Особенности развития ребенка левши: советы детского психолога

Ловкость — это способность человека к осуществлению сложных координированных движений. Можно также охарактеризовать её быстротой овладения этими новыми движениями и более целесообразным применением их в окружающих условиях, поэтому при развитии ловкости необходимо обучиться новым многообразным двигательным навыкам и их компонентам.

Различают следущие виды ловкости:

    • Общая ловкость — это способность целесообразно выполнять любые новые двигательные задачи.
    • Специальная ловкость — это способность координировать свои действия, использовать технический арсенал движений в соответствующих данному виду спорта ситуациях. Существуют две разновидности специальной ловкости:
        1. Акробатическая ловкость, проявляющаяся в защите, во время игры, в бросках;
        1. Прыжковая ловкость — навыки контроля своего тела в положении, где нет какой-либо опоры.

Выбираем инструмент

Для детской неопытной руки есть специальные – безопасные, легкие, пластиковые модели, где лезвие прикрыто и острые кончики закруглены. Для совсем маленьких есть варианты с пружинкой на ручке, которая делает процесс резания легче. Также – модели с блоком, который не дает ножницам полностью закрыться.

Важно приобрести качественный инструмент для начинающих, чтобы избежать быстрой усталости кисти, ошибок, и, как следствие, раздражение ребенка от процесса учебы.

Выбираем инструмент

Родителям левши не нужно изнурять малыша переучиванием на правую руку. Достаточно выбрать в магазине ножницы, у которых лезвие и ручки располагаются зеркально по отношению к обычным ножницам. То есть, в процессе опускается левое лезвие, благодаря чему ребенку видно срез и удобно пользоваться. Для повышенного комфорта установлены асимметричные ручки.

Что касается материала, то лучше выбирать инструмент с резиновым покрытием рукоятки (они не натирают пальчики). Пластиковые подойдут для школы, так как меньше пачкаются, а ребенок уже умеет ими пользоваться. Дизайн должен быть интересен маленькому владельцу, с яркими цветами и красивыми изображениями, чтобы возникало желание пользоваться ими.

Базовый комплекс упражнений для пальцев рук

Итак, упражнения для пальцев рук. Упражнения для развития пальцев рук:

  1. Тренировка запястья. Запястья отвечают за гибкость рук. Очень важно разрабатывать запястье и укреплять его, поскольку с возрастом риск перелома возрастает. Для этого подойдет упражнение, позаимствованное из йоги, оно называется «молящийся». Станьте прямо и прижмите ладони друг к другу, как будто для молитвы. Только ребро ладони не прижимайте к груди, а постарайтесь найти равновесное естественное положение.
  2. Тренировка запястья: укрепление. Сядьте возле стола и положите руку так, чтоб кисть свисала. Двигайте кисть вверх/вниз 10 раз, рука при этом лежит на столе неподвижно.
  3. Тренировка пальцев. Даже простое сжимание и разжимание кулака может немало помочь вам в укреплении пальцев – кровообращение улучшится, мышцы разогреются. Полезно сгибать пальцы и по очереди: сначала сгибайте кончик пальца, потом палец посередине, потом палец полностью. Тренируйтесь, сгибая каждый палец по очереди.
  4. Тренировка пальцев: ловкость. Кончиком каждого пальца касайтесь большого пальца, но так, чтоб большой палец оставался полностью неподвижным. Это упражнение развивает ловкость. Проделайте его несколько раз, если у вас получается, тренируйте обе руки одновременно.
  5. Вращение руками. Это несложное упражнение поможет сохранить эластичность суставов, сделает их более гибкими, позволит избежать закрепощения и болей, того, что в народе часто называют «отложением солей».

Комплекс упражнений не занимает много времени, но окажется эффективным только в том случае, если будет использоваться регулярно. Нужно приучить себя к тому, что это часть ежедневных занятий, нечто сродни гимнастике или утренней зарядке. Чем раньше человек начнет это делать, тем больше пользы.

Основные условия здоровья пальцев рук

Если вам приходится много работать с компьютером, вы профессиональный музыкант или человек, постоянно выполняющий монотонные и однообразные операции, например, шитье, вышивание, работа с бисером, рано или поздно руки начнут болеть. Суставы перегружаются, отекают и воспаляются, а сидячая работа ухудшает ситуацию, приводя к развитию артрита.

Читайте также:  10 способов отучить ребенка от пустышки

Чтобы этого не случилось, нужно как минимум регулярно снимать напряжение с пальцев. Простейший метод знаком нам с детства. Вспомните, как в детском саду и в первых классах школы учителя учили нас стряхивать напряжение, просто тряся пальцами рук. Энергичные движения усиливают кровообращение, улучшают питание тканей, убирают закрепощения, которые часто появляются при выполнении однообразных операций.

Еще одно полезное и очень простое упражнение, которое можно делать в любое время и сколь угодно часто – это энергичное разминание суставов, как будто вы играете на пианино какую-то бравурную мелодию.

Базовый комплекс упражнений для пальцев рук

Делать это упражнение нужно до ощущения легкой усталости, а затем встряхнуть кисти для сброса напряжения. Это поможет восстановить работоспособность, даже если приходится писать тексты на компьютере по много часов подряд.

