Развитие любознательности у детей дошкольного возраста \ Что нужно знать родителям?

Окружающий мир природы, замысловатые игрушки и техника пробуждают у детей интерес и увлеченность. Они стремятся постичь технические и природные загадки, задавая вопросы взрослым и по возможности проверяя свои догадки опытным путем. Любопытство стимулирует развитие познавательного интереса у дошкольников, суля превращение детей в пытливых личностей. Если взрослые ненароком не подрежут крылья активному стремлению к познанию… 

Как зарождается познавательный интерес у дошкольников

Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.

Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».

Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.

Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание паззлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.

Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:

  • Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
  • Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
  • Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.

Развитие ребенка: Дошкольный возраст

Ориентируясь на название возраста, многие современные родители считают, что главное – это подготовить ребенка к обучению в школе. А для этого нужно по возможности раньше начать его учить – читать, писать, считать. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если иметь в виду цель добиться школьной готовности, то прийти к ее реализации можно лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала.

Дошкольный возраст

Необходима не акселерация, а амплификация детского развития – широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками, максимальное развитие «специфически дошкольных» и вместе с тем перспективных психофизиологических качеств.

Развитие ребенка: Дошкольный возраст

Дошкольный возраст – сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Дети любопытны, задают множество вопросов о жизни животных, о причинах природных явлений, о внутреннем устройстве предметов: «Что едят мухи? Где зимуют раки? Из чего делают стекло? Правда ли, что после смерти люди попадают на луну?» Это попытки осмыслить законы физического и социального мира, это первая исходная форма теоретического мышления ребенка.

Дошкольный возраст – сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения.

Родители должны бережно относиться к естественному любопытству ребёнка, чтобы не заглушить его чрезмерно усложненными объяснениями или формальными отговорками, а способствовать формированию любознательности, любви к познанию.

При овладении сенсорным опытом нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению качеств и свойств (таких как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами). Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта; через систему сенсорных эталонов (например, сенсорные эталоны формы предметов – геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др; эталоны цвета – семь цветов спектра, белый и чёрный). Измерение с помощью разного рода мер (единиц измерения) приводит к более глубокому и осознанному установлению количественных отношений. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом.

Недопустимо отношение к детской игре как к пустому, никчёмному занятию. Осознание незаменимого вклада игры в умственное речевое развитие, развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, в формирование произвольности психических процессов (произвольного внимания, произвольной памяти) должно настроить родителей на уважительное отношение к игровой деятельности. Наблюдение затем, какие сюжеты, какие роли привлекают ребёнка поможет родителям лучше понять его, подсказать новые возможности обогащения содержания сюжетно-ролевых игр. Это особенно актуально для единственных детей в семье, «домашних» детей, имеющих ограниченный, стереотипный игровой опыт.

Безусловно, необходимо поощрять и развивать и другие виды деятельности: продуктивную, трудовую и учебно-познавательную. Рисование и конструирование, лепка, бытовой труд важны еще и потому, что способствуют формированию направленности на получение навыков самооценки, планирования и управления поведением.

Развитие ребенка: Дошкольный возраст

РЕКОМЕНДУЕМ: Развитие в дошкольном возрасте

Развитие любознательности, познавательных интересов, воображения, образного мышления лежит в русле основных возрастных тенденций и достижений. Складывание первой обобщенной картины мира невозможно вне особых типов общения со взрослым – внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного. Взрослый сохраняет свое центральное положение в мире ребенка, который стремится подражать ему и одновременно испытывает потребность в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выступает как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.

Авторские методики воспитания

В наше время появилось много новых материалов и методик по воспитанию детей. Психологи со всего мира уверенно рекомендуют родителям дошкольников присмотреться к таким методикам, как:

  • Метод Никитиных — воспитание здоровых и умных детей. Педагоги-классики Борис и Елена Никитины рекомендуют начать обучение детей с наблюдения за ними, а также с подготовки окружающей среды для их правильного развития. В это включены: таблицы, алфавит, карты, развешанные в нужных местах, тренажёры, спортинвентарь, кубики, головоломки и другие элементы обучающей системы;
  • Метод Монтессори — всестороннее воспитание, главной идеей которого является тезис о том, что детей следует вначале учить письму, а затем уже счету и чтению. Метод Монтессори направлен на познавательное, трудовое, нравственное и социальное развитие;
  • Метод «ленивой мамы». Появившийся относительно недавно, но уже набравший огромную популярность метод российского психолога Анны Быковой заключается в том, чтобы растить самостоятельных детей, с детства развивая в них навыки познания, понимания и поиска решений. Метод крайне простой и эффективный, заключается в объяснении и постановке примера родителями;
  • Метод Домана. Эта методика создана американским педиатром и предназначена для формирования умственных способностей с раннего возраста и до семи лет. Он основывается на уверенности в том, что дети могут бесконечно усваивать информацию из изображений и слов. Помогают в этом знаменитые карточки Домана, а также упражнения для раннего развития речи, скорости чтения, любознательности и словарного запаса.
Авторские методики воспитания

Существует огромное количество подобных методик, однако у каждого родителя свой характер и стиль поведения, поэтому редко кто становится приверженцем исключительно одной методики. Гораздо более частым и наиболее оптимальным вариантом считается принцип «отовсюду» — когда из каждой системы берётся самое лучшее и самое важное.

