Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

«Непоседливый, непослушный, невоспитанный – одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.

Что делает самостоятельный малыш?

Ребёнок постепенно отвоёвывает себе право на самостоятельность, и задача родителей не спешить и не тормозить его развитие. Каждый малыш двигается в своём темпе, и очень важно его чувствовать.

Вот какие основные этапы охватывает воспитание самостоятельного ребенка:

  • Самостоятельное употребление пищи. Пожалуй, это самый красочный и яркий этап развития ребёнка, ведь каждый приём пищи стены и пол на кухне, одежда мамы и малыша оказываются перепачканной едой. Это нормально, к этому надо попытаться относиться философски и дождаться, когда пухлая ручонка младенца будет держать вилку и ложку устойчиво и целеустремлённо подносить её ко рту без потерь.
  • Самостоятельные навыки гигиены. Умывание, чистка зубов, регулярный душ… Многим детям это лениво и неинтересно, а слишком усердные атаки родителей могут отпугнуть и вызвать отвращение к водным процедурам. Важно проявить терпение, применить воображение и превратить умывание в захватывающее приключение. Не помешают также короткие рассказы и сказки о пользе гигиены для здоровья.
  • Самостоятельное засыпание. Малышам страшно засыпать в одиночестве, здесь не стоит торопить события, иначе страх темноты может остаться и во взрослом возрасте. Многочисленные исследования показали, что детский совместный сон с родителями благотворно сказывается на развитии их мозга, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы слегка подвинуться или придвинуть детскую кроватку вплотную к взрослой. Когда придёт время, ребёнок сам захочет переселиться в отдельную комнату.
  • Самостоятельная игровая деятельность. Совместная игра – это время, когда родители и дети находятся вместе, наслаждаются общением. Постепенно ребёнок учится играть с ровесниками или в одиночестве. Чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким и отвергнутым, иногда полезно присоединиться к его игре по его просьбе. Напитавшись родительским вниманием, малыш будет спокойно играть самостоятельно.
  • Самостоятельное одевание. Всевозможные пуговки, кнопки, шнурки вводят детей в уныние. Важно создать спокойную обстановку и организовать время так, чтобы ребёнок мог повозиться со шнурками 15-20 минут. Навыки самообслуживания зависят от спокойствия родителей. Как ребёнку стать самостоятельным, если мама или папа стоит над душой и криком подгоняет?
  • Самостоятельное чтение. Многие родители сейчас сокрушаются, что их дети не приучились к чтению и не видят в книгах ничего интересно. Это неудивительно, ведь мультики и игры на телефоне/компьютере более динамичные и яркие. Однако умение читать – важный навык самостоятельности в 6 лет, который значительно облегчит адаптацию к школе. Как же приучить ребёнка к чтению? Демонстрировать свой пример и предлагать интересные книги, соответствующие увлечениям малыша.
  • Самостоятельный труд. Когда дети ещё маленькие, от 3 до 7 лет, они с удовольствием помогают родителям с уборкой: протирают пыль, моют посуду. Для них это игра. Потом, примерно в 7 лет, они понимают истину, что эта унылая рутина, и всячески стараются увиливать от неё. Важны договорённости, системы просьб и поощрений, чтобы у ребёнка была достойная мотивация.
  • Самостоятельное обучение в школе. Первый класс – стресс для детей и их родителей. Постепенно родители отходят на второй план, в тень, предоставляя детям следить за своими уроками и оценками.
  • Самостоятельные прогулки. Пожалуй, один из последних этапов развития ребёнка, когда родители отпускают его одного во враждебный внешний мир. Каждая прогулка, когда ребёнок без родительского контроля, несёт в себе потенциальный риск, и важно выстроить такие доверительные отношения, чтобы ребёнок сам тянулся к родителям, чтобы поделиться с ним событиями, мыслями и эмоциями.
  • Самостоятельные решения. Этот навык и многим взрослым даётся нелегко. Многие привыкли полагаться на более авторитетного, опытного, знающего. Здесь скрывается не что иное, как страх взять на себя ответственность за свои решения и их последствия. Чтобы помочь своему ребёнку совладать с этим страхом, не нужно ругать его за ошибки, а нужно учить его относиться к ним, как к опыту и развитию.

Это основные действия, выполняя которые ребёнок учится обслуживать себя самостоятельно. Эти навыки пригодятся ему во взрослой жизни, станут ему опорой.

Портрет «трудного» ребёнка

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.
Читайте также:  Подготовка 6-летнего ребенка к школе дома

Как научить ребенка убирать игрушки | Проверенные советы

Как научить ребенка убирать игрушки – головная боль почти всех мам. Разумеется, играют детки с удовольствием, а вот когда приходит пора навести за собой порядок, тут-то и начинается самое главное. Ну не хочет ребенок убирать машинки, солдатиков, кукол и зверушек! А убирать – надо. Потому что в доме должен быть порядок.

И, к тому же, малыша необходимо приучать к такому действу, как уборка за собой. Что-что, а уж это ему в жизни пригодится непременно. Ну и вообще – почему сынок или доченька должны расти иждивенцами и эгоистами и видеть в маме слугу? Пускай они учатся ухаживать за собой сами.

И начинают такое самообучение с ежедневной уборки собственных игрушек.

С чего начать?

Здесь многое зависит от характера ребенка, характера мамы, их взаимоотношений и множества других нюансов. Но, вместе с тем, существуют некоторые общие правила, которые обязательно пригодятся в таком важном деле как приучение ребенка убирать за собой.