Комплексный подход

Для того, чтобы сохранить на долгие годы подвижность и здоровье пальцев, одних упражнений недостаточно. Необходимо действовать комплексно, добавляя к упражнениям следующие операции:

yandex_partner_id = 134745; yandex_site_bg_color = ‘FFFFFF’; yandex_ad_format = ‘direct’; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = ‘flat’; yandex_direct_limit = 1; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = true; yandex_direct_header_bg_color = ‘FFFFFF’; yandex_direct_title_color = ‘0000CC’; yandex_direct_url_color = ‘000000’; yandex_direct_text_color = ‘000000’; yandex_direct_hover_color = ‘0066FF’; yandex_direct_sitelinks_color = ‘0000CC’; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = false; (»);

  1. Растяжка. Делать ее довольно просто – нужно максимально растопыривать пальцы, стараясь сделать их гибкими и подвижными.
  2. Массаж. Это очень полезное действие, которое можно проводить самостоятельно. Делать массаж лучше всего после комплекса упражнений, предварительно смазав руки питательным маслом или специальным бальзамом для суставов – так действие будет еще более полезным.
  3. Крем для рук. Правильно подобранное средство поможет сохранить эластичность и плотность кожи, помешает растрескиванию и сухости пальцев.

Развитие ловкости и силы пальцев, а также разработка запястий позволяют полностью забыть о боли в суставах рук, подготовить тело к более сложным упражнениям на плечевом поясе, понижают риск переломов и травм и служат прекрасной профилактикой артрита.

Почему возникают трудности в обучении?

Если межполушарные связи блокируются по каким-либо причинам, происходит искажение в процессах познания и, следовательно, возникают сложности в учебе. Чаще всего они связаны с нарушениями в процессах чтения и письма.

Для формирования этих навыков необходима согласованность в движении рук, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, ребенок не может одновременно слушать, писать и видеть написанное. Появляются ошибки, плохие оценки, а вместе с ними пропадает мотивация учиться. Но это можно исправить! Главное, синхронизировать работу мозга. И лучше всего сделать это творчески!

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Следуйте за интересами ребенка

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Читайте также:  Домашнее задание: как научить ребенка помогать по дому

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Мелкая моторика для детей 4-лет

Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.

Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.

В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.

Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.

Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.

Читайте также:  Как правильно организовать прогулки с новорожденным?

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.

Развивая ловкость рук у маленьких детей, родителям необходимо помнить, что на начальных этапах нельзя принимать ни одного решения о том, как проводить занятия, не побывав на консультации у врача. Даже если малыш бодр и здоров, проявите ответственность, и вы гораздо быстрее и эффективнее поможете малышу развить мелкую моторику, укрепив при этом го память и развив правильную речь.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как развивать координацию движения у детей?

Хорошая координация —  это, по сути, согласованная активность всех мышц тела. В этом процессе задействован мышечный и вестибулярный аппараты и органы зрения. 

Особенности детской координации

Процесс развития координации тела начинается еще в маленьком возрасте и продолжается до 18 лет – до тех пор, пока растет скелет человека. Поэтому и в школе, и в садике нужно давать разные упражнения для формирования этого важного умения тела.

Упражнения на координацию 

При выполнении упражнений, важно учитывать величину нагрузки и ее соответствие возрасту ребенка.

Время упражнений для дошкольников должно быть  не более 7 минут за раз.

Как развивать координацию движения у детей?

В качестве спортивных снарядов могут быть велосипеды, бордюры и папы…

Координация движений в 2-3 года  

Поскольку ребенок еще мал, то особого двигательного опыта он не имеет, и поэтому для него  даже простая ходьба – это упражнение.

 Его можно и нужно усложнять – делать преграды и препятствия:   там перешагнуть, тут присесть, где-то наклониться. Такие задания легко можно делать на прогулке в парке или на детской площадке.

Ближе к 3-м годам можно усложнить еще больше: начать ходить по бревну, бордюру, лавке или линии на асфальте… 

Развитие координации движения в 4-5 лет

Продолжая тему бревна, предложите ребенку с него не спрыгнуть двумя ножками, а сойти, поочередно опуская ноги одну за другой.

Обычно детвора в этом возрасте очень активна. Поэтому, позволяйте покорять все лесенки и тренажеры на детской площадке, ходить по дорожке с препятствиями или сделать упражнения на кольцах. 

Упражнения на координацию для детей  5-6 лет

Усложняем проход по узкой местности: поднять руки над головой, сложить крест-накрест, завести за голову, поднять одну, опустив при этом другую…Можно уже добавить задания с мячом: самое простое – подбрасывать и ловить, следя за ровной осанкой.

Общие игры на координацию 

Как развивать координацию движения у детей?

 Статические    Включите музыку и начните танцевать. А потом по вашему хлопку малыш должен замереть в той позе, в которой только что был.

Можно усложнять длительностью момента «замирания»    Предложите посоревноваться, кто дольше всех простоит на одной ноге, в позе «ласточки»    Изображайте «аиста, который стоит на одной ноге» или даже «аиста, который готов перестоять кого угодно».

Динамические игры

    Во время бега малыш должен резко сменить траекторию движения по вашей команде.     Прыгать  на батуте не только весело, но и полезно для развития координации.    Качели – самые разные – простой способ улучшить координацию у детей. 

Занимайтесь вместе с ребенком, находите, меняйте, усовершенствуйте упражнения. Ведь это не только весело, но и полезно. 

В заключение

Развитие ловкости лучше всего обеспечивают занятия гимнастикой, командными видами спорта. Полезно вести активный образ жизни, посвящая свободное время прыжкам на скакалке, паркуру, бегу с препятствиями, катанию на лыжах и сноуборде, езде на ледовых и роликовых коньках. Улучшению ловкости способствует жонглирование. Чувство равновесия отлично развивает хождение по бревнам, бордюрам.

Координацию движений можно повысить в ходе поездок на общественном транспорте. Во время передвижения на небольшой скорости следует снять ладони с поручней, стараясь удерживать равновесие за счет балансировки корпусом тела и силы нижних конечностей. Полезно практиковать кувырки вперед-назад, прыжки с разворотами, поднятием и разведением конечностей.