Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев

Основные физические, физиологические и психологические параметры развития ребёнка в 5 месяцев, что должны уметь мальчики и девочки. Особенности режима дня и питания.

Развитие ребенка в месяцев

Развитие ребенка прежде всего подразумевает комплекс навыков, характеризующих двигательное и интеллектуальное развитие ребенка с учетом пола, возраста и других факторов, например, врожденных особенностей. Сюда же можно отнести и эмоциональные реакции, а также поведенческие изменения, которые также должны соответствовать возрастным нормам. Это не значит, что все дети в пять месяцев развиваться строго в соответствии с принятыми педиатрическими стандартами, но значительных отклонений от нормы быть не должно.

Ниже перечислены основные двигательные навыки, которыми должен владеть пятимесячный ребенок, рожденный в срок и не страдающий системными патологиями и заболеваниями.

Развитие ребенка в месяцев
  • Удерживание головы в любом положении. Это один из наиболее важных признаков здорового физического и физиологического развития младенцев. Ребенок должен уверенно держать голову в любом положении, в том числе, когда его берут на руки. Мышцы шеи при этом должны быть расслаблены – если у ребенка наблюдаются симптомы гипертонуса, необходимо обратиться к неврологу, чтобы исключить возможные расстройства.
  • Разгибание ног при опоре на твердую поверхность. Если мама поставит малыша на пол или любую другую твердую поверхность, он не будет сгибать ноги в коленях, а полностью выпрямит их, поднимаясь на носочки. Опираться полностью на стопу ребенок научится через пару месяцев.
  • Перемещение корпуса вперед в положении лежа на спине. Такие движения являются первыми задатками ползания. Ребенок, лежа на животе, делает хаотичные вращательные движения тазом, одновременно передвигая предплечья вперед. Кроха будет заниматься активнее, если перед ним положить яркую погремушку или звенящую игрушку. Некоторые дети в этом возрасте уже встают на четвереньки, но большинство младенцев осваивают этот навык в возрасте 6-7 месяцев.
  • Подъем корпуса с опорой на руки взрослого. Это важнейшее умение пятимесячного ребенка. Если схватить протянуть к лежащему ребенку руки, он схватится за них и попробует подтянуться. Такое упражнение не только укрепляет мышечный корсет позвоночника и мышцы брюшного пресса, но и тренирует один из главных навыков младенца – умение садиться самостоятельно.
  • Переворот с живота на спину и обратно. Пятимесячный ребенок должен хорошо переворачиваться в обоих направлениях. Если кроха лежит на животе, он может несколько секунд раскачиваться (по типу «лодочки»), после чего резко перевернуться на спину, поэтому оставлять ребенка одного на любых поверхностях, находящихся выше уровня пола, нельзя.

Речевое и эмоциональное развитие

  1. Появляется первый лепет. Под лепетом понимается способность ребенка произносить отдельные слоги: “ба”, “ма”. Это пока не осознаваемое малышом действие, позволяющее тренировать речь.
  2. Ребенок активно выражает свои эмоции. Он может смеяться и даже хохотать, сердиться, если не удается заполучить интересующую его игрушку.
  3. Ребенок узнает тех, кто часто с ним общается и выражает недоверие к чужакам.
  4. Понимает интонацию голоса и сам выражает свои эмоции при помощи голоса.
  5. У ребенка есть любимые игрушки.
  6. Формируются навыки общения при помощи жестов.

Это основные навыки, которыми владеют около 90 % здоровых детей, развивающихся в соответствии с возрастом. Не стоит переживать, если младенец немного отстает от сверстников: на темпы развития и роста влияет много факторов, включая наследственность. Но если отклонения от нормы значительные, обязательно стоит показать ребенка педиатру, так как это может быть результатом скрытых заболеваний нервной, эндокринной и других важнейших систем организма.

Развитие ребенка в месяцев

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физическое развитие

К пяти месяцам ребенок каждый день учится чему-то новому.

  • Малыш уже начинает переворачиваться с животика на спинку и обратно. Более активные малыши к этому возрасту лихо кувыркаются, другие же лишь начинают пытаться. В любом случае такое развитие будет в пределах нормы.

Совет: с этого времени ребенка нельзя оставлять одного на большой кровати или другом возвышении, как новорожденного, потому что он может оказаться на краю и упасть.

  • Лежа на животике, малыш, опираясь на ладошки, поднимает верхнюю часть корпуса. Из такого положения ему удобно следить за происходящим вокруг. К тому же это упражнение подготавливает ребенка к ползанию.
  • В положении на животике малыш разглядывает вещи, лежащие перед ним, фокусируя взгляд как на ближних, так и на дальних предметах. Кроха пытается дотянуться до понравившихся игрушек или вещей.
  • Многие малыши к этому времени уже умеют уверенно держать спинку в сидячем положении в течение нескольких минут. В таком случае для удобства и безопасности дитя можно обкладывать подушками, чтобы он играл сидя. Но если малыш недоношенный или еще не освоил навыки сидения, не стоит торопить события.

Совет: ни в коем случае нельзя сажать в подушки малыша, который еще не научился уверенно держать спину. Раннее высаживание может привести к искривлению позвоночника. А для девочек это чревато загибом матки и проблемами с деторождением в будущем!

Физическая активность и физиологическое развитие

Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.

Развивающие занятия

Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину — он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.

Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.

Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул — яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес. Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет. Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.

Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.

Первые попытки сесть

Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.

Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку — за другую мама слегка помогает — и ненадолго присесть. Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы). Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.

На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.

Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.

Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса. Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу. Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.

Познавательное развитие ребенка месяца жизни

Знакомство с окружающим

— растет познавательная активность ребенка, усиливается интерес к людям, окружающим объектам и предметам; — ищет взглядом знакомые предметы, останавливает на них внимание; — удивляется и настораживается, увидев незнакомые предметы; — эмоционально реагирует на увиденное и услышанное; — проявляет интерес к окружающему не только в пределах родного дома, но и вне его.

Читайте также:  Колики у новорожденного: как помочь малышу?

Ориентация в пространстве

Ребенок достаточно хорошо ориентируется в помещении своей квартиры: знает местонахождение вещей, которыми родители зачастую пользуются; смотрит на дверь, ожидая появления из них родных взрослых, ищет глазами окно как источник света и приятных впечатлений.

Самостоятельно изменяет положение своего тела в пространстве-переворачивается со спины на живот, без помощи взрослого приближается к предметам, которые находятся рядом.

Хватание и владение рукой

Уверенно поднимает руку к погремушке и хватает ее. Ребенок пока не отдает предпочтения одной из своих рук-правой или левой, одинаково активно владеет обоими. Хватает предмет всей ладонью и вытянутым большим пальцем. Хватает и удерживает игрушку, которую показывает взрослый. Самостоятельно получает игрушку, держит ее в руках, переводит с руки в руку, засовывает в рот.

Развитие органов чувств и поведение

Малыш активнее, чем прежде, играет с игрушками и различными предметами. Выбирает игрушку по своему желанию, держит в руках, рассматривает, стучит ею, ощупывает, самостоятельно играет на протяжении короткого времени. Стучит одним кубиком по другому. Проявляет интерес к свойствам различных предметов: стучит ими, бросает на пол, облизывает, ищет глазами, если они упали.

Задача познавательного развития: — обогащать сенсорный опыт ребенка; — создавать благоприятные условия для развития движений глаз (зрительного сосредоточения), поискового взгляда, движений рук, звуковых реакций малыша; — развивать склонность младенца к простым предметным действиям с помощью многократных повторов одних и тех же движений; — сопровождать совместные предметные действия положительными эмоциями, одобрять малыша за элементарные проявления целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, познавательной активности.

Организация жизнедеятельности

Необходимо создавать благоприятные условия для обогащения сенсорного опыта малыша, развития его познавательной активности. Поскольку младенец уже переворачивается со спины на живот, целесообразно класть перед ним на расстоянии 10-15 см яркую игрушку, стимулируя стремление доползти до нее.

Полезно переводить игрушку с одного места на другое и наблюдать, следит младенец за ней взглядом, или пытается ее достать. Важно, чтобы родители воздерживались от желания сразу прийти ребенку на помощь, как только он столкнется с трудностью.

Содействие самостоятельным действиям ребенка является залогом его полноценного роста, поэтому следует побуждать его самостоятельно удерживать бутылочку, погремушку, дотянуться до желаемого предмета.

Поскольку у пятимесячного малыша развитие зрения и слуха опережает развитие рук, новые впечатления следует связывать именно с этими анализаторами: ему полезно прислушаться к бытовым звукам, шумам, стукам, звонкам, мелодиям, голосам животных, звукам речи.

Важно содействовать формированию согласованных движений глаз ребенка с поворотом его головы и движением туловища (они являются залогом возникновения инициативных произвольных движений глаз, которые имеют характер поиска).

Родители должны понимать, что предметы не просто автоматически привлекают внимание пятимесячного малыша, а он сам может "выбрать" то, что привлекло его внимание. Полноценному развитию познавательной активности младенца будет способствовать привычка взрослых не прерывать его попытки познакомиться со свойствами предметов путем стучания ими, облизывания, бросания на пол, познакомиться на вкус с пищей взрослых, с посудой, из которого они пьют и едят (ложкой, тарелкой, чашкой).

Показатели познавательного развития: — самостоятельно изменяет положение тела в пространстве, пытаясь дотянуться до предмета, который заинтересовал; — приближается к игрушке, которая находится рядом, проявляет к ней интерес, хватает ее всей ладонью и вытянутым большим пальцем; — хватает поданную ему взрослым игрушку, короткое время удерживает ее, перекладывает из руки в руку; — пытается познакомиться со свойствами предметов: стучит ими, облизывает, берет в рот, бросает и т.п.; — перестает плакать, когда слышит приятные звуки.

