В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?

Во-первых, важно понимать, что существуют различные типы детских травм. Они включают в себя физические (включая сексуальные), эмоциональные и душевные травмы. Кроме того, когда детская травма была слишком тяжела или повторялась так много раз, что за этими травмами, потерялась душа. Возвращение души – это процесс «извлечения» скрытых или недоступных частей души.

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

раскрыть » / « свернуть

Общительный меняла

Выходя на улицу погулять, ваш маленький набивает полные карманы солдатиков, кубиков, карандашей. А завидев во дворе незнакомого мальчика или девочку, смело подходит и предлагает: «А давай ты мне лопатку, а я тебе солдатика». Маленький незнакомец соглашается, происходит обмен по всем правилам, а дальше малыши уже продолжают играть вместе, свалив в одну общую кучу все принесенные из дома игрушки.

Совет: У вас очень смышленый малыш. Он знает, как подружиться со сверстниками, а обмен – это и есть первый шаг к дружбе. Многие малыши стесняются первыми подойти к маленькому незнакомцу со словами «давай дружить», им нужен повод. И часто таким поводом становится предложение поиграть в обмен. Не запрещайте ребенку меняться со сверстниками, ведь обмен делает его общительным и дарит ему новых друзей. Другое дело, если малыш выносит из дома на обмен все, что под руку попадется: до семи лет дети не способны понимать ценность вещей. Объясните ему, что эти вещи вам дороги и брать их не следует ни в коем случае. И научите, что не стоит менять подарки.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

Как научить ребёнка понимать речь?

Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте. Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь. Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.

Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.

  1. Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
  2. Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
  3. Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
  4. Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
  5. Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
  6. Сопровождайте «лепетные» слова полными формами. Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять. Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
  7. Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
  8. Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.

Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.

Почему необходимо для ребёнка уметь просить прощения?

Умение просить прощения для ребенка, как и для взрослого человека, часто является необходимостью. А взрослые люди оттого и не просят прощения, что в детстве их не научили и сами же нередко страдают от этого. Согласитесь, уважаемые посетители, каждый из нас бывает в такой ситуации, когда обижает другого человека своими поступками или словами.

Мы можем делать это умышленно или не нарочно, но попросить прощения нам бывает очень сложно. В результате, ухудшается наше эмоциональное состояние и физическое самочувствие. Люди, не умеющие просить прощения, чаще других подвержены стрессам, депрессиям и приступам раздражительности.

Нам самим неприятно оттого, что мы обошлись несправедливо с другим человеком. И всё было бы хорошо, пойди мы и извинись, но нет, мы гордые, и извиняться не привыкли. В результате, конфликты в семье и на работе остаются неразрешёнными.

Итак, мы видим, что если с детства человек не приучен извиняться и не признавать свою неправоту, то во взрослой жизни отсутствие этого навыка доставит ему массу неприятностей. Поэтому, очевидно, что воспитывать эту привычку надо с детства.

Привычка просить прощения это не обычная формальность или "дань правилам приличия". Она пришла к нам с древних времён и присутствует в разных культурах и религиозных течениях. У семей в православном христианстве есть специальный день для этого — Прощёное Воскресенье. В этот день принято просить прощения у всех родных и близких. У семей в исламе прощение принято просить в Ночь Бараата, а у семей в буддизме "праздник прощения" называется Паварана.

Почему необходимо для ребёнка уметь просить прощения?

В каком возрасте необходимо приучать детей извиняться?

От того, насколько быстро ребёнок научится самостоятельно разрешать конфликты, будет зависеть, насколько он будет успешен во взрослой жизни. Чем быстрее ребёнок научится улаживать ссоры, тем счастливее у него будет детство.

Читайте также:  Исцеляющая сила слова: как волшебные слова помогут изменить жизнь

Первые взаимоотношения у малышей возникают на детских площадках (чаще всего в песочницах) в возрасте, примерно, полутора лет. В этот период у малышей появляются первые друзья, формируется симпатия. Но, в то же врем, возникают и первые конфликты между детьми и в семье и в детском саду (если ребёнок пошёл в садик).

С годами количество подобных ссор будет увеличиваться, ведь ребёнок растёт, развивается, и круг его интересов выходит за рамки песочницы и детской площадки. Умение признать неправоту и попросить прощения — признак силы и зрелости личности, а вовсе не слабости, как считают те, кто не умеет признавать неправоту. Ведь согласитесь, оскорбить и обидеть человека легко, а взять на себя ответственность за это, побороть себя и попросить прощения — сделать гораздо труднее. Поэтому, только сильные личности могут это сделать.

И если вы видите, что ваш ребёнок в три года жизни сам просит прощения у другого ребёнка, которого он обидел (пусть даже и случайно), то это хороший знак. Ваш ребёнок находится на правильном жизненном пути.

Как научить малыша показывать части тела?

Поскольку в процессе обучающих занятий происходит тесное взаимодействие сторон, обычно, они приносят удовольствие обеим. Как научить ребенка показывать части тела, зависит от возраста.

Самым маленьким (до годика) лучше демонстрировать на их же ручках, ножках и т.д., а детки постарше прекрасно запоминают части тела мамы или свои, отраженные в зеркале.

На себе

На первоначальном этапе взрослый человек должен показывать глазки, ножки и т.д. сам, дотрагиваясь до них пальцем. Затем ручками малыша нужно касаться какой-то части тела и вслух произносить ее название. Это можно делать, как на маме, так и на теле ребенка.

Как показывает практика, больше всего малышам нравятся стишки, песенки, потешки и прочие народные произведения. С их помощью запоминать полезную информацию не только интересно, но и весело.

Где вы мои ушки? Где вы мои ушки?

Как научить малыша показывать части тела?

Вот они, вот они, вот мои ушки.

Где же ты мой ротик? Где же ты мой ротик?

Вот он, вот он, вот он, мой ротик.

После прочтения вопроса нужно положить руку ребенка на «найденную» часть тела, а затем произнести вторую строчку и изобразить радость. В стишок можно подставить другие названия (глазки, пальчики, коленки и т.д.). Интересной для малыша будет игра под названием «Паучок».

Задача: пальцы взрослого «ходят» по ребенку, как лапки, в это время можно читать стишок:

Посмотри, паучок наверх забирается.

По руке он ползет, по ноге — спускается.

По дороге — на живот и плечо, и локоток,

Глазки — чтобы видеть.

Ушки — чтобы слышать.

Ручки — чтоб махать.

Носик — чтобы нюхать.

Как научить малыша показывать части тела?

Язычок — чтоб говорить.

Ножки — чтоб бежать.

Ну а щечки румяные,

чтобы их пощекотать.

В момент произнесения названия, руками показывать ту или иную часть тела. Со временем можно просить ребенка показать на маме или на себе. Обязательно хвалить кроху за успехи и ни в коем случае не пристыжать, если он что-то перепутал.

На кукле

Иногда дети не хотят показывать и запоминать, где у них носик и ротик, зато с удовольствием делают это на любимой игрушке (главное, чтобы это было не чудище, а похожий на человека пупс).

Принцип обучения идентичен — нужно рассказывать, где у куколки глазки, волосы, ушки и прочее (показывая пальцем). Обязательно после того, как искомое найдено на кукле, необходимо обнаружить его и на теле самого ребенка.

Вот интересный стишок:

Ну-ка, Лёнечка, смотри,

Да все верно повтори:

Вот спина, а вот животик,

Ножки, ручки, глазки, ротик,

Носик, ушки, голова,

Показать успел едва.

Если речь идет о малыше, который уже умеет хорошо разговаривать, с ним можно организовать более сложную игру. Ее суть: завязав ребенку глаза, дотрагиваться до разных частей тела и просить называть их. Затем поменяться ролями (взрослый может в шутку ошибаться, чтобы проверить юного игрока). При таком варианте стоит обращать внимание на более сложные части тела — коленки, локти, запястья и т.д.

