Плохое поведение: что делать, если ребенок не слушается?

Социализация ребенка — очень важный и не всегда простой процесс. В качестве первого серьезного шага мы обычно приводим ребенка в детский сад, в котором он проводит много времени – развивается, общается с другими детьми, играет. Но время, которое малыш проводит в детском саду, далеко не всегда исключительно положительное. В садике, а позже и в школе, родителей волнует одно и то же – а вдруг ребенок физически пострадает.

Что значит «плохое поведение»?

Плохое поведение ребенка имеет следующие признаки:

  1. Истерика. Сын или дочь постоянно плачет и топает ногами, требуя новую игрушку или сладости на ужин.
  2. Требовательность в пище. Малыш хочет, чтобы мама специально для него приготовила что-то особенное, он отказывается есть то, что уже готово.
  3. Регулярное раздражение. Ребенку не нравится всё, что у него есть. Будь то игрушки, одежда, книги.
  4. Гиперболизированная жадность. Дети не хотят делиться чем-либо с близкими. Ребенок отказывается дать маме конфету из своего сладкого набора или не дает товарищу поиграть со своей машинкой.
  5. Безразличие к замечаниям. Если родители просят его убраться в комнате или помочь по дому, то ребенок как будто не слышит их просьбы. В дело вступает формула «Тебе надо – ты и делай».

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

Кривляние и паясничание – характерные признаки кризисного периода

Заключение

Конечно, идеальных людей не бывает. И быть идеальным родителем — это тоже практически никому не под силу. Все мы живые люди, со своими эмоциями, переживаниями и взглядами на жизнь. Но использование неправильных методов воспитания детей приводит к печальным последствиям: дети неуверенные в себе, закомплексованные, не могут нести за себя ответственность, не самостоятельные, недолюбленные, а от того и злые и этот список можно продолжать практически бесконечно. Задумайтесь об этом и примите решение, что для вас важнее: будущее ребенка или же свое удобство на данный момент? Правильное воспитание ребенка — это фундамент успешного становления личности. И каждый родитель для этого должен приложить максимум усилий.

Похожие записи:Недостатки родителей и их польза в воспитании детейКогда и как нужно приучать ребенка к горшкуНужна ли ребёнку соска-пустышка: за и против, выбираем пустышку правильно.С какого возраста и как отучить ребенка от соскиКак приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителямКак воспитать из мальчика мужчинуКак приучить ребенка спать отдельно от родителей? Полезные рекомендации родителям + видеоВоспитание ремнем: можно ли бить детей в целях воспитанияКак привить ребенку трудолюбие? Средства, методы и задачи трудового воспитания детей дошкольного правильно хвалить ребенка? Методы поощрения детей в семье

Выяснение причин и решение проблемы

Итак, вы поняли, что ваш кроха против детского сада. Вы увидели, что он пытается донести до вас свои чувства и просит помощи. Но что же делать, спросите вы. Решение проблемы полностью зависит от причины ее возникновения. Поэтому действовать в каждом конкретном случае нужно будет по-разному.

