Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше начать заниматься с крохой. Многие родители думают, что проводить такие занятия могут только специалисты в центрах развития. Конечно, можно водить кроху на занятия в группы, но несложно заниматься и дома, разработав систему и план занятий, которые будут интересны ребёнку в раннем и дошкольном возрасте и направлены на развитие двигательной активности.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Что такое мелкая моторика

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика — видео

Игры и упражнения для развития крупной моторики

На самом деле не все так страшно, как описано выше, если своевременно обратить внимание на ребенка, уделять ему достаточное количество времени на занятия и упражнения. Не просиживать вечера у компьютера, вычитывая на форумах, как справиться с проблемой, а заниматься с сыном или дочерью, дабы избежать необходимости поиска подобной информации. Итак, необходимо уяснить: гармоничное развитие крупных мышц могут обеспечить разнообразные игры и упражнения.

  • Если малыш совсем маленький, достаточно аккуратно и плавно сгибать и разгибать ему ручки и ножки, при этом совмещая эти упражнения с массажем. Конечно же, для этого можно найти специалиста, или обучиться самому. Если ребенок самостоятельно ползает или ходит, нужно делать ежедневную зарядку. Это не только хорошая привычка на будущее, но и прекрасное средство для развития крупной моторики. Подавайте ему правильный пример: приседайте, делайте махи ногами, поворачивайте корпус в разные стороны, ходите на пяточках и носочках. Ваше чадо будет счастливо повторять все это за любимым родителем.
  • Еще одно эффективное «средство», которое вам понадобиться – это мяч. Он может быть любым. Все что требуется от вас – это увлекательная игра с этим предметом. Футбол, бросание меча (кто дальше), импровизированный волейбол и многое другое. Главное, чтобы в ходе нее малыш задействовал все группы мышц.
  • Также неплохо будет «вооружиться» скакалкой. Возможно, этот атрибут из прошлого даже есть у вас дома. Вспомните, как на уроках физической культуре и улицы вы прыгали со скакалкой, и обязательно обучите этому своего малыша. Игра не только будет интересной и веселой для него, но и станет неплохим подспорьем для развития внимания и координации движений, а это, можно сказать, азы моторики.
  • На улице тепло? – отправляйтесь на улицу с бадминтоном, «прихватите» с собой мяч для игры в баскетбол, четкое попадание в цель будет ему очень полезно.
Игры и упражнения для развития крупной моторики

Если вы заметили, что младенец неактивный, просто лежит и не пытается дергать ручками и ножками, не стремиться их поднять, не крутит головкой, или же более взрослый ребенок не может совладать со своими движениями – есть вероятность того, что у малыша имеется нарушение в развитии крупной моторики. В таких случаях первое, что необходимо сделать – это взять себя в руки! Далее не следует судорожно начинать делать зарядки и упражнения – более эффективный метод в данном случае – это обратиться к врачу. Только специалист назначит грамотное лечение и определенный курс упражнений, массажа и так далее. Каждый случай индивидуален, отсюда и разный подход к устранению проблемы.

Читайте также:  Кейт Миддлтон – биография и стиль 37-летней герцогини Кембриджской

Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, занимайтесь с ним, играйте, и у вас получиться добиться необходимых результатов!

Упражнения для развития моторики у детей от года

Берем 1 кг гороха и высыпаем его в тазик. Берем в руки два стаканчика и показываем ребенку, как можно пересыпать горох из одного в другой. Постепенно усложняя задание, можно добавить к этому набору ложку и наполнять стаканчики ею.

Также вместо гороха можно использовать манку (можно и сахар, но если ребенок его распробует, будет вовсе не до обучения =)) и «закопать» в нее, например, игрушки от киндер-сюрпризов. Задача малыша – найти спрятанные предметы и отложить их в сторону, чтобы они не попали в стаканы.

Переливать из сосуда в сосуд можно и воду вовремя купаний в ванной. Это особенно полезно в том случае, если водные процедуры не нравятся малышу, так как данное занятие отвлечет ребенка.

С 1,5 лет можно смело учить ребенка сортировке. Например, во все той же манке «спрятать» игрушки от киндер-сюрпризов и 10 горошин (количество может быть любым: чем больше, тем проще малышу). Попросите малыша по мере наполнения стаканчиков, откладывать в одну сторону игрушки, а в другую – горошины.

Еще одно хорошее упражнение. Оберните 10 бусин из можжевельника (купите соответствующие бусы и распустите их – экологически чисто!) в кальку и расскажите ребенку, что эти «орешки» надо очистить от «скорлупы». В одну тарелочку складываем очищенные «орешки», в другую – «шелуху».

