«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией

На тера­пев­ти­че­ском потен­ци­але ска­зок осно­ван метод сказ­ко­те­ра­пии. В ска­зоч­ных обра­зах спря­таны ситу­а­ции, с кото­рыми стал­ки­ва­ется каж­дый: выбор пути, пре­одо­ле­ние своих стра­стей. Отож­деств­ляя себя с геро­ями, ребё­нок учится пони­мать себя и дру­гих людей.

В сказкотерапии используется несколько видов сказок, которые подходят для взрослых и отличаются друг от друга своей целью воздействия на клиента:

«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией
«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией
  1. Психокоррекционная, целью которой является коррекция определенной психологической проблемы, т.е. нахождение выхода из проблемной ситуации.
  2. Психотерапевтическая, затрагивающая отношения человека с окружающей средой и самим собой, а также воздействующая на психику человека и содержащая мудрость (притчи, сказания).
  3. Медитативная сказка, которая способствует снятию напряжения человека после перенесенных стрессовых ситуаций. Ее можно использовать и после тяжелого рабочего дня.

    Важным моментом является то, что рассказчик должен иметь определенный тембр голоса, чтобы человек смог полностью погрузиться в сказку.

«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией
«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией
Подробный обзор

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Сюжеты сказок разнообразны: Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам). Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет. «Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно»

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье: «Морозко» «Крошечка-Хаврошечка» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Снегурочка» «Аленький цветочек» «Золушка» Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз: «Спящая красавица» «Госпожа Метелица» «Церевна-Лягушка» «Серая шейка» Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой: «Мальчик-с-пальчик» «Гадкий утёнок» Для преодоления страхов: «Красная Шапочка» «Гуси-лебеди» «Волк и семеро козлят» «Баба Яга» и много других сказок. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет Сказки Сказкотерапия сказки Сказки от непослушания Сказки-воспиталки. Воспитание сказкой — Психологические сказки для детей

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Сказкотерапия

Для чего нужна и какие проблемы решает сказкотерапия?

  • коррекция эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых (страхи, тревожность, агрессия и т. д.);
  • внутриличностные и межличностные конфликты;
  • отклонения в поведении;
  • вопросы взаимоотношений в семье (как между супругами, так и между родителями и детьми);
  • психосоматика;
  • вопросы бизнеса;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • экзистенциальные вопросы (кто я, для чего живу) и др.

Сказку, как средство психологической помощи, можно эффективно использовать уже начиная с 2-2,5 лет. Возрастного предела в сказкотерапии даже для взрослых нет.

Как именно идет работа со сказками?

Диапазон методов очень велик. Сказки можно анализировать, рассказывать, дописывать, переписывать, рисовать, сочинять, проживать…

Эффективность сказкотерапии для детей и взрослых в первую очередь связана с тем, что она очень мягко и бережно обходит психологические защиты человека. Сказка работает напрямую с бессознательным, переводя его на язык метафор.

Лично я очень люблю сказкотерапию за её бережность, многослойность и  многозадачность, за её мудрость и неиссякаемую веру в лучшее. И благодаря этим её качествам мы можем опуститься именно на ту глубину смыслов и значений, которые наиболее комфортны и возможны для человека на данный момент. Сказка не продавливает и не травмирует, создает атмосферу волшебства и чуда, что уже само по себе целительно. Стоит нам только начать ткать полотно повествования, как уже в нашей психике начинаются позитивные преобразования.

В чем отличие работы с детьми и со взрослыми?

Сказкотерапия детских проблем ? беспроигрышный вариант. Со взрослыми дела обстоят чуть сложнее, лишь потому, что не каждому по душе «заниматься этими глупостями».

Существенных отличий в работе с детьми и взрослыми в сказкотерапии нет. Мы используем одни и те же приемы, но с учетом возрастных особенностей и запроса клиента. Например, мы со спокойной душой можем обсуждать сказку «Колобок» как с детками, так и с их родителями. И каждый из них найдет свой смысл и урок.  С детьми мы можем раскрыть проблему безопасного поведения, а со взрослыми то, что даже если кажется, ресурсов уже нет, не стоит сдаваться.

Читайте также:  До скольки месяцев бывают колики у новорождённых мальчиков?

Сколько сеансов сказкотерапии требуется для решения проблемы?

Зависит от ее сложности и глубины. Некоторые вопросы можно и за одну встречу решить, в иных случаях и десяти мало.

Можете ли привести конкретный случай, когда сказкотерапия сработала буквально «на глазах»?

Отзывов клиентов по работе со сказкотерапией всегда много. Ведь этот метод очень благодарный.

Например, 8-летнего Сашу мама привела на прием по рекомендации врачей: «Обратитесь к психологу, так как органических нарушений нет, скорее всего, это психосоматика». Диагноз — «остеохондроз пяток». Проявления – хромота (совершенно здоровый мальчик вдруг стал хромать), частые головокружения, тошнота.

После первого знакомства мы выявили много вытесняемого гнева, страха, обиды, которые локализовались на телесной карте именно в ногах.