  1. Разговаривайте с ребенком. Когда вы забираете малыша из садика, спрашивайте у него, как прошел его день, чем он занимался, что делали остальные дети, чем предлагал заняться воспитатель. Такого непринужденного разговора по душам обычно хватает для того, чтобы выявить причину. Возможно, дети обижают его, доводят до слез, не хотят с ним играть, или воспитатель слишком требовательно подходит к занятиям, пытаясь приучить к новому распорядку.
  2. Поговорите с воспитателем. Так уж сложилось, что определенный период своей жизни ребенок должен проводить в саду рядом с воспитателем. И именно от него зависит многое в его состоянии и настроении. Не стоит грубить и разговаривать на повышенных тонах, наоборот, попросите совета у воспитателя, расспросите его о поведении своего крохи, о его успеваемости.
  3. Если вы видите по утрам, что большая часть детей идет в группу в слезах, пора задуматься над созывом родительского собрания. Возможно именно на нем, выслушав мнение всех родителей, вы сможете понять, почему дети отказываются посещать садик.
  4. Пусть ребенок нарисует садик. Яркие и радостные тона говорят о том, что в саду крохе хорошо, а причиной его истерик является домашняя атмосфера. А вот если садик на картинке выглядит мрачно, то стоит показать творчество крохи психологу или же поговорить с воспитателем.
  5. Спросите у воспитателя, как проходят занятия малыша. Возможно, он рисует или лепит хуже других детишек, а они смеются над ним. Тогда вам стоит приложить некоторые усилия и позаниматься с ребенком дома.
  6. Если же у вашего ребенка имеются проблемы с речью, то не скупитесь, посетите хорошего логопеда. Ведь дефекты речи достаточно часто становятся помехой в социализации детей.
  7. В случае, если ваш малыш болен такими заболеваниями, как аутизм, олигофрения, синдром Дауна, у него имеются проблемы со зрением или слухом, постарайтесь найти специализированный садик. Таким образом вы сможете не только избежать насмешек в адрес крохи, но и поможете ему развиваться по определенным правилам. Ведь коррекционные группы проводят ряд лечебных и профилактических занятий.
  8. Если вы знаете, что ваш малыш чрезмерно эмоционален и чувствителен, то постарайтесь найти хорошего детского психолога, который поможет немного укрепить психику. В противном случае приучить малыша к поведению других детей будет практически невозможно, а каждая безобидная шутка в его адрес будет доводить его до слез.
  9. Чаще гуляйте с ребенком на детских площадках и в парках. Некоторые родители берегут своих детей и не позволяют им общаться (а вдруг малыша ударят, он чем-нибудь заразиться, свалиться с качелей, наестся песка и пр.), что в последующем ведет к тому, что кроха просто не знает, как можно играть с другими детками, как себя нужно вести в обществе и т.д.
  10. Перед тем, как начать водить кроху в сад, приучите его к новому режиму дня. Пусть малыш ест и спит примерно в то время, когда это делают дети в саду.
  11. Постарайтесь с малых лет донести до своего чада, что взрослых нужно не просто слушаться, но и уважать. Малыш должен также понимать, что мама, папа, бабушки и дедушки – это родные и близкие люди. А вот воспитатель, медсестра, логопед или заведующая – это уже практически его «начальство».
  12. Если все способы и возможные проблемы не подходят именно для вашей ситуации, то остается два варианта – хотя бы один день побыть с малышом в группе и увидеть ситуацию собственными глазами, либо перейти в другой садик. Но последний вариант крайне нежелателен. Ведь это еще один стресс для малыша.
Читайте также:  5 настольных игр для детей и их родителей

Результаты наказания

  1. Страх. Наказания учат бояться того, кто наказывает. В данном случае, нас – родителей.
  2. Хитрость. Наказания учат ловчее скрывать свои проступки. Ведь «не пойман – не вор».
  3. Безответственность. Получил наказание, и совесть чиста. Человеку кажется, что если его наказали, то он уже этим искупил свой плохой поступок. «Грешу и каюсь, каюсь и грешу».

Таким образом, мы не учим ребенка, как исправить последствия плохого поступка. Зачем? Наказали, покаялся, и ты свободен. То есть ребенок не привыкает нести ответственность за свои поступки. Итак, наказания неэффективны с точки зрения изменения поведения. Однако при этом имеют весьма неприятные побочные эффекты. Все это значит, что если мы хотим научить нашего ребенка быть достойным человеком, нам не надо его наказывать. Почему же мы ругаем и наказываем своих детей и близких раз за разом? По простой причине – это дает возможность эмоциональной разрядки нашему праведному гневу. Нас просто захлестывают эмоции и несут совсем не туда, куда нам нужно. Поэтому, если вам кажется, что необходимо наказать ребенка, прежде всего, честно ответьте на вопрос: зачем вам это? Что это вам даст, кроме возможности выпустить гнев? Итак, наказывать смысла нет. Но что же делать, чтобы изменить поведение ребенка?