Познавательное развитие ребенка от рождения до 1 года

Четвертый месяц: «свой-чужой»

В 4 месяца малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой-чужой». Ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду. И да! Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя. Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких. Лежа на спине, ребенок приподнимает голову, подтягивается, поворачивается со спины на бок или живот. И родители уже могут услышать первый смех!

Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»

Плановый медицинский осмотр и вакцинация

Медицинский осмотр в пятимесячном возрасте проводит только врач педиатр. Он определяет вес и рост ребенка в 5 месяцев, окружность головы и груди, смотрит физическое и психическое развитие ребенка и сравнивает результаты со среднестатистическими показателями.

Читайте также:  Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

На основании данных календаря прививок плановая вакцинация малышу назначается по исполнении ему четырех с половиной месяцев. В этом возрасте проводится 3 прививки: вторая вакцинация по профилактики дифтерии, столбняка, коклюша(АКДС), вторая прививка от полиомиелита и вторая вакцинация против гемофильной инфекции. Все прививки выполняются в один день после осмотра врача.

Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Физические показатели

Пятый месяц жизни ребёнка характеризуется прибавлением в среднем около 700 граммов и увеличением роста на 2 см. При этом грудная клетка становится в обхвате больше чем окружность головки.

Важно отслеживать динамику физических показателей грудничка. Для этого специалистами в области педиатрии сформированы помесячные таблицы средних значений, которые характерны для большинства малышей. Они есть как в сети, так и в любой детской консультации. По ним можно сверяться, нет ли отклонений в развитии ребёнка, и определять необходимость дополнительных консультаций врача.

Что должен уметь ребенок десятого месяца жизни

Ребенок продолжает осваивать язык взрослых, теперь он способен воспринимать простые словесные шутки, смеяться над забавными на его взгляд словосочетаниями, звуками.

Он проявляет интерес к детям, радуется изображениям детей на упаковках детского питания, подгузников, восторженно реагирует на появление в поле досягаемости сверстников и детей дошкольного возраста.

Также малыш с удовольствием манипулирует мелкими предметами: перебирает бусины, нанизывает детали пирамидки, складывает кубики. Родителям следует не упускать удачный момент и активно развивать мелкую моторику и мыслительную активность. Для этого подойдут игры-шнуровки, мешочки с крупами, опыты с переливанием воды из одной емкости в другую с помощью маленького стаканчика.

Что должен уметь ребенок десятого месяца жизни

В этот период ребенок учится преодолевать препятствия, залезает на диван, кресло, поднимается по ступеням. Спускаться ребенок пытается лицом вперед, поэтому важно несколько раз показать малышу, как разворачиваться, чтобы сначала опускать на пол ноги. Ребенок и сам сможет освоить разворот и спуск, набив предварительно шишки при падениях.

У него появляются любимые занятия, позволяющие определить склонность к определенным способностям: танцы, пение, рисование, конструирование.

Несмотря на отсутствие полного ряда зубов, малыша нужно постепенно приучать к восприятию и «пережевыванию» твердой пищи. Прикорм в этом возрасте разнообразен, не стоит перетирать всю пищу в пюре.

Психологические особенности ребенка в месяцев

К пяти месяцам развиваются далеко не только физиологические аспекты малыша. Несмотря на свой возраст, он уже является частью социума, который, безусловно, важен для него. В пять месяцев кроха легко может засмеяться или хотя бы просто улыбнуться.

  • Незнакомые люди и обстановка могут вызвать у ребенка негативную реакцию, но ласковый тон тех, кого он впервые видит, легко изменят его настроение.
  • Помимо этого, малыш способен ощущать печаль, возбуждение и настороженность.
  • Теперь ребенок ведёт себя иначе и на прогулках. Он не засыпает, стоит ему попасть на свежий воздух, а старается как можно дольше сидеть в коляске, рассматривая всё вокруг.
Психологические особенности ребенка в месяцев

Это отличное время для того, чтобы максимально много рассказать своему малышу, показывать ему то, что он не может увидеть в доме.

Совершенствование ловкости рук

Малыш развивает и совершенствует сноровку, как приподнимать голову и плечи, лежа на животике. Точка опоры перемещается у него с локтей на кисти, а время, которое он способен продержаться в этой позе, увеличивается с 1 минуты до 5 минут, тем более что с такой позиции ему гораздо интереснее разглядывать мир вокруг.

Нового уровня достигает и регуляция движений. Жесты рук теперь координируются с помощью зрения: ребенок точно может дотянуться до интересующего его предмета, независимо от направления и расстояния.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни позволяет почувствовать изменение в мелкой моторике рук: малыш долго удерживает предмет, берет его у взрослых, перекладывает из одной руки в другую, нажимает на кнопки. Мамина помощь в овладении новыми движениями заключается в массаже ладоней, тренировке со сгибанием и разгибанием пальцев, совместных играх с погремушками и другими яркими интересными предметами.

Ребенка начинает интересовать собственное тело, что проявляется в ощупывании своих конечностей. Со стороны это выглядит смешно, но нормально для их возраста, не стоит стараться остановить ребенка, наоборот, надо прокомментировать, как называются эти части тела.