые были бы пригодны для каждой семьи и для любого ребенка. Все детки разные, поэтому в семейной педагогике нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка – его характер, темперамент, способности. Правильное воспитание основывается на стремлении родителей понимать своего ребенка и на умении строить гармоничные отношения с ним.

Основные правила

Правильное социально-нравственное воспитание детей в семье должно пройти три уровня, только так можно вырастить личность, устойчивую к отрицательному воздействию со стороны.

  • Первый уровень – это мотивация. Важно создать у ребенка потребность развития, стремление познать нормы, правила морали.
  • Второй уровень – эмоционально-чувственный. Это правильное воспитание эмоций, ощущений.

    На эмоциях основаны такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость.

    Здесь важен личный пример взрослых, а не только словесные наставления.

    Воспитать чувства можно только с помощью ласки, поддержки, а не запретами, наказаниями.

  • Третий этап – рациональный. Маленький человек усваивает уже определенные знания, нормы поведения, моральные принципы, учится отличать аморальное поведение от нравственного.

Читайте еще больше полезных статей на тему:

  • как воспитывать детей без криков и наказаний — рекомендации родителям;
  • как научить малыша произносить букву Р;
  • плюсы и минусы методики развития Монтессори;
  • особенности физического воспитания малышей;
  • как укрепить здоровье ребенка — основные моменты.

к оглавлению ↑

Осознанное родительство

В различных мировых религиях, будь то христианство, буддизм, иудаизм, суфизм или ислам, семье и взаимоотношениям внутри ячейки общества отводится центральное место. Семья должна быть крепкой супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием. Из чистой семейной жизни складываются столь же чистые начала государства. Поэтому воспитание детей начинается с воспитания самих родителей. Дети являются всего лишь зеркалом семейных отношений. Знания о правильном подходе в воспитании в том или ином возрасте помогут родителям пройти этот удивительный процесс легко и радостно.

Восточные мудрецы говорили, что к ребенку до пяти лет нужно относиться как к царю и не наказывать его. В этот период формируется базовое доверие к миру и тип нервной деятельности. Поэтому в этот период нужно как можно чаще брать малыша на руки, садить на колени, проявляя максимум любви и заботы. Но с пяти до пятнадцати лет нужно использовать «палку для воспитания». Это относится только к мальчикам, девочек бить запрещено. Этот же подход практиковался в английской системе воспитания. До 15 лет с мальчиками обращались очень строго, даже секли розгами, но после 15, когда ребенок сформировался как личность, с ним общались как с джентльменом. Если подходящее для верного воспитания время с 5 до 15 лет упущено, воспитывать потом будет уже поздно. Тогда ребенок сам начнет воспитывать родителей. После 15 лет к отроку нужно относиться, как к другу, прекратить наказывать и контролировать. Иначе он воспримет это как унижение. Предложить помощь мальчику со стороны матери, если он о ней не просил, рассматривается как оскорбление и признание его некомпетентным и несостоятельным. Для девочки, напротив, предложение помощи, особенно со стороны отца, означает заботу и проявление любви. Так она будет больше доверять мужчинам.

Родители, особенно мать, ставит воспитание детей на первое место. В любом возрасте ребенок получает много любви, если даже ошибается, ему указывают на неправильное действие, а не на то, что он плохой. Дети развиваются в соответствии со своими талантами и желаниями, а не в угоду эгоистичным мотивам родителей: «Мой ребенок должен быть артистом или бизнесменом». Главное, чтобы он состоялся как гармоничная личность.

Что сказать в заключение?

Нравственное воспитание раннего, дошкольного и младшего школьного возраста должно строиться на умении переживать, проявлять свои чувства, усваивать правила поведения, дружелюбно относиться к окружающим. Чаще всего в помощь берут простые детские игры. С их помощью ребенок примеряет на себя различные общественные роли, становится более общительным, лучше выражает и понимает чувства свои и других людей.

Желание помочь и сопереживание также можно развить, играя с детьми. Первые нравственные представления ребенка формируются именно в игре. Накопив их, он может соотнести эти убеждения со своими поступками. У него уже есть определенная база морали, поэтому он способен делать собственный выбор. В игре ребенок учится следовать тем нормам, которые одобряются обществом.

Что сказать в заключение?

Поделиться

29 3286030 Рекомендуем Первые признаки беременности. 30+ симптомов беременности на …

6 210281 Рекомендуем Чем полезно коленно-локтевое положение при беременности Оставить комментарий Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно Даю согласие на обработку моих персональных данных, с условиями Политики ознакомлен. Комментировать

Что сказать в заключение?

Вы здесь: Главная » Ребенок » Нравственное воспитание детей: какая роль отводится семье, а какая воспитателям и педагогам

Воспитание детей в возрасте 5-лет

С точки зрения психологии этот возраст связан с многочисленными запретами, ограничениями. Дошкольники достаточно много времени проводят за компьютером, играя. Если замечается тяга к компьютеру, нужно проявлять строгость, ограничивать время нахождения за ним. При бурной реакции детей на подобного рода запреты стрелялки, гонки заменяют на развивающие игры, связанные с цифрами, буквами, языками, историей. Стоит постараться как можно чаще отвлекать ребенка различными делами. К примеру, предложить пройтись по магазинам и купить новую игрушку, вкусности, сходить в зоопарк, цирк, кино, попросить помочь по дому, прогуляться на свежем воздухе, пообщаться со сверстниками. Дети дошкольного возраста налету схватывают услышанное, поэтому окружающим стоит следить за речью, не употреблять плохих выражений. Но, если малыш услышал нецензурные выражения и периодически их повторяет, нужно провести беседу с членами семьи, воспитателями. Во многих случаях именно в садике дети могут услышать от сверстников нецензурную лексику. Не стоит ругать ребенка или игнорировать сказанное, надеясь, что ребенок забудет. Нужно спокойно донести ему, что его поведение недопустимо.

