Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия

Для полноценной жизнедеятельности человеку даны пять основных сенсорных систем. Это зрение, слух, обоняние (нюх), осязание (ощущение при прикосновении) и вкус. Сенсорные системы представляют собой сложно организованные механизмы восприятия, передачи и анализа информации, построенные из множества нервных клеток и с центром в коре головного мозга.

Совместные трапезы для развития вкуса

В Монтессори-классах уделяется большое внимание совместной трапезе. Завтрак или обед — обязательная часть даже для кратковременных занятий в группе. Кроме навыков самообслуживания, дети получают новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с малышом хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме).

Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после малыш сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет.

Что такое сенсорное восприятие?

Сенсорное восприятие – это совокупность принятые представлений о предметах окружающих нас каждый день и их свойствах: цвете, форме, размере, вкусе, запахе. Как только ребенок осознается, он начинает изучать себя и мир посредством тактильных ощущений и визуальных образов, и то, насколько многомерно будет восприятие пространства, зависит только от родителей. Самостоятельно ребенок так или иначе изучит этот мир, но с привитием сенсорной культуры, ему будет проще и интереснее. Специалисты полагают что сенсорное воспитание детей является фундаментом для умственного развития.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения делятся на 5 основных видов:

Что такое сенсорное восприятие?
Что такое сенсорное восприятие?
Что такое сенсорное восприятие?
  • органы слуха;
  • визуальные;
  • вкусовые;
  • осязательные;
  • обоняние или нюх.
Что такое сенсорное восприятие?
Что такое сенсорное восприятие?

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Возраст человека 4-6 лет – это этап личностного развития, являющийся продуктивным для закладывания у него основ сенсорного восприятия. Развитие чувственного анализа ребенка связано с усвоением сенсорных норм и совершенствованием умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Сенсорное воспитание дошкольников включает в себя несколько этапов:

  • развитие правильного чувственного восприятия, формирование сенсорных эталонов;
  • обучение всестороннему исследованию предметов;
  • развитие умения различать цвета, формы и величины;
  • формирование аналитического восприятия.
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Как происходит сенсорное развитие дошкольника 4-6 лет?

Формирование сенсорных эталонов у ребенка 4-6 лет происходит, как правило, в игровой деятельности. Педагоги и психологи предлагают малышам задания на подражание, узнавание предметов на ощупь, сравнения их свойств и выбор знакомых предметов из нескольких предлагаемых. Таким способом дошкольники учатся анализировать, сравнивать предметы, делать выводы, знакомятся с новыми для себя предметами окружающей действительности и их свойствами.

Познание сенсорных эталонов начинается с чувственного знакомства с предметами окружающего мира, тактильными ощущениями. Позже ребенок сталкивается с многообразием форм, цветов, звуков, вкусовых качеств, весом и другими признаками предметов, с которыми соприкасается. Так постепенно формируется адекватное восприятие окружающей действительности.

Читайте также:  ТОП-12 правил — как правильно вводить прикорм

Советы родителям

(Посмотрите видео: 8 мин. 11 с.)

  • всесторонне обследовать предметы;
  • конструктивно взаимодействовать со сверстниками и контролировать
  • заботься о домашних животных, не обижать их;
  • самостоятельно следить за своей гигиеной;
  • отличать живые и неживые предметы;
  • участвовать в разнообразных домашних делах (готовка, уборка, ремонт, стирка и т.д.);
  • аккуратно пользоваться опасными предметами (ножницы, иголка, нож, утюг).
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

При занятиях с малышом желательно использовать дидактические и развивающие игры.

(Посмотрите видео: 11 мин. 10 с.)

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – важное мероприятие для формирования гармоничной личности. Оно является фундаментом для дальнейшего умственного развития. Своевременно полученный опыт и знания помогут ребенку в процессе учебы в школе и в дальнейшей жизни.

Что такое сенсорное воспитание?