  1. Начинать маме (да и папе тоже) нужно с себя. Малыш всегда копирует поведение и привычки взрослых, а уж с мамы и папы он берет пример в первую очередь. И потому если родители сами не убирают за собой, разбрасывают где попало вещи и вообще относятся к порядку в своем жилище наплевательски, то и ребенок, соответственно, будет поступать так же.
  2. Родительская настойчивость – одно из главных условий приучения ребенка к порядку. Никаких шоколадок, мультиков, прогулок и прочих удовольствий, пока не будут убраны игрушки!
  3. Причем, изменять этому правилу маме не нужно ни в коем случае. Твердость и непреклонность маминой позиции – это главное. Малыш очень скоро поймет, что деваться ему некуда, и волей-неволей станет убирать свои машинки, куклы, пирамидки и пр.
  4. Конечно, кричать на малыша, а тем более бить или наказывать другими способами не нужно. В этом случае он если и будет убирать за собой, то лишь из страха быть наказанным. А нужно, чтобы он это делал сознательно и с удовольствием. Следовательно, ребенку следует объяснять, почему это необходимо и важно – убирать каждый раз свои игрушки.

Чтобы ребенку было интереснее…

Конечно же, всякая уборка – это скучно. Это касается и взрослых, а уж детей – тем более. Поэтому процесс уборки игрушек нужно по возможности сделать веселым, увлекательным и творческим. Здесь, опять же, очень многое зависит от фантазии мамы, ее желания и понимания своего малыша. Мы же в данной статье дадим лишь несколько общих советов в этом направлении.

  1. Домик для игрушек. А еще лучше – для каждой игрушки свое собственное жилище. Безусловно, расселять и расставлять игрушки по домикам и гаражам и укладывать каждую игрушку в собственную постельку ребенку будет интереснее, чем просто складывать их кучей в унылую коробку. Конечно, такие домики, гаражи и постели для начала надо смастерить, и тут уж никак не обойтись без маминой или папиной помощи. Понятно, что все это должно быть ярким и красивым – это еще больше вдохновит ребенка.
  2. Уборка в форме игры. Опять же – таких игр может быть множество. Например:
  • веселые соревнования. Это когда мама с малышом соревнуются, кто из них больше соберет игрушек. Здесь понятно, что родители должны помогать ребенку в уборке – особенно вначале, когда кроха еще слишком мал;
  • сортировка игрушек по какому-либо признаку. Скажем, большие-маленькие, твердые-мягкие, человечки-машинки и т. д. Каждая игрушка, в зависимости от признака, убирается в отдельную коробку или поселяется на ночь в отдельный домик. Малышу это будет интересно, а, кроме того, такая игра развивает логическое мышление, мелкую моторику и сноровку;
  • уборка, она же сказка. В этом случае ребенка можно нарядить феей или добрым волшебником, который каждый вечер обязан укладывать игрушки спать. Сказочная обязанность – это так здорово! Или – рассказать малышу сказочную историю, как игрушкам плохо и страшно по ночам, если они не убраны. В общем, простор для маминой фантазии здесь просто немеряный.

Некоторые советы

Соблюдение таких советов поможет родителям приучить своих деток убирать игрушки за собой:

  • приучать малыша к порядку следует с раннего детства. К 3-4 годам он будет воспринимать это как само собой разумеющееся;
  • чтобы малыш легче справлялся с уборкой, игрушек не должно быть слишком много. Поэтому родителям нужно регулировать их количество;
  • за старания ребенка нужно хвалить. А вот давать каждый раз какой-то приз – это неправильно. Иначе – малыш будет стараться ради подарка, а не сознательно;
  • убирать игрушки ребенок должен, пока он еще не устал;
  • приучать к ритуалу уборки малыша следует постепенно. Все-таки это для него тяжелый труд;
  • родителям следует проявлять терпение, если ребенок на первых порах будет отказываться убирать за собой и ни в коем случае его не ругать;
  • разумеется, идеального результата ждать от малыша не следует – особенно когда он еще совсем маленький. Здесь главное – желание и старание, а умение придет потом.

Вам также может понравиться

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Читайте также:  Дизайн Комнаты для Подростка — 6 Правил, 5 Идей и 74 Фото

Из всех кризисов, которые происходят в процессе взросления, кризис трёхлетнего возраста самый сложный. Начинается он постепенно лет с двух, а после, достигая своего пика, переходит в конфликты и истерики с его стороны.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
Кризис трёхлетнего возраста
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Кризис трёхлетнего возраста

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Плач у ребенка от одного года

В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.).

Читайте также:  Воспитание ребенка до года: советы родителям и рекомендации психолога

После первого года возможности ребенка взаимодействия с родителями несколько расширяются. Но, тем не менее, он предпочитает общаться с ними при помощи простых проявлений эмоций.

Плач у ребенка от одного года

Плач у ребенка – способ заявить о себе Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах. Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его.

Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.

Легко ли воспитать ответственность?

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

Родителям придется самим выполнять все данные обещания

«Сказал – сделал» – первый принцип важной черты. Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью

Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда. Напоминать и контролировать.

Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Развитие мелкой моторики

Для стимуляции речевой деятельности необходимо развивать и тонкую моторику малыша. Если во время занятия ребенок задействует пальчики рук, тем самым он стимулирует речевые зоны коры головного мозга.

Упражнения для развития:

Развитие мелкой моторики
  • гимнастика пальчиков (используя небольшие стихотворения, можно поиграть пальчиками рук);
  • пескотерапия – это игры с песком или мелкодисперсными крупами. Развивается не только моторика, но и воображение малыша;
  • застёгивание пуговичек, застежек, липучек;
  • выкладывание мозаики или различных узоров, используя ракушки либо макароны…</li
  • нанизывание различных бусинок.

Фундамент успешного воспитания

Речь идёт о том, что определённые условия (если) взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:

  • между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
  • вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
  • откликались на его потребности;
  • не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
  • дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
  • постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Фундамент успешного воспитания

Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.

Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились пробелы, то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.