Воспитание детей в возрасте 5-лет

Роль примера родителей для раннего развития детей

Родителям нужно помнить, что ребенок во всем будет им подражать, поэтому они должны с младенческого возраста воспитывать дитя собственным примером. С первых месяцев можно учить малыша доброте и состраданию – например, покормите вместе с малышом бездомного котенка или на глазах у крохи помогите пожилому человеку подняться по лестнице, полейте вместе увядающее растение.

Надо на собственном примере формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, к людям, животным и природе. Мамы и папы могут выбрать для раннего воспитания своего малыша традиционный или современный подход, следовать советам известных врачей и психологов или игнорировать их, но главное, что нужно усвоить всем родителям – ребенок больше всего на свете нуждается в общении с ними.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: книги по воспитанию детейКлинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Стили воспитания детей

Воспитание ребёнка, что это? Спрашивают многие родители у психологов и вовсе не догадываются, что есть три стиля, которые так активно применяются в постсоветском обществе сегодня:

  • авторитарное;
  • свободное;
  • демократическое.

Авторитарное воспитание распространяется на детей абсолютно любой возрастной категории. Это и есть то самое воспитание, которое сформировалось на стыке правил коммунистической политики. В этом стиле стоит учитывать, что дети зачастую сопротивляются тому, что им говорят делать родители. Очень сложно избежать капризов и как только ребёнку не указывай, он всё-равно будет капризничать. Детские психологи рекомендуют избегать авторитарного стиля.

авторитарное воспитание детей

Свободное воспитание базируется на принципе творческого познания. Дети в первые годы жизни всегда стремятся познать что-то новое и по мере росту их знаний о современном мире, окружающих вещах, растёт интерес к творчеству, личным открытиям, а в подростковом возрасте дети вовсе хотят захватить мир. На практике видно, что если не стоять на пути этих самых стремлений, ребёнок может добиться успехов в той сфере, которая для родителей кажется чем-то новым и даже более успешным, что реже всего достигается при авторитарном стиле.

свободное воспитание детей

Изначально демократическое воспитание напоминает свободное, но базируется на равных правах между детьми и родителями. Таким образом, в кругу семьи решаются вопросы об образовании, делаются вместе уроки, готовка и прочие семейные вещи. Родители продолжают выступать в роли наставника, но скорее как помощника — могут подсказать, помогают направить своё чадо. Довольно сложный стиль, с ним не просто справиться, так как ребёнок зачастую выходит за пределы этого демократизма и проще говоря «садится на шею».

демократическое воспитание детей

Этапы психического развития

Дети в возрасте от 3 до 7 лет относятся к категории дошкольников. Психическое развитие дошкольника условно делят на три этапа (каждый человек уникален и, даже у здорового дошкольника, могут быть незначительные возрастные отклонения):

Наименование Возраст
1 младший 3-4 года
2 средний 4-5 лет
3 старший 5-7 лет

Все три этапа оказывают свое влияние на развитие психических процессов дошкольников. Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях, похожих на возрастной кризис, когда развитие личности не соответствует физическим и психическим возможностям ребенка, и наоборот. Возрастные особенности психического развития дошкольников особенно проявляются в три года и в семь лет. В эти периоды помимо членов семьи, ежедневно окружающих дошкольника, появляются в его жизни преподаватели, ровесники и более старшие дети. Ребенок открывает для себя все возможности человеческих взаимоотношений. В зависимости от того, как он будет реагировать на происходящее (принимать участие в играх, проводить время в садике в одиночестве, капризничать или смеяться), можно оценивать его состояние психики.

Этапы психического развития

В детстве дети задают множество вопросов, интересуются всем, что происходит вокруг них. В разговорах со старшими людьми младшие ребята (3-4 года) требуют, чтобы к ним относились серьезно, “на равных”. Такие разговоры принято называть познавательными процессами.

Развитие познавательных психических процессов дошкольников влияет на будущие взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Если дошкольник не получает ответов на свои вопросы, он становится упрямым и негативно реагирует на происходящие вокруг него события. Психическое развитие старших дошкольников основывается на активной совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. В деятельности старших ребят (6-7 лет) появляются такие формы взаимоотношений как выполнение общего дела, контроль за действиями окружающих, помощь другим участникам игр, осознание и исправление своих собственных ошибок.

Причины изменений в характере и поведении детей лет

Мальчикам и девочкам 7 или 8 лет кажется, что если они пошли в школу, значит уже стали взрослыми. Ребёнку хочется самостоятельно принимать решения и совершать поступки. Если родители не считаются с его мнением, заставляя, например, надевать нелюбимую одежду, семилетка начинает сопротивляться. Причина такого поведения — смена ценностей, изменение понимания мира и осознания своей роли в обществе.

Семилетки теряют непосредственность. Их настроение мало зависит от внешних факторов. Они ведут себя так, как им хочется. Иногда поведение семилетки не соответствует ситуации. Причина — желание освободиться от психологической нагрузки со стороны взрослых и самоутвердиться. Подобная проблема больше характерна для мальчиков. Девочки ведут себя сдержаннее и редко проявляют агрессию или неадекватность на людях.

Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты родителей может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

Читайте также:  Аптечка Для Новорожденного Список Необходимого Комаровский