Новорожденного можно сравнить с белым чистым листом бумаги. С первых дней жизни малыш нуждается в родительской заботе и помощи, ведь его окружает совсем неизведанный, но такой прекрасный и интересный мир. Детки впитывают информацию, словно губка, однако если они усваивают ее интуитивно, без участия взрослых, то полученные ими знания зачастую оказываются поверхностными. То, каким человеком ребенок станет в будущем, зависит во многом от полученного им воспитания, в том числе и сенсорного. Оно способствует упорядочиванию представлений малышей об окружающем мире, развитию их внимания и наблюдательности, формированию у них навыков общения и самообслуживания, прививанию чувства уважения и любви к ближнему. Таким образом, можно подытожить, что сенсорное воспитание представляет собой не что иное, как процесс последовательного и поэтапного приобщения ребенка к сенсорной культуре.

Какие способы развития существуют

Для развития восприятия используются разные методики и виды занятий.

  • К первой группе можно отнести исследование предметов — самый ранний этап. Дети исследуют предмет в целом, по частям, цвету, свойствам, в старшем дошкольном возрасте малыши могут определить положение в пространстве – высоко или низко, слева или справа и т.д.
  • Второй метод — дидактические игры. Во время игры развивается не только умения воспринимать, но и рассуждать, мыслить логически, аналитически.

Познавательные игры могут проводиться с помощью наглядного материала, игрушек, музыкального сопровождения.

Какие способы развития существуют

Для малышей подойдут развивающие коврики, музыкальные игрушки, вкладыши, куклы, сделанные из разных материалов — кожа, мех, шёлк, лён, фетр. Природные материалы шишки, крупа, листва, дерево и многое другое, поможет ребёнку обогатить набор ощущений.

С двух лет предлагайте сортировать предметы по форме, цвету, свойствам.

С трёх попробуйте игру: одушевлённое — неодушевлённое, с картинками. Попросите малыша разложить изображения исходя из того, что на них изображено.

В старшем дошкольном возрасте подойдут игры на различие цветовых оттенков, смешивание двух цветов для получения третьего и многие другие увлекательные опыты, которые помогут ребёнку отрывать новое для себя, наблюдать, делать выводы.

Мама может сшить волшебную игрушку, в форме животного, где конечности, тело, голова содержат разный наполнитель. Ребёнок должен определить, что находится внутри (фасоль, рис, песок и т.д.). По аналогии можно собрать «Волшебный мешочек», принцип работы тот же.

  • Следующий метод – творческий. Лепка, рисование, пение, танцы и другие занятия помогут малышу помимо сенсорных навыков, развить фантазию, моторику, пространственное мышление, чувство прекрасного.
Какие способы развития существуют

Отдельно выделяют занятия с особенными детьми, проблемы физического или психологического характера зачастую мешают полноценному восприятию мира.

Читайте также:  Вред или польза – девайсы и современные дети

Занятия помогают малышам адаптироваться, проявить присутствующие в каждом ребёнке способности. Подход в каждом конкретном случае индивидуальный и требует работы в паре со специалистом.

Мастер-класс «Изготовление игры на сенсорное развитие»

Коновалова Надежда Леонидовна,

Воспитатель

МАДОУ д/с №65г. Тюмени

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит,  видит и осязает окружающее.

Данная сенсорная игра позволяет детям познакомиться и научится пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться посредством речи. Эти развивающие игры через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а также мышление и речь.

Для того, чтобы сделать игру на сенсорное развитие, нам понадобятся пробки от молочных тетрапакетов. Они отличаются от пробок из  под соков тем, что у них тонкая пластиковая кайма, что придаст более эстетический вид нашей игре. Также нам понадобятся цветной картон, клей или двухсторонний скотч (кому что удобнее), наклейки  диаметром не больше пробки, ножницы, карандаш.

       

Пробки вырезаем, моем, высушиваем и обрываем лишнюю бумагу, оставляя только пластиковый край.

