Ребенок не разговаривает в 3 года — что делать и куда обращаться?

Развитие речи является важным процессом в жизни детей. С момента рождения родители начинают задумываться о том, как научить ребенка говорить. Можно испробовать множество методик, но самое главное, уделять обучению достаточно времени и тогда результат не заставит себя долго ждать. Какие же есть способы, как быстро научить ребенка разговаривать?

Этапы становления речи

Многие родители, увлеченные ранним развитием, интересуются, как быстрее научить ребенка разговаривать. Иногда при этом забывая – процесс развития речи индивидуален. Не нужно строго ориентироваться на установленные педиатрами и неврологами рамки. Но если ребенок существенно отстает от сверстников, запускать ситуацию тоже не стоит.

Этапы становления речи:

  1. Около трех месяцев начинается период гуления. Малыш протяжно произносит гласные звуки.
  2. После шести месяцев начинается лепет. Сочетание звуков становится более сложным, чем-то напоминающим отдельные слоги.
  3. После девяти месяцев лепет становится более сложным, сочетает несколько слогов.
  4. В год-полтора многие малыши говорят первые простейшие слова (мама, папа). Но их язык остается автономным отличным от языка взрослого. Словарный запас может составлять до 10-12 полноценных слов. При этом сами слова могут иметь несколько смыслов. Контекст будет зависеть от обстановки, эмоций малыша.
  5. После полутора лет словарный запас малыша увеличивается. Слов в активном словаре должно быть не меньше 30. Ребенок называет предметы, указывая на них. Речь все еще автономна. Некоторые дети выстраивают первые короткие предложения из двух, трех слов.
  6. После двух лет ребенок должен активно переходить на «взрослую» речь, хотя элементы автономной могут оставаться. Родителям нужно помогать малышу от них избавляться. Большинство детей в состоянии составлять предложения из четырех, шести слов.
  7. После трех лет словарный запас существенно увеличивается. Дети с легкостью запоминают стихи песенки. Способны использовать в речи понятия «сейчас», «рядом», названия чувств и эмоций.

Неврологи отмечают, что последние 5-7 лет увеличивается количество детей с задержкой речевого развития в той или иной форме. Поэтому базовые знания, как развивать речь ребенка, должны быть у каждого родителя.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи детей происходит постепенно, поэтому выделяют несколько стадий этого важного процесса. Родителям обязательно нужно знать, что должен произносить ребенок в том или ином возрасте. Это позволит своевременно обратиться к врачу и предотвратить возникновения проблем с речью.

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому если первый малыш начал разговаривать в 1 год, это не значит, что второй обязательно должен начать говорить в этом же возрасте.

Но отставание не должно превышать больше, чем на один возрастной период (скажем если кроха не заговорил к трем годам, то следует бить тревогу и срочно искать опытного логопеда). Перед тем, как быстро научить ребенка говорить, следует знать, что должен произносить малыш в первые 3 года жизни.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи в первый год

В течение первых месяцев жизни дети уже способны произносить некоторые звуки, реагируя, когда к ним обращаются родители. Даже обычный крик младенца является своеобразным сочетанием гласных букв.

Читайте также:  Ацетон в моче у ребенка: причины, симптомы, лечение, диета

Когда малышу исполняется около 1,5 месяцев, он начинает воспроизводить такие согласные звуки, как к, г, х. При этом он сочетает их с гласными звуками, вследствие чего возникает слово агу.

В 6 месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте уже можно заметить, как малыш произносит слоги: ба, па, ма. Лепет продолжается примерно до 8-11 месяцев.

Со временем эти слоги усложняются, преобразовываясь в длинные цепочки, похожие на слова. В год ребенок способен говорить некоторые простые и короткие слова, а также понимать речь взрослых. Многие дети в этом возрасте умеют говорить свое имя. Требовать от годовалого ребенка говорить слова в более чем три слога не стоит.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи во второй год

С года до двух лет дети все лучше понимают, что им говорят родители. Они стараются внимательно слушать речь взрослых и повторять слова. Ребенок в 2 года может общаться с окружающими на своем языке. Иногда может применять простые словосочетания.

Что должен говорить ребенок в 2 года? Нормальной речи детей в данном возрасте ждать не следует. Поэтому не стоит искать способы, как научить говорить ребенка в 2 года. Просто нужно общаться с ним побольше и уделять время для развивающих игр, положенных в этом возрасте.

Развитие речи на третьем году жизни

В этом возрасте уже наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Малыш начинает говорить целыми предложениями, задавать вопросы, различать числа и части речи.

Как развивается речь у детей?