Практические советы

Так как основная причина – недостаток внимания, родителям следует уделять крохе больше времени. Не просто сидеть рядом, уткнувшись в телефон или телевизор. Время, проведенное вместе, должно быть качественным. Подумайте, что интересно вам обоим, найдите общие интересы. Привлеките ребенка к тому, что вы делаете. Приготовление пищи, уборка, поход за продуктами в магазин — все это можно делать вместе и с удовольствием.

Интересуйтесь тем, что нравится сыну или дочке. Рассказывайте о своих увлечениях. Расскажите об играх, в которые вы любили играть в детстве, поиграйте вместе. Займитесь общим делом, интересным всей семье.

Наполните жизнь традициями и ритуалами. Ребенок в предвкушении чего-то интересного не станет вести себя плохо. Совместное чаепитие с настольными играми по вечерам, походы в лес, ведение альбома с зарисовками приятных событий за день. Проявите фантазию и поддерживайте традиции и ритуалы, не забывайте о них.

Если малыш страдает от гиперопеки – придумайте для него самостоятельные задания. Он может кормить домашнее животное или поливать цветы. Поручите ему какое-то важное дело. Пусть он почувствует свою важность и взрослость. Покажите ему, что доверяете.

Важно объяснять ребенку, что вы ждете от него. Часто нам кажется, что это и так понятно. Но объяснить крохе, какое поведение родители ждут конкретно в этот момент — очень важно.

План действий при травме

Если вы все же не поддались сильным эмоциям – нужно действовать разумно, по плану. В целом в подобных заведениях всегда есть инструкции на случай травм детей и других происшествий. Выглядит все примерно так:

  • первым делом ребенка с травмой должны отвести к медсестре, которая оказывает первую помощь. Если ее не оказалось на месте, тогда помочь ребенку должен воспитатель или другой компетентный сотрудник сада. Важно одно – первая помощь всегда должна быть оказана, особенно если ребенок далее нуждается во врачебном вмешательстве;
  • пока медсестра занимается ребенком, воспитатель или другой сотрудник детского сада должны сообщить родителям о произошедшем. Вызываются родители, а при необходимости и скорая помощь. Сами же сотрудники без ведома и разрешения родителей не могут заниматься транспортировкой ребенка в больницу или просто в травмпункт;
  • уже в больнице или травмпункте медработники оказывают надлежащую помощь ребенку, а при необходимости отправляют его на прием к нужному врачу.

В случае очень серьезной травмы может потребоваться хирургическое вмешательство, но все это проводится исключительно под контролем родителей. Будут ли при этом присутствовать представители детского сада – решать только родителям, при желании они могут отказаться от этого или потребовать подобное.

Распространенные ошибки родителей, которые усугубляют процесс адаптации

К сожалению, в затрудненной адаптации детей часто виноваты сами родители, которые не только не готовят их к новому месту, режиму и формату общения, но и пускают этот процесс на самотек, утверждая, что рано или поздно ребенок обязательно привыкнет к враждебной среде.

На самом деле такое отношение к столь важному вопросу априори не может закончиться ничем хорошим, и даже если кроха привыкнет к ДУ, нажитые детские комплексы и страхи обязательно напомнят о себе в более позднем периоде.

На привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода

Не допустить подобного развития ситуации поможет ее неукоснительный контроль, в основе которого будут лежать теплые доверительные отношения с малышом.

Распространенные ошибки родителей, которые усугубляют процесс адаптации

Очень важно каждый день провожать и встречать кроху из сада, интересоваться его успехами и неудачами, а также не откладывать проблемы в долгий ящик, решая их по принципу «здесь и сейчас».

В случае если в саду многие дети жалуются на плохую обстановку, можно задуматься о том, чтобы сменить его на новый. Если же ребенку, напротив, хорошо в садике, то при переезде на новое место, стоит продолжать водить его туда, если, конечно, речь не идет о непреодолимых расстояниях.

Смотрите также: Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 5-6 лет?