Из картона вырезаем любую фигуру (треугольник, круг, бабочку и т. д.),  их должно получиться две одинаковых детали. Одна деталь у нас остается целая, а на другой вырезаем круги, сколько желаете, по диаметру открученной пробки.

Скручиваем пробки с колец, нужное количество колец вставляем в отверстия. На одну деталь наносим клей или двусторонний скотч. Очень аккуратно соединяем детали так, чтобы пробки не выпали. Ждем, когда высохнет клей.

Далее аккуратно  вставляем наши наклейки в дырочки, приклеивая по центру. После этого можно прикрутить пробки на место.

Наша игра готова.

Ребенку предлагается открутить пробку, заглянуть внутрь и описать или назвать предмет, нарисованный на картинке.

Воспитатель МАДОУ д/с №65

Коновалова Надежда Леонидовна

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: – Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; – Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Читайте также:  Боевые искусства для детей: особенности, плюсы и минусы

Игры и упражнения для сенсорного развития

Для развития осязания, зрения, умения отличать и сравнивать ребенку предлагается нанизывать на стержень кольца различного размера:

  • дети до 2 лет собирают такие пирамидки непоследовательно;
  • дети от 3 лет на дно укладывают более широкие кольца, а на верхушки те, которые меньше по диаметру;
  • детям 4 лет не составляет труда нанизывать колечки в виде цветов радуги, при этом они называют, какой цвет идет следом за каким.

Можно также выбирать игрушки с наполнителями в виде мелких шариков, песка и т.п. – это массирует пальчики малыша и вызывает его интерес к познанию.

  • Зрение, образность мышления, осязание развивает также раскладывание по кучкам сходных и отличающихся предметов, вещей взрослого и ребенка.
  • Слух поможет развивать чтение сказок с акцентом на смену интонаций, голосов, а также прослушивание музыки и песенок.
  • Отличать вкусы малышу поможет забавная игра с закрыванием глаз и угадыванием на вкус, какой продукт мама положила в рот. То же самое касается и обоняния.

Развитие восприятия каждого ребенка – это индивидуальный процесс и мудрый подход родителей к этому долгому его становлению гарантирует гармоничность развития малыша без ограничений в его жизнедеятельности.

Немного истории

Первые дидактические игры появились еще несколько веков назад. Родители стали замечать, что дети проявляют интерес к различным предметам, именно играя с ними. Некоторые из древних видов игр существуют по сей день. Это относится изучению предметов быта, к животным и природе, к труду и профессиям.

Для того чтобы игра носила обучающий характер, часто вводили различные предметы или приводили в пример определенную жизненную ситуацию. Например, как спасти котенка, залезшего на дерево, что необходимо сделать водителю, чтобы машина поехала?

Решение этих задач вызывало у малыша прилив положительных эмоций, а правильное решение навсегда откладывалось в памяти.

Если привести пример игр, пришедших к нам из древности, то это могут быть:

  • гули-гули;
  • ладушки;
  • сорока-ворона;
  • прыгунки.

Эти игры практически сохранили свои первоначальные правила, а любые изменения в них внесены самими детьми.

Многие производители игрушек уделяют большое внимание дидактическим свойствам выпускаемого товара. Игрушка должна быть красочной, интересной, способной развивать мышление. Например, хорошо известные сегодня пазлы были разработаны в Англии еще в 1763 году. В переводе с английского это слово звучит как «игра на выдержку».

Первые аналоги современных пазлов изготавливались из красного дерева, на них были нанесены карты стран. Только во второй половине девятнадцатого века подобные пазлы стали появляться в Европейских странах и в Америке. Игра быстро завоевала популярность, которая сохраняется и сегодня.

С приходом новых технологий и тотальной компьютеризации, дидактические игры переместились на просторы Интернета. Теперь в роли партнера или судьи может выступать не воспитатель, а компьютер. Но живое общение никто не отменял, и роль воспитателя в этом процессе сложно недооценить. Это намного поучительнее и полезнее.