Приобретите рулон ценников и дайте ребенку задачу выложить ими (наклеивая на бумагу) дорожку от зайчика к его домику. Зайчиков, колобков, медвежат, котят и тд можно нарисовать на обычной бумаге, также как и цель — конечную точку импровизированного маршрута (домик, норка, друг зайчика, друг медвежонка). В идеале стремитесь, чтобы ребенок наклеивал ценники как можно прямее и ближе друг к другу.

Упражнения для развития моторики у детей от года

Отличное упражнение на мелкую моторику рук ребенка! Вырежьте из картона круг или просто возьмите ненужный компакт-диск. Обычными бельевыми прищепками покажите ребенку, как можно сделать солнышко. После того как у ребенка получится прикреплять прищепки по кругу (стремитесь, чтобы между прищепками было равное расстояние, и они находились хотя бы примерно под одним углом), солнышку можно дорисовать глазки, ротик и тд.

Одеваем одежду сами! Очень хорошее занятие, приучающее ребенка к самостоятельности и развивающее мелкую моторику. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, завязываем и развязываем шнурки и тд. Кстати, сейчас в магазинах продаются ботинки-манекены, на которых можно очень удобно тренировать столь важный навык.

На каждое занятие необходимо тратить от 5 до 15 минут.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей крайне важно, как для их движений, так и для развития интеллекта. Наверняка, ты обращала внимание, что правильно составленные упражнения для детей развивают одновременно несколько направлений.

Например, из нашей сегодняшней статьи в упражнении с пересыпание крупы и сортировкой подарков и горошин в разные стаканчики, эти самые стаканчики можно выбрать цветными. Подарки складываем в красный стаканчик (мисочку, мешочек и тд), горошины – в синий.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Развитие мелкой моторики у дошкольников (4-лет)

В таком возрасте действия детей осознанны, они многое понимают, становятся более самостоятельными. Занятия для развития моторики на данном этапе становятся более разнообразными и усложняются.

Полезно продолжать работу с крупами и бусинами, но теперь ребенок способен выкладывать с их помощью различные узоры или картинки. Можно использовать за основу раскраску с крупными элементами, которые покрываются пластилином. С помощью бусин и круп разного цвета можно выложить («раскрасить») картинку.

Усложняется и рисование. Ребенок может работать с цветными карандашами, фломастерами, красками (предпочтительна гуашь). Раскраски для детей такого возраста должны содержать мелкие детали. Полезно ввести работу с различными прописями. Подбирать материал надо в соответствии с возрастом. Сначала ребенок будет работать с контуром, затем – осваивать более сложные элементы. Такая работа одновременно совершенствует несколько навыков.

Эффективно рисование по точкам и раскрашивание по номерам. Рисунки следует подбирать так, чтобы они содержали как можно больше мелких деталей.

Необходимо учить ребенка сразу правильно держать карандаш (ручку, кисточку, фломастер). В дальнейшем переучивать детей очень сложно.

Следует продолжать также занятия с пластилином. В таком возрасте ребенок должен осваивать различные элементы. Пластилин лучше использовать твердый, так как для работы с ним надо прилагать усилия, что хорошо развивает.

Дошкольникам уже можно и нужно доверить ножницы, но только безопасные. Ребенок должен вырезать различные элементы из бумаги, резать ее на полоски по прямой, волнистой, зигзагообразной линии. Полезно заниматься аппликацией. Можно вырезать элементы самостоятельно, но для ребенка интереснее работа с готовыми картинками – нужно вырезать детали и наклеить на контур.

Существует множество методов работы с бумагой. Среди них особенно популярны оригами и квиллинг. Для детей достаточно освоить простейшие элементы.

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Вы удивитесь, но развивать мелкую моторику рук у ребенка очень легко. Представляю вашему вниманию 5 простых шагов для «пробуждения» ручек и пальчиков у малыша.

Шаг 1. Массаж и самомассаж рук с предметами и без

Когда малыш еще совсем маленький, мама может делать простой массаж ручек. Легкими движениями помассируйте ладошку, пальчики, останавливаясь на каждой фаланге. Согните и разогните пальчики, прижмите ладошки друг к другу.

Очень полезно с малых лет проводить ручки по поверхностям с разной фактурой и температурой (дать подержать что-то мягкое, гладкой, холодное, теплое).

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Любые ощущения, полученные через прикосновения, пробуждают зону головного мозга, ответственную за умственное и речевое развитие.

Когда ребенок вырастет, можно предложить ему сделать массаж ладошек самому, повторяя за вами. Также малышам, освоившим хватание, будет интересно катать массажный мячик, игрушку ежика или карандаш в ручках.

Шаг 2. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика

Сейчас выпускается очень много интересных книг и пособий, где можно найти отличные игры для пальчиков. Детки всех возрастов очень любят и всегда с удовольствием откликаются на упражнения, в которых мама рассказывает стих и показывает интересные движения руками и пальчиками.

