Кризис семи лет у ребенка: симптомы, признаки, причины

Развитие психики ребенка – это сложный и многогранный процесс, законы которого до сих пор до конца не изучены. И он зависит от многих факторов, главным из которых является правильное воспитание.

Особенности психологического развития детей

В процессе развития ребенок познает различные виды деятельности: игровую, учебную, спортивную, трудовую и так далее. На каждом возрастном этапе доминирует тот или иной ее вид. Как известно, ребенок появляется на свет не с готовыми психическими процессами, они формируются по мере его взросления. Совершенствуется память, внимание, воображение, мышление, воля, речь, эмоциональная сфера и так далее. Со временем психические процессы приобретают произвольный характер.

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, что родители разводятся: советы психолога

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте .

Самостоятельная диагностика

Определить кризис семи лет вполне под силу самим родителям, если они достаточно внимательны к своему чаду и замечают изменения, которые с ним происходят. Например, можно воспользоваться анкетой всего из 10 вопросов. Для ответа на каждый из них нужно использовать следующую шкалу:

1 – утверждение полностью подходит к актуальному состоянию ребенка, явление постоянно повторяется; 2 – явление носит периодический характер; 3 – утверждение полностью не подходит для описания поведения и состояния ребенка.

Анкета:

Самостоятельная диагностика
  1. Поведение малыша кардинально изменилось в последние полгода.
  2. Он начал грубить старшим и постоянно им перечить.
  3. Практически перестал интересоваться развивающими и обучающими занятиями в садике и системе дополнительного образования.
  4. Практически перестал сам играть игрушками, зато стал более активно взаимодействовать со сверстниками.
  5. Старшие дети интересуют его больше, чем сверстники и те, кто младше.
  6. Любит играть «в школу».
  7. Часто конфликтует с членами семьи.
  8. Упрямство, которое проявляется в попытках отстоять свое мнение во что бы то ни стало.
  9. Кривляется, паясничает, вычурно смеется и разговаривает.
  10. Пытается подражать взрослым в высказываниях и поведении.

Если удалось набрать от 10 до 20 баллов, то кризис семи лет на лицо, родителям непременно нужно немного подстраивать свое отношение к ребенку под его новое состояние и изменять тактику поведения при взаимодействии с ним. Если набрано от 5 до 10 баллов, значит, кризис или только начинается, или уже подходит к своему завершению. При 0-5 баллах кризисное состояние отсутствует, оно или возникнет позднее, или уже прошло.

Аффективный этап развития – 3-лет

Поскольку данный этап имеет очень большой разрыв в возрасте, то его принято разделять на группы.

Дошкольная группа 3-7 лет

В этом возрасте дети начинают приобретать некоторую самостоятельность. Под воздействием впечатлений от прочитанных для них книг и из других источников информации, они познают окружающий мир и начинают вникать в общественную жизнь. Хорошо в этом возрасте развиваются художественные и простые трудовые навыки. Дети учатся лепить, рисовать, конструировать, петь. Хорошо развивается мышление. Важно обеспечить в этом возрасте ребенку доступ к информации и помогать ее усваивать.

Читайте также:  Все нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев

Развитие 7-12 лет

Деятельность детей все более приобретает самостоятельность. Формируется и проявляется характер. В этом возрасте большое значение имеет игровая деятельность. Если в периоде от 3 до 7 лет, она чаще всего начиналась с действий взрослых, то после 7 лет становится все более самостоятельной. В игре дети подражают взрослым, воспроизводят знакомые ситуации.

В данный период очень интенсивно происходит обучение детей. Они поглощают знания, приобретают все новые умения. На данном этапе очень важно контролировать учебный процесс, продолжать воспитание, прививать новые трудовые навыки, характерные для данного возраста.

После 12 лет начинается довольно сложный период, который относят к уже подростковому. Происходит окончательное становление характера.

Мозговой штурм для родителей

Интересны результаты опроса, проведенного в 2013 года британскими социологами. Суть состояла в подсчете количества вопросов, которые дети 2-10 лет задавали родителям в течение одного дня. Усреднённый показатель суммированных ответов 1000 опрошенных матерей составил 288 вопросов.

Самыми любознательными оказались девочки четырехлетнего возраста. Они ежедневно спрашивают о чём-то своих мамочек 390 раз. Факт напоминает не только о том, что на мамах лежит большой груз в виде маленького «почемучки»: любознательность детей надо поощрять и оставаться терпимыми к их любопытности.

Будьте с ребёнком одной командой, и тогда родительские обязанности принесут вам только радость.

❗ Что будет, если ущемлять интересы ребенка

При злоупотреблениях со стороны родителей, при их уклонении от надлежащего выполнения законных обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, защиты его интересов предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. Административная.
  2. Уголовная.
  3. Лишение (ограничение) родительских прав.

Если родители лишены родительских прав, то органы опеки могут назначить опекунов детям до 14 лет или попечителей, передать на усыновление в новую семью или отправить детей в детский дом. Стоит отметить, что отечественные органы опеки достаточно лояльно относятся к родителям на фоне своих западных коллег и до последнего дают родителям шанс исправиться. Основания для лишения родительских прав обычно достаточно веские: алкоголизм и наркомания родителей, жестокие побои и пр.

Наказание для родителей за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей по обеспечению, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних наступает по ч. 1 ст. Кодекса об административных правонарушениях. Типовыми примерами «проступков» родителей, которых привлекали по этой статье, являются: прогулы ребенком школы, отсутствие контроля со стороны родителей за посещаемостью, отказ от обращения к врачу, когда ребенок нуждался в медицинской помощи и пр. Родителям по этой статье грозит административный штраф в 100-500 р.

Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком – это переходит в область уголовного преследования. Уголовное наказание наступает по ст. 156 Уголовного кодекса и предусматривает до 3 лет лишения свободы. Такая мера ответственности грозит родителям за грубое, жестокое, пренебрежительное обращение с ребенком и его эксплуатацию.

Таким образом, права российских детей находятся под особой государственной защитой. С учетом того, что дети не всегда в состоянии осознать последствия своих проступков, большую часть решений за них принимают родители. С возрастом у ребенка растет перечень доступных прав, но и пропорционально увеличивается ответственность за проступки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана АсадоваЭксперт в сфере права и финансовПодпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»Задать вопрос