Для того, чтобы узнать, что же скрывается за этими чувствами (какие потребности, какова их природа, на кого или на что они направлены и т. д.) я обратилась к своему любимому в таких случаях методу – сказкотерапии.

К следующей нашей встрече попросила Сашу написать сказку, о чем ему самому захочется. И он сделал это. Через содержание сказки мы познакомились с вытесненной частью Саши: безмолвным человеком, который «был уволен» и построил себе огромную каменную пещеру, в которой и скрывался уже тысячи лет. Этот безмолвный человек олицетворял в себе все то, что Саша хотел сказать и сделать, но не мог по причине страха быть отвергнутым.  Ведь по мнению ребенка, хорошие и послушные дети не могут гневаться и обижаться на своих родителей, винить их в чем-либо. И Саша «затоптал» в себе этого человека, что и привело к описанным выше симптомам.

Моей задачей было помочь Саше встретиться лицом к лицу со своей теневой частью и принять её. С этой целью мы продолжили работу со сказками. На этом и последующих сеансах мы работали с написанными Сашей сказками: обсуждали, делали постановки методом монодрамы, рисовали к ним иллюстрации, лепили героев, беседовали. В общем, весело и разнообразно проводили время, а на уровне психической реальности уверенными шагами шли на встречу Сашиной Тени. Параллельно я много времени уделила общению с мамой мальчика, ведь корни выявленных проблем шли в семейную систему.

Мама получила рекомендации, которые приняла к сведению и выполнила. На полное решение поставленной задачи понадобилось 10 сеансов сказкотерапии, телесные же симптомы исчезли уже к 5-6 встрече.

Ценность сказки в том, что она раскрывает те чувства и эмоции, которые мы сами можем прятать от себя. Сказка может помочь мягко и бережно связаться с нашим бессознательным и убрать те блоки, которые мешают счастью. Ваша жизнь давно идет по какому-то неправильному сценарию? Хорошая новость в том, что в любом возрасте его можно переписать. Сказкотерапия актуальна и эффективна и для детей, и для взрослых.

Справиться с настроением

Девочке три года, в целом она послушная, но в возбужденном состоянии (когда с чем-то не согласна, не хочет спать), бьет по лицу и маму, и папу, и бабушку. Доводы, что человеку больно, пока не воспринимает. Как реагировать?

Денис, Москва

– Так ребенок осваивает идею конфликта, столкновения интересов. Малыш в этом возрасте уже может объяснить, чего он хочет. Но когда он объясняет, а родители настаивают, чтобы он делал что-то другое, ситуация для ребенка становится непонятной. Он возмущается, брыкается, пинается, кидается игрушками…

Не надо этого пугаться, не забывайте, что ребенок еще мал. Но надо учить его сдерживать сильные чувства. Как? Так же, как мы учим его всему остальному, есть, например. Сначала сами кормим его с ложки, потом он начинает держаться за ложку вместе с нами, потом сам держит ложку. Точно так же постепенно надо его учить справляться с гневом.

Сгребаем ребенка в охапку, чтобы он не мог драться, обнимаем его, показывая, что мы его защищаем от его гнева. Он побрыкается, поплачет и успокоится, мы таким образом помогаем ему перевести гнев в слезы, в грусть по поводу того, что надо ложиться спать. После этого наступает расслабление.

Вы видели, как шестилетние дети пытаются успокоиться? Они сами себя обхватывают руками и так сидят. Воспроизводят движение родителя.

Когда малыш успокоился, важно установить с ним контакт. Проблемы начинаются, когда родитель после конфликта обижается на ребенка, отталкивает его от себя. Этого не должно быть. Ребенок не виноват, он просто маленький. Вы помогли ему справиться со своими чувствами, он побуянил, поплакал, расслабился, теперь покачайте его, поцелуйте. Главный вывод, который должен сделать малыш, что конфликт не разрушает отношения, можно поссориться, но продолжать друг друга любить и быть вместе.

Какие бывают сказки

Специалисты выделяют следующие типы сказок, которые читаются и анализируются в терапевтических целях.

  • Художественные произведения, которые сочинялись не для практикующих психологов и их подопечных, но активно ими используются, обладая дидактическим, психокоррекционным и психотерапевтическим аспектом. Сюда относятся:
Какие бывают сказки

Народные сказки

Истории о животных, отношениях людей с животным миром имеют наибольшую ценность для детей 5 лет и младше, поскольку такие малыши склонны идентифицировать себя со зверями, подражать им.

Читайте также:  Влияние гаджетов на детей: чем опасны современные технологии

Сказки бытовой направленности раскрывают перед слушателем мир семейных неурядиц и радостей, способы договариваться и жить мирно с домочадцами, с юмором воспринимать невзгоды – их прорабатывают на семейных консультациях и в работе с подростками.

Сказки, показывающие трансформацию, преобразования, идеальны для людей с заниженной самооценкой. Страшилки, рассказанные в группе детворы старше 7 лет, повышают стрессоустойчивость, дают возможность скинуть напряжение. Волшебные произведения – квинтэссенция духовности, мудрости,

Какие бывают сказки

Авторские сказания

Их необходимо подбирать очень аккуратно, учитывая заложенные в сюжете личностные проекции писателя, возраст слушателя, особенности внутренних переживаний.