Как научить ребенка говорить в 3 года? Необходимо обеспечить максимальное общение со взрослыми, читать книжки, петь песенки. Далее нужно будет наблюдать за тем, как малыш умеет отвечать на вопросы, сколько слов говорит, может ли выстраивать разговор правильно с логической точки зрения, желает ли вообще общаться с окружающими людьми или же пытается всеми силами избегать общества. Если наблюдаются отклонения, то следует проконсультироваться со специалистом о том, как их подкорректировать, и как научить ребенка разговаривать в 3 года без всяких проблем.

Правило №1: понятно!

Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!

«Повторяй за мной»

Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.

  • Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
  • Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
  • «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Пи-жа-ма. Скажи вместе с мамой: «Пижама».
  • «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».

Если что-то особенно заинтересуют кроху, остановитесь на этом. Повторяйте новые слова по несколько раз. К следующему уроку подберите слова с новым слогом, который ребенок произносит самостоятельно, и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.

«Колыбельная»

Упражнение помогает малышу произносить звук «а-а-а». Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а», «а-а-а»(на разных высотах).

Побуждайте ребенка к произнесению звука «а». Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас. Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а». Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».

«Моя энциклопедия»

Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.

  • Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями. Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
  • Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова.
  • Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам.
  • В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.

«Первая галерея»

Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.

  • Для начала подготовьте 3—4 картинки и повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
  • Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит — ку-каре-ку, курочки кудахчут — ко-ко-ко». 
  • Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.

Предоставьте ребенку возможность общаться

Важнейшая функция речи — общение. Дети начинают общаться задолго до того, как начинают говорить. Важно поддерживать их стремление к коммуникации, создавать условия для эмоционального и комфортного общения.

Читайте также:  Если у вас гиперактивный ребенок: рекомендации родителям

В первую очередь поддерживайте зрительный контакт, он играет огромную роль в развитии речи. Пытаясь научить ребенка речи во время игры, смотрите ему в глаза, а не на карточки с картинками. Пусть малыш видит ваше лицо и вашу улыбку, отслеживает эмоции, наблюдает, как двигаются губы и как произносятся слова.

Дайте ребенку возможность что-то сообщить, научитесь слушать. Не говорите слишком много и быстро, иначе ему будет непросто прервать вас. Делайте паузы в ожидании ответа и смотрите в лицо. Обязательно поддерживайте попытки ребенка отреагировать мимикой, не перебивая и не предугадывая все его желания.

Заключение

Как видите, процесс запуска говорения не такой простой, как может показаться. Он определяется множеством факторов. И не всегда бывает, что все они синхронно срабатывают. В каждом конкретном случае должен разбираться специалист. Но это не значит, что родители не могут вовлекаться. Их задача создать максимально благоприятную среду для запуска и развития речи у детей. Для чего стоит немного разобраться в природе этого процесса и освоить базовые правила общения с малышом. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.

Найти в соцсетях: _nn?igshid=7855adx2e7gf

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики

Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.

Читайте также:  Грудное вскармливание — лучшие советы кормящей мамы

Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики
  • задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
  • грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
  • длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
  • маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
  • трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
  • забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
  • чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.

Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.

Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики

Как отличить задержку речи и исключить аутизм

В очень редких случаях ЗРР является ранним признаком аутизма. На наличие такой врожденной психической аномалии указывают следующие сопутствующие признаки:

  1. Отсутствие указательного жеста. Большинство детей, для того чтобы привлечь внимание к тому, что они хотят, указывают на предмет пальчиком. Это может быть пакет сока или яблоко. Также малыш указывает на интересующий его объект (машину, что едет, летящий в небе самолет, знакомого человека). Детки с аутизмом этого не делают.
  2. Задержка рецептивной речи (непонимание слов окружающих). Ребенок может не говорить, но понимать других – он выполняет просьбы, реагирует на ласковые или наоборот осуждающие слова. При аутизме дети не понимают речь окружающих.

    Признаки нормального и неблагополучного развития речи у детей

  3. Повторяющиеся игровые движения. Например, малыш часами подряд раскладывает кубики или вращает что-нибудь. Не несколько минут, а именно несколько часов. При этом он сосредоточен на одном предмете или действии.
  4. Отсутствие имитации действий окружающих. Ребенок в возрасте 1-3 лет постоянно пытается повторять движения взрослых. Ему улыбаются – и он улыбается, ему машут – он машет в ответ. Если малыш не пытается воспроизвести увиденные жесты и движения, это плохой признак.
Как отличить задержку речи и исключить аутизм

Смотрите также: Как научить ребенка сморкаться в 2-4 года правильно?