С возрастом пальчиковые игры можно усложнить и включить в них какой-нибудь интересный сюжет. Например, разыграть по ролям сказку, где главными героями будут пальчики. А если вы еще нарисуете на них забавные рожицы и превратите в настоящих персонажей, спектакль точно пройдет «на ура!». Перед сном можно показывать театр теней, составляя с ребенком из рук силуэты птиц и животных.

  • В общем, вариантов пальчиковых игр бесконечное множество.
  • Шаг 3. Игры с предметами и материалами
  • В качестве предметов для развития мелкой моторики могут выступать и купленные в магазине игрушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны), бытовые предметы (кастрюли, ложки, крупы, вода).

Стоит отдельно остановиться на купленных игрушках. Многие мамы стремятся полностью обеспечить своего малыша новомодными развивающими игрушками, разработанные по специальным системам и методикам.

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Желание развивать своего ребенка похвально, при этом следует помнить, что обычные природные материалы, простые кубики, конструкторы, мозаика и другие игрушки «из нашего детства» развивают мелкую моторику ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем дорогие аналоги.

Вы удивитесь, как много игр можно придумать с тем, что под рукой.

Например, малыши с удовольствием ищут в крупах спрятанные маленькие игрушки, вылавливают предметы из тазика с водой, перебирают мамины украшения, играют с песком, прищепками, щетками.

Ребенку постарше можно предложить выложить контур рисунка спичками или скрепками.  Предметы обихода открывают огромный простор для проведения детских игр.

Задумайтесь, у наших бабушек и прабабушек не было специальных игрушек для развития мелкой моторики, однако ручки у малышей были развиты просто отлично. Почему? Потому что ребенок рос «рядом со взрослым». Что делает взрослый, то дают и малышу (естественно, в уменьшенном и более безопасном виде).

Читайте также:  Что делать при крапивнице у ребенка?

Любая интересная деятельность, в которой задействованы ручки малыша, отлично развивает мелкую моторику.  Поэтому  поощряйте природное любопытство ребенка и насыщайте окружающую среду разнообразными предметами (и специальными игрушками, и бытовыми устройствами).

Шаг 4. Игры на тренировку бытовых навыков и умений

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Держать ложку, застегивать одежду, зашнуровывать обувь, выполнять нехитрые дела по хозяйству – вроде рядовые действия, а дают колоссальный толчок для развития мелкой моторики. Вы можете купить специальные приспособления для тренировки навыков самообслуживания, однако лучше освоить такие действия в быту.

Что касается дел по хозяйству, дети любят подражать взрослым. Уже годовалые малыши могут проводить тряпочкой по полу, как будто моют полы, и имитировать другую хозяйственную деятельность. Всячески поощряйте такую «помощь». Это развивает не только мелкую моторику, но еще и отзывчивость и самостоятельность.

  1. Шаг 5. Детское  творчество
  2. Лепка, рисование, аппликации и другие виды творчества, где ребенок руками соприкасается с различными материалами, развивают мелкую моторику.
  3. Рекомендую обязательно включать творческую деятельность в совместное времяпрепровождение с малышом.
  4. Творческие поделки, сделанные вместе, развивают мелкую моторику, умственные способности, речь, создают атмосферу любви и эмоционального контакта ребенка с мамой.
  5. Занимайтесь с детьми с удовольствием и поощряйте их любознательность!
  6. Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи

Креатив с мелкой моторикой

Мелкую моторику дошкольников можно практиковать разными способами. Творческий подход к организации развивающих заданий поможет вам преодолеть все трудности и возможное сопротивление ребенка.

Креатив с мелкой моторикой

Например, используйте игру с такими материалами, как ключи, помпоны, палочки для еды, резинки, пинцеты, прищепки, молнии и шнурки.

Креатив с мелкой моторикой

Игра с веревочкой для развития мелкой моторики

Креатив с мелкой моторикой

Такая игра с веревочкой развивает мелкую моторику, помогает подготовить руку к письму, а также способствует развитию воображения.

Креатив с мелкой моторикой

Для игры понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это могут быть шнурок от обуви или отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму.

Креатив с мелкой моторикой

Техника занятия заключается в выкладывании узоров. Для образца можно выбрать любой рисунок. Сначала это могут быть просто волны, узоры из петелек. Позже можно брать более сложные рисунки, а затем дать волю фантазии и придумать свои узоры и фигурки.

Креатив с мелкой моторикой
Креатив с мелкой моторикой

Графомоторика

Креатив с мелкой моторикой

Первые задания по графомоторике детям можно предлагать в возрасте от 2 лет. Самые простые занятия — нарисовать линии, круги, зигзаги и т.д. Постепенно усложняя задания, ребенок начнет выполнять более сложные прописи по точкам и пунктиру, штриховку. А затем — рисование петелек и крючочков. Что знаменует начальный этап письма.