Иногда прекрасным помощником в деле изучения становится обычное зеркало. Ребенку интересно рассматривать себя и запоминать, где и что у него находится.

Подростки (от до лет)

Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.

Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинейджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.

Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

При обучении дошкольника чтению родители часто совершают распространённые ошибки, которые тормозят процесс или потом создают у ребёнка проблемы в школе:

  1. Не разграничивают понятие буквы и звука (например, говорят звук МЭ).
  2. Заставляют заниматься через силу. Ведь если малыш не в настроении, толку от обучения не будет.
  3. Занимаются на систематически, а от случая к случаю. Результат не будет: упражняться нужно хотя бы по 15 минут, но каждый день.
  4. Комбинируют разные методики, к примеру, кубики Зайцева и карточки Домана. На самом деле выбирать конкретный метод нужно в зависимости от интересов, темперамента малыша. К примеру, спокойному ребёнку больше подойдёт букварь или «Складушки» Воскобовича. А вот непоседу увлечёт система Монтессори, кубики Зайцева, Чаплыгина.
  5. Взрослый превращает занятие в школьный урок — усаживает ребёнка за парту, а сами принимает на себя роль учителя. Это неправильно: обучать дошкольника нужно только в форме игры, общаясь с ним на равных.
Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

Некоторые родители превращают занятия чтением в нудный школьный урок, изображая из себя учителя

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Реакция на окрики окружающих. Даем разобраться самим. "Берем в рамку"

Окриков будет много, как только ваш ребенок покинет зону одного метра. Особенно много в маленьких городах, по сравнению с Москвой (казалось бы — в Москве опаснее). Но в маленьких городах люди легче сближаются и быстрее на контакт выходят. В том числе в такой неприятной форме, как желание учить и воспитывать ваших детей за вас. "Девочка, где твоя мама?", "девочка, осторожно, ушибешься", "девочка, не беги, ударишься", "девочка, не прыгай, тут высоко", "девочка, не ходи туда, не ходи сюда" и т.д. до бесконечности. Что с этим делать, вопрос открытый. Для начала — не учить жить чужих детей. Мир уже станет чище. Что касается ситуации, когда учат ваших… Я, на сегодняшний день, пришла к выводу, что это тоже часть мира. То есть мои дети должны быть в силах с ней разобраться, ответить, отстоять свою позицию, сделать как они сами решат — послушаться или нет. Как правило дочь реагирует как то сама, то есть я стараюсь поменьше вмешиваться. Чтобы она и в этом случае не чувствовала, что ее "ведут", особенно если нет прямой агрессии. Если агрессия есть, то я отвечу сама, заступаюсь за дочь, отведу ее в сторону или вообще уведу из поля агрессивного человека. И обязательно возьму ситуацию в свою рамку, то есть поговорю о ней с дочерью, постараюсь объяснить. "Эта женщина не давала тебе залезть на лесенку самой, потому что она не знает, что ты тренируешься и ловкая. Не все же дети умеют так лазить, она, наверное, таких еще не видела". "Этот мужчина тебя дернул за руку у дороги, он же не знает, что ты всегда останавливаешься у перекрестка и маму ждешь, знаешь сигналы светофора и даже знаешь все знаки для пешеходов и для машин. Некоторые люди не верят, что дети бывают умные, но я тебе доверяю, ты очень умная" и т.д. В общем, как правило, я выверну так, чтобы дочь чувствовала мою поддержку. Конечно, я должна "ответить за базар", то есть навигационной грамотности и опасностям большого города ее заранее обучить. Но это отдельный рассказ. Главное в этом пункте: если ребенка принимает и не окрикает мать и дает ему экспериментировать, то окрики окружающих для него "как с гуся вода".