Развитие памяти у детей дошкольного возраста

С момента появления коронавируса считалось, что дети переносят COVID-19 преимущественно в легкой форме, однако со временем появилось все больше зафиксированных тяжелых случаев. Некоторые из детей даже находятся в реанимации. О том, что родителям нужно знать о коронавирусной инфекции, рассказывает доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Пирогова, кандидат медицинских наук Иван Коновалов.

Нарушение памяти

Нарушения памяти детей младшего школьного возраста может быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках. Нарушения кратковременной памяти приводят к тому, что школьники с трудом запоминают содержание урока и распоряжения педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Из-за нарушений памяти детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Проблемы со зрительной памятью у ребенка могут проявляться в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад. Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Масочный вопрос

Еще одна проблема, с которой сталкиваются родители, это отказ ребенка от использования маски, а также неконтролируемый им контакт рук с лицом и глазами. Кандидат медицинских наук Иван Коновалов советует просто максимально ограничивать контакты с другими людьми, чтобы минимизировать возможность передачи вируса.

«Закон инфекции простой и непреклонный: если встречается источник инфекции (даже внешне здоровый) и неболевший, заражение произойдёт. При домашнем режиме изоляция возможна, хотя и может оказаться психологически тяжелой, изменяющей привычки. Пока в нашей стране сохраняется правило всеобщей изоляции. В случае возможного ослабления режима, например при прогулках, добиться разобщения с окружающими сложнее, но ребенка надо обязательно ограничивать от контактов, в том числе и со сверстниками. Детские площадки закрыты, и пользоваться ими нельзя. На улице с ребенком могут продолжать контактировать лишь те, кто проживает с ним дома. Эти правила очень важны», заключил Коновалов.

Обучение ребенка мнемотехникам

Быстрее выучить необходимую информацию помогут мнемотехники, которые с помощью специальных приемов облегчают процесс запоминания.

Метод Цицерона

Этот метод используют, когда надо запомнить перечень объектов. Для этого ребенку нужно вспомнить обстановку в своей комнате и мысленно расположить запоминаемые объекты в разных местах. Например, медведя поместить на диван, апельсин положить на полочку, шоколадку — на подоконник, чашку — на книжный шкаф. Перед этим нужно в воображении представить объекты в одинаковом размере, чтобы они не выделялись в обстановке комнаты.

Чтобы вспомнить объекты, ребенку нужно мысленно вернуться в свою комнату и попеременно вспоминать, что в ней находится. Вместе с мебелью удастся вспомнить и объекты, мысленно там размещенные.

Ассоциативные ряды

Основная рекомендация из психологии для облегчения запоминания — это составление ассоциаций. Человеческая память ассоциативна, поэтому создание взаимосвязей между объектами или объектом и его свойствами поможет в будущем легче воспроизвести эти воспоминания. Ассоциации на разные слова могут быть понятными всем или только ребенку, которые имеют отношение к его предыдущему опыту.

Тест на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Подготовьте для проведения теста 6 карточек с изображениями, а также лист (поле), разделенный на 18 клеток, равных размеру карточек. Каждой карточке с изображением соответствует три поля, но изображения могут отличаться между собой:

  • 100% копия карточки с изображением;
  • изображение с одной отличительной деталью;
  • изображение, схожее лишь цветом или предназначением.

Суть состоит в том, что взрослый показывает оригинальную карту, а ребенок должен отыскать идентичную на карте (поле) из 18 клеток. За каждый правильный ответ (идентичная картинка) ребенку зачисляется три балла. За ответ, где изображение отличается одной деталью – 2 балла. За ответ, где изображение, схожее лишь цветом или предназначением – 1 балл. Другое — 0 баллов.

До 15 Б – низкий уровень образной памяти. От 15 Б до 20 Б – средний уровень. От 20 Б – высокий уровень.

Ментальный счёт.

При обучении ментальной арифметике, воображение и память развиваются у детей в первую очередь – навык ментального счета основан на их использовании.

На занятиях детвору обучают ментальному счету, который производится в уме. Дети начинает считать на воображаемых счётах.

Левое полушарие головного мозга малышей воспринимает цифры, а правое – образ косточек на счётах.

На этом и основана методика ментального счета. Мозг малышей начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением воображаемых косточек на счётах.

Дети представляют абакус и мысленно передвигают косточки на счётах, не просто передвигают косточки, а думают, сколько косточек убрать или добавить, на каком ряду.

При ментальном счёте дети постоянно концентрируют внимание и запоминают какое новое число получилось при решении примеров.

На занятиях ребятня учится преобразовывать число в зрительный образ. У детей развивается зрительная память.

Задача занятий ментальной арифметикой – это обучение детей дошкольного и школьного возраста ментальному счету.

Малыши учатся считать на счетах, им приходится использовать такие приемы логического мышления как синтез, анализ, обобщение, сравнение.

Ментальный счёт развивает не только зрительную и слуховую память, но и воображение, концентрацию внимания, логическое мышление.

Читайте также:  Влияние гаджетов на детей: чем опасны современные технологии