Коронавирус и дети. Что важно знать родителям?

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Влияние музыки на развитие ребёнка — Эмоции

     Что есть колыбельная, исполняемая мамой для маленького? Это одно из первых музыкальных впечатлений, дарящее малышу ласку и нежность, «учащее» его человеческим чувствам. Даже у самых юных слушателей, музыка разного характера вызывает различный эмоциональный отклик. Например, бодрая, энергичная мелодия из телевизионной рекламы «заставляет» пританцовывать и подпрыгивать, а та же самая колыбельная настраивает на отдых и сон.

     Музыка для развития ребёнка должна быть самой разнообразной. Дело в том, что вкусы и потребности человека не пребывают в застывшем состоянии и нужно это учитывать в процессе воспитания. Стремительно сменяющие друг друга «хиты» и целые музыкальные направления могут быть неподходящим музыкальным материалом для вашего ребёнка. Древнегреческий философ Пифагор полагал, что «музыка много даёт и для здоровья, если пользоваться ею надлежащим способом». Не секрет, что классика успокаивает, дарит хорошее настроение и даже лечит. В противоположность ей, так называемый тяжёлый рок может нанести здоровью ребёнка серьёзный вред         (конечно только в том случае, если ребенок будет слушать такую музыку часто и  достаточно громко). Английский учёный А. Уоллис провёл исследование, которое показало, что уровень громкости такой музыки намного превышает допустимые для человеческого слуха пределы. Последствием может быть глухота, вызванная звуковым шоком. Таким образом, родители маленьких детей должны быть предельно внимательны к тому, что именно слушает их чадо и что слушают они сами.

Влияние музыки на развитие плода

Влияние музыки на

  • физическое
  • психическое
  • эмоциональное
  • и духовное

состояние людей уже давно известно и теперь это научно подтверждено. Исследователи из Университета Калифорнии в Ирвине обнаружили положительный эффект музыки Моцарта на математический интеллект и пространственную ориентацию у детей.

Знаменитый британский скрипач Иегуди Менухин утверждает, что музыкальным талантом обязан своим родителям, которые пели и играли до его рождения.

Плод может слышать и реагировать на звуки от 16 недели беременности, когда его уши почти полностью развиты.

Ухо первый раз появляется на третьей неделе и становится функциональным до 16 недели. В четвертом месяц плод реагирует на громкий звук особым образом.

Жизель Е. Уитвелл, педагог музыки и терапевт, в течение 20 лет, изучающих влияние звуков на внутриутробного развития детей. Во всем мире, провела серию лекций и семинаров о важности мелодий и звука во время беременности, и в своих исследованиях произвела многочисленные научные открытия.

К годам в речи должны быть все правильно сформированные звуки

— Оксана Александровна, есть ли нормы развития речи ребенка или все индивидуально?.

— При нормальном речевом развитии, к 3 месяцам ребенок должен реагировать на вашу речь мимикой, жестами, появляется гуление.

Первые слова у детей возникают еще до года («мама», «дай»), они понимают простые инструкции, сопровождаемые жестами.

К двум годам дети пользуются простой фразой из 3-4 слов, понимают и правильно выполняют двухступенчатую инструкцию («возьми игрушку и положи в коробку»), правильно произносят звуки: о, а, э, п, б, м.

К трем годам ребенок начинает использовать в речи предлоги (в, под, на, за, с, из), союзы (потому что, если, когда), использует существительные в единственном и множественном числе, а также прилагательные. Правильно произносит у, и, ы, ф, в, т, д, н, к, г

К четырем годам осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ).

К пяти годам в речи должны быть все правильно сформированные звуки, в том числе и р, л.

Но иногда бывает, что ребенок поздно начинает говорить и он не всегда может самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и ему в этом должны помочь взрослые, в частности, логопед.

Музыкальное развитие ребёнка: памятка для родителей – всё ли вы делаете правильно?