Креатив с мелкой моторикой
Креатив с мелкой моторикой

Задания для развития мелкой моторики

Креатив с мелкой моторикой

Какие задания для развития мелкой моторики дошкольника вы можете найти на нашем сайте:

Креатив с мелкой моторикой

Задания Дорисуй половину картинки и просто креативные Дорисуй картинку.

Креатив с мелкой моторикой

Рисование ватными палочками

Креатив с мелкой моторикой

Рисование пластилином

Креатив с мелкой моторикой

Шаблоны аппликаций для детей

Креатив с мелкой моторикой

Аппликация Рыбка и Осьминог, Монстрики

Креатив с мелкой моторикой

Большие раскраски на стену или на пол

Креатив с мелкой моторикой

Пиксельные раскраски — закрашивание клеточек по образцу

Креатив с мелкой моторикой

Задания Найди и раскрась

Креатив с мелкой моторикой

Красивые раскраски для детей

Креатив с мелкой моторикой

Игрушки-шнуровки своими руками

Креатив с мелкой моторикой

Схемы лего для повторения по образцу

Распечатать картинки-лабиринты

Прописи для дошкольников по пунктиру

Изображения с сайта pixabay. com

Как развивать мелкую моторику ребёнка

Родители должны учитывать возрастные особенности своих деток. Трудно представить месячного малыша с пластилином или шестилетнего с погремушкой.

  • Возраст 1 месяца. Массаж кисти руки и пальчиков станет первым шагом.
  • Возраст 3-4 месяца. У малышей этого возраста уже хорошо развит хватательный рефлекс. Используйте для его развития погремушки из разных материалов: пластик,дерево, ткань, камень, чтобы малыш получал разные тактильные ощущения от прикосновений.
  • Возраст 6 месяцев. К этому возрасту, малыш уже может самостоятельно садиться и изучать ручками окружающие его предметы. Хорошо помогают в развитии специальные коврики, где подобраны разных цветов и форм детали.
  • Возраст 9-10 месяцев. В этом возрасте малыш самостоятельно встает и даже ходит. Все окружающие его вещи помогают в развитии. Специально для такого возраста созданы развивающие центры. Они вырабатывают такие движения: повороты, нажатие, верчение,оттягивание, стучание.
  • Возраст 12-24 месяца. В этом возрасте с малышом можно поиграть в различные пальчиковые игры, потешки, песенки с движениями. Также очень важно в этом возрасте начать закладывать элементарные навыки по самообслуживанию.
  • Возраст 2-4 лет. Возраст «я сам», становления личности. Нужны более сложные механизмы развития: лепка пластилином и тестом, рисование красками и карандашами, вырезание ножницами, аппликации.
  • Возраст 5-6 лет. Мелкая моторика этого возраста вполне справится с азами письма: обвести по точкам, соединить цифры, написания букв и цифр.

Какие игрушки помогут в развитии?

Есть игрушки, с которыми ребенок играется в любом возрасте. Чем старше юный испытатель и лучше развита мелкая моторика пальцев, тем интереснее находятся применения игрушкам:

  1. Конструкторы и кубики. Малыши сначала изучают формы и размеры деталей на ощупь и зуб. После учатся строить башни и замки. Кубики могут быть использованы как заместители стола или стула для куклы. Детали мягкого конструктора соединяются с помощью липучек и развивают плоскостное и объемное восприятие полученных фигур.
  2. Вкладыши и рамки. Матрешка, сортеры, стаканчики, логические кубы — все представители этого вида игрушек малышу помогут в расширении кругозора. Они бывают разных размеров и форм. Для начала достаточно будет 2-3 элементов, но с возрастом необходимо усложнять задачу и добавлять большее количество предметов.
  3. Магнитные фигурки. Этот вид игрушек позволяет собрать на холодильнике коллекцию букв, геометрических фигур, картинки любимых героев мультиков. Детям очень нравится расставлять фигурки и менять их местами на поверхности. Подросшему непоседе предложите собрать рисунок на магните из нескольких деталей.
  4. Пазлы. Самым маленьким будит интересно деревянные крупные детали пазлов, которые вкладываются в специальные ячейки. После картинки должны усложниться путем разделения на несколько частей. Более сложные пазлы насчитывают большое количество фрагментов с уменьшением размера детали.
  5. Шнуровки. Эти игрушки имеют разную форму и сложность. Освоение игрушек шнуровки помогает ребенку в освоении навыков завязывания шнурков на обуви.
  6. Мозаика. Эта игра состоит из различных размеров и форм деталей и поля, накоторое эти детали выстраиваются. С начало необходимо научить малыша ставить детали в линию, постепенно давая все новые задания.
  7. Пальчиковые куклы. Театральные представления с помощью игрушек на родительских руках сначала развлекают малыша. Подражая, ребенок растет и уже сам показывает представления, осваивая жесты, манеры, интонацию.