  • Дидактическими сказками оперируют для создания обучающего момента.
  • Психотерапевтические сказки более глубоки, не всегда хорошо заканчиваются, они призваны «докапываться» до самой сути проблемы.
  • Медитативное сказание позволяет сбросить стресс, напряжение, погрузиться в мир светлых, чистых образов, освободить душу и разум.
  • Психокоррекционные притчи помогают мягко повлиять на детское поведение (ограничение по возрасту составляет максимум 11-13 лет), изменить его. Для достижения эффективного результата психокоррекции необходимо придерживаться определенных правил создания истории: сюжет должен содержать похожую (но не полностью аналогичную) ситуацию, показывать альтернативные пути решения проблемы. Последовательность событий также имеет четкую структуру: знакомство с персонажами, внезапное возникновение конфликта, описание решения трудностей, успешное их преодоление героями, позитивная развязка, описание изменившейся жизни действующих лиц с учетом вынесенной морали. Психокоррекционные сказки можно читать без дальнейшего обсуждения.

Детская сказкотерапия как метод психологической коррекции подразумевает, что ребёнку посредством литературного произведения объясняется смысл событий, отражающих его жизненную ситуацию, реакций, неподходящий, деструктивный поведенческий паттерн замещается более подходящим.

Какие бывают сказки

Данная типология не всегда подразумевает четко очерченные границы, зачастую в одной сказке для сказкотерапии переплетается несколько аспектов – например, художественное произведение имеет дидактический, медитативный и терапевтический уклон.

Сказкотерапия для дошкольников. Сказка как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни.

Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Доступными для понимания словами в увлекательной форме сказка представляет окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За короткое время показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает возможность примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.

Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств.

Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и  образовательной работы с дошкольниками.

В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?

«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость.

Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра.

Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?

Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с возникшими проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы перепробованы, но значимого результата они не принесли.

Сказкотерапия для дошкольников. Сказка как метод психологической коррекции

Сказкотерапия это не просто способ воспитания, а прежде всего методика психологической коррекции. И если родители не имеют должного опыта и образования в данной области, то лучше доверить эту работу специалисту – сказкотерапевту.

Виды сказок, применяемых сказкотерапевтами:

1) Медитативные (используютсядля освобождения от психоэмоционального напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты.

Важно

2) Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.

3) Художественные (народные). В них заключена мудрость народа. А простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.

4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по образам главных героев.

5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой.

Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:

  • дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;
  • сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша;
  • в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ребенком;
  • в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке;
  • после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.
Читайте также:  Могут ли родителей не пускать в школу, и что делать в таком случае

Терапевтическая сила сказок

Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией, но особой реальностью.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном уровне постигнуть, что такое «хорошо» и «плохо». Примерить роли и обидчика и обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль родителя, чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет малышу другими глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.

Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть возникшие проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка является учебником жизненных и духовных знаний.

Чем сказки могут быть полезны родителям

Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.

Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.

Сказкотерапия для взрослых

Как правило, в сказки верят лишь дети, поскольку взрослые на своём горьком опыте узнали, что чудес не бывает, и дела не делаются по взмаху волшебной палочки. А зря, ведь существование методики сказкотерапии доказывает обратное. Лечение сказками – это метод, в основу которого легло использование сказочной формы для развития творческих способностей или разрешения сложных жизненных ситуаций.

Примеры сказкотерапии

Человек придумывая свою собственную сказку, находит в ней ответы на ранее неразрешимые жизненные задачи. Если подойти к этому вопросу более конкретно, то этот метод хорошо подходит для девушек и женщин, находящихся в поиске своей второй половины. Именно моделируя сказку о принце на белом коне, мы подсознательно готовимся к тому, чтобы впустить в нашу жизнь нового героя.

Тренинги по сказкотерапии проходят как в групповом, так и в индивидуальном формате. Ведущий психотерапевт направляет каждого участника на создание своей сказки. В групповых занятиях по сказкотерапии, как правило, учувствует не более 10 человек. Это необходимо для того чтобы за четырёх часовой период, а именно столько длятся тренинг, успеть проработать проблему каждого из участников.

Основной задачей этой терапии является именно работа клиента со сказкой, которая может проходить в нескольких направлениях:

  1. Обсуждение уже предварительно существующей сказки.
  2. Клиентская сказка. Участник терапии во время сеанса самостоятельно придумывает рассказ.
  3. Постановка. Инсценировка по ролям уже готовой легенды.
  4. Арт терапия. Рисуночная терапия, основанная на сюжете какого — либо фантастического рассказа.

Цель сказкотерапии — узнать, чем сейчас живёт клиент и что его беспокоит.

В заключение можно сказать, что лечение сказками как один из методов психотерапии заслуживает ну существование в современном обществе, поскольку его результаты очень информативны и позволяют психотерапевту найти и убрать камни преткновение с жизненной дороги клиента.

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми. Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.