Во многих жизненных вопросах людям свойственно занимать диаметрально противоположные позиции. Так и в вопросе музыкального развития детей существуют разногласия. Одни утверждают, что каждый ребёнок обязан уметь играть на музыкальном инструменте, заниматься музыкой.

Другие же наоборот – что музыка это нечто несерьёзное и не стоит ломать себе голову над тем, как же правильно развивать своего ребёнка музыкально. Каждый родитель сам решает, что лучше его чаду, но научно доказано, что в жизни лучше адаптируются гармонично развитые люди.

Поэтому не обязательно готовить каждого малыша быть великим музыкантом, но использовать музыку для гармонизации личности просто необходимо. Музыка способствует росту мозга, активизируя в нем зоны логики и интуиции, речи и ассоциативного мышления. Занятия музыкой – путь познания себя самого.

А человек, сумевший познать себя, сможет играть роль «первой скрипки» в любом коллективе.

Как же правильно осуществлять музыкальное развитие ребёнка, с какого возраста лучше его начинать, какие средства и методы для этого использовать, необходимо продумать заботливым родителям.

МЕТОДИКИ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Если родители поставили себе цель вырастить ребенка музыкально развитого, они могут использовать методики раннего и даже внутриутробного музыкального развития.

Поскольку ребёнок большую часть времени находится в семье, которая ежесекундно влияет на него, формирует его вкусы, то и музыкальное развитие начинается здесь:

РАЗВИВАЕМ – ШАГ ЗА ШАГОМ:

1. Развивать интерес к музыке (создать музыкальный уголок, приобрести элементарные музыкальные инструменты или создать инструменты своими руками, найти записи). 2. Каждый день, а не от случая к случаю, окружать ребёнка музыкой. Необходимо петь малышу, давать прослушивать музыкальные произведения – отдельные шедевры классики в детской аранжировке, народную музыку, детские песенки. 3. Занимаясь с крохой использовать различные благозвучные погремушки, а с детьми постарше – играть на элементарных ритмических и музыкальных инструментах: бубне, барабане, ксилофоне, дудочке и т.д. 4. Учить чувствовать мелодию, ритм. 5. Развивать музыкальный слух, ассоциативное мышление (например, озвучить вслух, показать или зарисовать в альбоме образы, которые вызывает определенная музыка, постараться правильно про интонировать мелодию). 6. Петь ребёнку и вместе с ним колыбельные, песенки, со старшими детьми интересно петь караоке. 7. Посещать детские музыкальные спектакли, концерты, устраивать собственные представления.

Читайте также:  Зачем ребенку игрушки и какие лучше выбрать

8. Стимулировать творческое воображение и артистическое самовыражение ребенка.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПОСТУПИЛ, ПОХОДИЛ, БРОСИЛ?

Яркий интерес к музыке и высокая осмысленность в старшем дошкольном возрасте могут служить поводом к тому, чтобы продолжить музыкальное развитие уже за пределами семьи – в музыкальной школе. Но нередко, сдав экзамен, и с большой охотой поступив в школу, через пару лет дети не хотят больше заниматься музыкой.

Как сохранить это желание: Правильно выбрать музыкальный инструмент, который будет соответствовать не только желанию родителя, но и учитывать интересы ребёнка, его физиологические особенности. Занятия музыкой не должны ущемлять другие интересы ребёнка. Родители должны постоянно проявлять свою заинтересованность, поддерживать и поощрять ребёнка.

Поставив себе цель и начиная первые шаги в музыкальном развитии ребенка, каждый родитель должен помнить слова известного педагога и пианиста Нейгауза Г.Г. о том, что даже самые лучшие педагоги будут бессильны в обучении ребёнка музыке, если родители сами равнодушны к ней.

И только в их силах «заразить» малыша любовью к музыке, правильно организовать первые занятия, развить потребность в обучении в музыкальной школе и сохранить этот интерес до конца.

Обманчивая легкость

Как напоминает Коновалов, инфекция может протекать тяжело при сопутствующих болезнях. Это касается не только взрослых, но и детей. В том числе из-за коронавируса могут обостряться хронические состояния. Но не стоит расслабляться даже родителям абсолютно здоровых детей, в особенности тем, чьи дети находятся в подростковом возрасте.

«Это может быть при сахарном диабете, бронхиальной астме, пороках сердечно-сосудистой системы, болезнях почек и мочевыводящих путей и так далее. При наличии врожденного или приобретенного иммунодефицита (ВИЧ), онкологических болезнях (в т. ч. в процессе лечения) и других проблемах с иммунитетом болезнь также может протекать нетипично и тяжело. Но даже у здоровых детей без сопутствующих болезней может возникать вирусная пневмония, хотя она обычно протекает без дыхательной недостаточности. Кроме того, нужно учитывать возрастной фактор тяжесть инфекционного процесса нередко нарастает в подростковом периоде, и у 16-18-летних болезнь может протекать так же, как и у молодых взрослых людей», подчеркивает доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Пирогова.

У взрослых, заболевших коронавирусом, высокая изматывающая температура редко бывает короче 10-14 дней, а сама госпитализация продолжается много дольше. Дети редко болеют дольше 5-7 дней, но необходимо понимать, что COVID-19 может сочетаться с вирусами гриппа, респираторно-синцитиальной инфекцией, а также бактериальными возбудителями, например пневмококком, которые отягощают воспалительный процесс дыхательных путей.

«У детей чаще, чем у взрослых, также бывает кишечная форма болезни, для неё характерны боли в животе и диарея (жидкий стул) на фоне повышенной температуры тела. Обычно эти симптомы быстро проходят самостоятельно, но может возникать обезвоживание, за этим надо следить», напоминает Иван Коновалов. Прыщи и покраснение. Могут ли маски стать причиной проблем с кожей? Подробнее

Как реклама влияет на детей 

Как реклама еще влияет на детей? Дети, привыкшие смотреть рекламные ролики с раннего детства, «отрываются» от реального мира и становятся заложниками мира выдуманного. Они верят в существование сказочных городов, лесов и замков, в оживших и говорящих животных, выдуманных персонажей.

Если процесс пустить на самотек, ребенка сложно будет переубедить в том, что медвежонок Барни из теста не живет в лесу, что пингвины не едят десерты и шоколад, что пачка майонеза не может прыгать по столу, а хлеб не вырастает в поле сразу буханками. 

Кроме того, реклама не всегда полезных продуктов питания (сладкие соки, йогурты, лимонады, бургеры, колбасы, чипсы, шоколад) негативно сказывается на культуре питания. 

Ребенок видит рекламу, где люди переедают или едят вредные продукты, становятся грустными и больными. Потом пьют рекламируемые таблетки, сиюминутно выздоравливают и становятся веселыми. 

Как реклама влияет на детей 

Реклама не учит ребенка правильному питанию и соблюдению количества съеденного. Она учит другому: ешьте все, что хотите и сколько хотите, ведь наши таблетки вас спасут.

Что просит ребенок? Салат из свежих овощей и курицу на пару? Нет, он просит роллы, пиццу, бургер и таблетку от изжоги. Реклама научила, что это должно быть именно так.

Реклама, прерывающая детский фильм или познавательную передачу, отвлекает ребенка от сюжета и тематики. Она как бы сама приучает ребенка отвлекаться, не вдумываться в происходящее на экране и негативно влияет на запоминание информации.

Особо чувствительные дети, насмотревшись рекламы, могут начать обижаться и злиться на родителей за то, что у семьи не такая красивая квартира, не столь дорогая машина, вовсе не престижная одежда, не такая красивая и вкусная еда, как показывают в рекламе. 

Поводы для обращения к логопеду

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

  • Грамматику;
  • Лексику;
  • Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Читайте также:  Как научить ребенка учиться и все не испортить

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

Читайте также:  Детский макияж — какой же он? (50 фото)

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Жизненный опыт как причина страха

Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:

  1. Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
  2. Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
  3. Увиденный эпизод из «ужастика». Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
  4. Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
  5. Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
  6. Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
  7. Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.

Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.