Читайте также:  Должностная инструкция социального работника

Хочу всё знать: советов как развивать любознательность у ребёнка

Почему одни люди неустанно ищут что-то новое, увлекаются, читают, путешествуют, пробуют себя в разных сферах, а другие предпочитают жить по инерции, замыкаясь в привычном круговороте «дом — работа»? Дело в том, что любознательность — черта, которой обладают почти все малыши первых лет жизни, — со временем может либо угаснуть, либо трансформироваться в мощный стимул к поискам и свершениям.

Как развивать в ребёнке здоровую любознательность, тягу к открытиям и стремление к знаниям? «Эврика» даст полезные советы!

Совет 1: Не молчите

Разговаривайте со своим ребёнком всегда, когда это вообще возможно. Находиться рядом с сыном или дочкой, но молчать — родительское преступление против детской любознательности.

  • Обращайте внимание на всё, что вас окружает дома, на прогулке, в общественном транспорте или магазине.
  • Комментируйте свои действия.
  • Делитесь своими планами.
  • Озвучивайте свои сомнения.

И неважно, ребёнку 6 месяцев, 6 лет или 16. Чувствуя вашу увлечённость беседой, он неизбежно разделит её. Особенно если привычка к откровенным диалогам будет сформирована с самого нежного возраста.

Совет 2: Научитесь слышать

Умение слышать маленького ребёнка — искусство, которым владеют не все родители. Безусловно, к огромному сожалению. Сначала дети толком не умеют говорить, потом говорят слишком много, утомляя взрослых, а потом они просто не хотят с нами разговаривать. Важно, чтобы ваш малыш уже в 2–3 года чётко понимал:

  • он интересен своим родителям;
  • его переживания важны;
  • его неосведомлённость — явление временное и легко устранимое под чутким руководством взрослой родни.

Подчеркнём, пожалуй, что слышать — это больше, чем слушать. Недостаточно давать ребёнку выговариваться. Нужно искренне вникать в суть произносимого. Именно так устанавливается контакт, необходимый для развития детской любознательности.

Читайте также:  Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев

Совет 3: Покажите, что не знать — не стыдно

Не знать — не стыдно. Стыдно не стремиться к знаниям. Примерно так должен звучать девиз любознательного человека. Чтобы научить малыша удовлетворять свою  врожденную потребность к знаниям, необходимо показать ему, как знания получать. Пожалуйста, относитесь к детским вопросам с должным трепетом.

  • Внимательно выслушивайте все вопросы своего «почемучки».
  • Давайте все ответы, на которые вы способны.
  • Если вы сомневаетесь в правильности ответа, укажите на это ребёнку, предложив ему поискать истину самостоятельно или отложить выяснения до более удобного случая.
  • Вместе ищите ответы на вопросы, пользуясь достоверными источниками.

Поверьте, для вашего родительского авторитета гораздо полезнее иногда честно признаваться ребёнку в своей неосведомлённости в том или ином вопросе, чем однажды оказаться в ситуации, когда ребёнок уличит вас в некомпетентности.

Совет 4: Позвольте ребёнку получать свой собственный опыт

  • С восторгом пробежать по луже;
  • скатиться с горки на пузе;
  • лизнуть сосульку —

маленький исследователь окружающего мира хочет все пробовать и щупать.

И это естественное состояние ребёнка дошкольного возраста.

Неестественно, когда взволнованные вопросами безопасности, общественной морали или просто утомлённые собственными делами родители на любой детский порыв твердят категоричные:

  • Нет!
  • Не беги!
  • Не кричи!
  • Нельзя, нельзя, нельзя!

Научитесь развивать ребёнка, не подвергая его опасности и не нарушая границы окружающих людей. Это необходимо, чтобы детская любознательность крепла и расцветала, а не угасала под неусыпным родительским контролем.

Совет 5: Заразите примером

Если ваш семейный досуг сводится к посиделкам за компьютером или просмотру телевизора, то ожидать, что ребёнок сохранит детскую любознательность в возрасте более сознательном, — образец оптимизма.

Читайте также:  7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Конечно, вы можете положиться на случай, понадеявшись, что наследник не унаследует вашу лень и отсутствие тяги к знаниям. Но куда эффективнее взять ситуацию под контроль и показать малышу хороший пример.

  • Больше читайте и обсуждайте прочитанное.
  • Используйте все возможности для путешествий (даже если это будет путешествие в тот район города, где вы прежде не бывали).
  • Театры, музеи, выставки, ярмарки прикладного искусства — как можно все выходные сидеть дома, когда вокруг столько интересного, нового, неизведанного и неиспробованного?

Совет 6: Меньше готовых решений

Всё время принимая ответственность на себя, мы лишаем ребёнка необходимости эффективно решать разнообразные задачи, которые то и дело услужливо подкидывает жизнь.

  • Стимулируйте малыша на самостоятельный поиск ответов каждый раз, когда это возможно.
  • Задавайте ребёнку неожиданные вопросы.
  • Позволяйте крохе делать выбор и отвечать за его последствия.

А насколько любознательны ваши дети? Как вы относитесь к бесконечным вопросам и стимулируете познавательную деятельность дошкольника? Нам интересен ваш опыт, поэтому мы с нетерпением ждём ваших комментариев.

Счастливого родительства, друзья!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: