Когда маленькие дети начинают реагировать на звуки погремушек

В первые месяцы жизни маленький человек развивается очень быстро, приобретает навыки, набирает вес, растет. С каждым днем в его организме происходят какие-то изменения, за всем этим пристально наблюдают родители и врачи. В этот период возникает больше всего вопросов, ведь кроха должен успеть всему научиться вовремя, а маме и папе всегда хочется в этом помочь. Научить своего ребенка ползать, а после этого сидеть, ходить и, конечно, говорить.

О пользе погремушек для новорождённых

Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.

Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность. В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки. С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.

Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.

В каком возрасте дети переворачиваются на живот?

Возраст «на животике» (до 1 года) — это этап жизни твоего ребенка, когда он еще не научился стоять, но научился переворачиваться и что-то делать лежа на животе. Важно с самого начала поощрять и учить своего малыша делать определенные движения в положении на животике.

Мы знаем, что это кажется нелогичным, потому что все говорят одно и то же: «Убедитесь, что ваш ребенок спит на спине!”

И это полностью верно, когда речь идет о времени сна. Ребенок должен быть здоровым и защищенным. Когда он без присмотра и спит, он должен оставаться на спине. Но еще до того, как матери стали сторожить своих детей во время сна и качать их на спинках посреди ночи, большинство младенцев спали комфортно и на своих животах.

Всего несколько минут времени на животе каждый день поможет твоему ребенку улучшить двигательные навыки, избежать синдрома плоской головки наряду и поможет развить другие полезные навыки, например крупную моторику. Выполнение занятий на животе поможет получить твоему ребенку умения кувыркаться, ползать, играть и другие счастливые звездные детские моменты. Прочитай эту статью о крупной моторике и помоги своему ребенку преодолеть важные этапы развития!

Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.

Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.

Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.

Читайте также:  Единственный ребенок в семье: плюсы и минусы

«Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год», – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.

Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.

Новые умения

Дети — большие индивидуалисты, каждый из них движется в своем темпе. Кто-то начинает рано садится, учится сначала стоять, а потом уже ползать, кому как удобно. Как в каждом конкретном случае будет вести себя ребенок-загадка, но есть нормы ВОЗ, которых волей-неволей придется придерживаться, потому что именно на них опираются все профильные специалисты, такие как невролог, педиатр и ортопед.

Трехмесячный грудничок обязательно должен «гулить», издавать разные звуки, потом фокусировать взгляд, и, конечно же, месяцев с 4−5 ползать. Хорошо, когда все идет по плану, но если с опозданием, это начинает вызывать многочисленные вопросы и даже опасения. Часто врачи предупреждают новоиспеченных родителей о том, что сроки развития у всех разные, поэтому лучше отказаться от сравнения своего ребенка с другими. Но помочь малышу ползать можно, а иногда даже нужно.

«Не все дети это делают. Кто-то из сидячего положения начинает стоять, а после сразу учится ходить и это не может не радовать, ведь что может быть значительнее первого шага. Чтобы приблизить заветный момент, зачастую приобретается множество приспособлений: прыгунки, ходунки.»

Мама и папа будто не обращают внимания на этап ползания, считая его не настолько важным, поэтому стремятся с завидным упорством ставить свое чадо на носочки, приводя его в вертикальное положение.

На самом деле научиться ползать не менее важно, чем ходить, не зря специалисты указывают ползанье, как промежуточное звено между положением сидя и стоя. А все потому, что передвигаться по-пластунски и на четвереньках очень полезно для спины. Особое внимание на этот этап стоит обратить родителям пухлых и рослых детей, ведь из-за большого веса позвоночник просто не готов держать тело.

Это умение заложено почти генетически, поэтому чаще всего стоит лишь немного подтолкнуть. В норме передвигаться на своих четырех конечностях начинают с 5−6 месяцев, процесс обучения может затянуться до восьми или девяти. В том случае, если ребенок в 10 или больше месяцев не сидит и не ползает, лучше записаться на прием к неврологу, чтобы вовремя понять причину подобной задержки. Это может быть связано со слабостью спины, рук, ног либо индивидуальными особенностями организма.

Советы

Для начала следует имитировать ползание с малышом. Данное упражнение можно выполнять уже после первого месяца жизни ребенка. Уприте ножки ребенка в свои руки и подвигайте ими попеременно, имитируя ползание. Ребенок будет отталкиваться, рефлекторно воспроизводя движения.

Очень важно не ограничивать пространство, когда малютка находится на полу. Можете постелить одеяло или плед, убрать все опасные вещи. Кладите малыша как можно чаще на пол, чтобы он мог скорее освоиться с новым пространством. Видение мира из кроватки и с пола очень различаются. Чем быстрее ребенок привыкнет к новому уровню зрительного восприятия, тем лучше.

Для того чтобы придать малышу уверенности, опуститесь на пол вместе ним. Покажите малютке, как нужно правильно ползать. Наглядный пример и присутствие рядом родителя поможет малышу быстрее освоить незнакомый вид движения.

Для мотивации передвижения можно класть вокруг малыша различные интересные предметы: мягкие игрушки, надувные книжки, погремушки. Подкатывайте к ребенку мячик, чтобы он мог делать попытки приподниматься и отталкивать его. Помогайте малышу, создавайте опору для его ножек.

Хорошим помощником послужит медицинский мяч. Кладите ребенка на мяч животиком и катайте. Малыш, дотрагиваясь ручками и ножками до пола, будет рефлекторно отталкиваться, осваивая новое упражнение, а детские мышцы будут крепнуть.

Можно использовать обычный тазик высотой около двадцати пяти сантиметров в качестве тренажера. Для этого поставьте таз вверх дном, чтобы малыш смог на него опереться. Затем просто потяните тазик на себя. Малыш станет перебирать ногами. При этом необходимо обеспечить малышу безопасность, страхуя его со спины. После науки малыша можно покатать на тазике и подурачиться.

Читайте также:  Меню шестимесячного ребенка на искусственном вскармливании

Дети осваивают науку ползания в разное время. Все зависит от уровня готовности их мышц. Поэтому не следует принуждать малыша ползать, если он того не хочет. Можно просто отбить у него охоту к этому способу передвижения.

Совершенствовать навыки в ползании и стимулировать желание ребенка помогут соревнования. Несколько малышей на полу непременно захотят дотянуться друг до друга или достичь одного и того же предмета, что побудит их к движению. Такие «командные» тренировки принесут более быстрые эффект.

Одного определенного вида ползание не существует. Ребенок может сначала пятиться или ползать боком, использовать перекрестный ход или передвигать одновременно правую ногу и правую руку — левую ногу и левую руку. Малыш самостоятельно выберет, какой способ ползания для него наиболее удобен и приемлем. Не стоит переучивать малыша, если он не ползает так, как соседский ребенок.

Ползание, как уже было сказано выше, является очень важным этапом развития ребенка. Дети, которые перескочили этот способ передвижения, доберут свое в более старшем возрасте. Поэтому нет необходимости ругать, а тем более наказывать ребенка к его желанию ползать, когда он уже умеет ходить.

Ходунки Как научить ребенка ползать

Если ребенок научился сидеть самостоятельно (примерно с 7-ми месяцев) — его можно сажать в ходунки. Многим родителям это приспособление очень нравится.

  • В комнате можно ничего не менять и не слишком следить за чистотой. Ребенок ничего не возьмет с пола и не положит в рот.
  • За ним не потребуется постоянно следить. В ходунках ребенок не засунет палец в розетку и не откроет дверцы шкафа.
  • Он не замерзнет на холодном полу.
  • Ребенок не будет постоянно падать и ушибаться.
  • В ходунках он сможет путешествовать по всей квартире, не доставляя родителям беспокойства.
  • К тому же к ходункам прикрепляются игрушки. И ребенок сам себя развлекает.

Теперь о недостатках Как научить ребенка ползать

  • Если ребенка держать в ходунках — он совсем не научится ползать, не будет постоянно тренироваться вставать, опускаться и правильно падать.
  • В ходунках ребенок тоже может упасть: через ступеньку или порог или развив большую скорость при переходе с одного напольного покрытия на другое. Такое падение гораздо серьезнее обычного падения ребенка: во первых ребенок к этому не готов, во вторых скорость бывает большая, в третьих дополнительная травма о ходунки.
  • В ходунках ребенок не учится сразу правильно ставить стопу — привыкает ходить на цыпочках, это тоже создает ему дополнительные проблемы в дальнейшем при обучении ходьбе.
  • У ребенка в ходунках повышенная нагрузка на ноги и позвоночник из-за постоянного нахождения в непривычном для него вертикальном положении и невозможности сменить позу — это может привести к нарушению осанки и искривлению ног.
  • Когда Вы решите выпустить его из ходунков, ходить он конечно научится, и, возможно, не позже, чем любители ползать (хотя научиться ходить малышу после ходунков будет труднее) и тут ребенок наверстает упущенное, особенно в отношении падений и шишек — он ведь совсем не представляет, что может упасть.

Ходунки это не средство постоянного передвижения для ребенка. Можно 1 раз в день на полчаса посадить ребенка в них, чтобы иметь возможность что-то сделать по дому, а в остальное время дать ему возможность ползать.

Родители — цифровые наставники

Есть такое понятие, как экранное время. Как вообще его отслеживать, если ребенок с утра и до вечера по учебе сидит за компьютером?

— Отслеживать экранное время стоит только в раннем детстве, от 0 до 5. Там может идти речь про какие-то рамки, режимы, ограничения. 

А с подростками надо договариваться, причем так, чтобы условия были всем понятны. Говорить 13–14-летнему человеку: «Сейчас 1,5 часа сидишь в интернете, а потом я отключаю», — это уже опять не про гаджеты, а про коммуникацию в семье. Совсем жестко в этом возрасте ограничивать, действительно, не стоит. Подросткам скоро во взрослую жизнь — учиться, работать.

Родители — цифровые наставники

Имеет ли смысл следить, на каких сайтах они сидят, — или это только лишний конфликт? 

Как сохранить безопасность детей в интернете во время пандемии Подробнее

— В 13–14 это можно обсуждать. Но в 10–11 лет, безусловно, нельзя просто купить ребенку смартфон — и отпустить в свободное плавание. 

Родители — цифровые наставники детей, которые учат их принципам безопасности и экологичности сетевого потребления. Это нужно держать на контроле, и программное обеспечение сегодня позволяет это делать. Можно ставить ограничение по часам или ограничение на скачивание и отслеживать все, что связано с контентом. Правда, иногда родителям самим лень в этом разбираться…

Бывает, приходишь в кафе и видишь мальчика и девочку, у которых явно свидание, но они сидят, уткнувшись в смартфоны. Это изъян или новая норма общения?

— Новая норма, которая отчасти воспринимается как потеря былой непосредственности в общении. На самом деле это полностью встраивается в контекст современных реалий. 

Родители — цифровые наставники

Я спрашивала подростков возрастной категории 12–17 лет, как выглядел бы их день без гаджета. Лишь маленький процент опрошенных видели смысл своей жизни в неразрывном сосуществовании с компьютером, телефоном или планшетом. Большая часть говорила, что они гуляли бы с друзьями, ходили на тренировки и так далее. 

Так что в жизни подростков 12–17 лет есть и живое общение, и прогулки, и танцы, и рисование, и даже печатные книжки. Но внутри цифрового мира они тоже ощущают себя вполне комфортно.

Ползание ребенка на ноге, попе, назад, гусеницей, головой вперед. Что узнать, что ребенок ползает неправильно?

Любая мамочка всегда готова найти повод для переживаний. К примеру, нередко детки могут передвигаться совершенно необычными способами.

  • По-пластунски.
Читайте также:  Дети взрослеют: как родители могут в этом мешать?

Как уже говорилось, это один из этапов ползания, поэтому ничего страшного в этом нет. Занимайтесь с крохой и показывайте ему, к чему он должен в результате прийти. Создавайте препятствия, чтобы он учился поднимать туловище, чтобы не затягивать «пластунский» этап на несколько месяцев.

  • Малыш ползает на попе.
Ползание ребенка на ноге, попе, назад, гусеницей, головой вперед. Что узнать, что ребенок ползает неправильно?

Может быть и такой вариант: усевшись на попу, кроха старается подогнуть под себя одну ножку, а второй в это время отталкивается. Передвигается при этом он очень быстро.

  • Ползание на одной ноге.

Иногда малыш может ползти не симметрично, отталкиваясь только одной ногой или рукой. Присмотритесь — это может быть разовая неудача, а может и сигнал о том, что одна сторона туловища ребенка почему-то слабее. Возможно, понадобится дополнительный массаж, упражнения или консультация врача.

  • Ползание назад.

Еще один нестандартный, но вполне нормальный способ. Дело в том, что малышу совершенно все равно, как правильно — ему первоначально главное, чтобы было удобно.

Вот он и ищет, как можно перемещаться, обучаясь владеть своим телом и координировать свои движения. Просто пока, видимо, у него еще не очень получается, но ничего страшного или патологического в этом нет.

  • Ребенок ползет, как гусеница.

Тоже вариант из начальных, так сказать, пробных, когда малыш передвигается, поднимая по очереди то головку, то попу, или уткнувшись носом в пол, ползут, подняв кверху попу. Пройдет совсем немного времени, и он освоит классическое ползание.

Ползание ребенка на ноге, попе, назад, гусеницей, головой вперед. Что узнать, что ребенок ползает неправильно?
  • Ползание на спинке головой вперед.

Нередко можно увидеть, как малыш скользит на спинке головкой вперед, отталкиваясь ножками и приподнимая попу. Скорее всего, он раз попробовал и у него получилось. Теперь он считает этот способ передвижения очень удобным и несложным. Покажите ему, как нужно — почаще выкладывайте его на животик и занимайтесь с ним, и тогда этот временный и необычный способ ползания быстро останется в прошлом.

Помните, что все детки разные. Пускай ваш малыш развивается своевременно и радует вас каждый день своими успехами и достижениями.

Готовность к ползанию в разном возрасте

Часто родители начинают беспокоиться, что их малыш не ползает в 5,6,7 месяцев. Это особенно расстраивает, если знакомые сверстники уже овладели навыком. Не стоит торопить малыша. Наверное, он уже пытается это делать, но нужно создать ему соответствующие условия, помочь овладеть подготовительными навыками, укрепить мышцы тела, а дальше он справится самостоятельно.

В случае, когда ребенок не научился переворачиваться на животик, необходимо сначала помочь ему освоить это умение. Повернуть малыша на бочок, и завлекать игрушками, чтобы он сам перевернулся, потянувшись за ними.

В 6 месяцев ребенок уже освоит переворот на животик. Продолжаем обучать его перевороту с животика на спинку, вставать на четвереньки, поднимать туловище из положения «лежа на животе», тянуться за игрушками. Для укрепления мышц спинки, пресса, рук и ног выполняют специальную гимнастику, можно на фитболе. Помогут массаж и плаванье.

К 7 или 8 месяцам дети чаще всего уже самостоятельно начинают пытаться ползать. Иногда, прежде чем научиться передвигаться на четвереньках, малыши проходят такие этапы:

Готовность к ползанию в разном возрасте
  • Подтягиваясь только руками, ползут на животе;
  • Ползут по-пластунски, работая руками и ногами, но, не отрывая живот от пола;
  • Бывает, что малыш поднимает попу и ползет на выпрямленных ногах;
  • Ползают на четвереньках.

В 8-9 месяцев дети обычно уже научились ползать, начинают вставать у опоры, умеют садиться самостоятельно. Иногда ребенок учится ползти после того, как научился вставать и садиться. После этого ему легче стать на четвереньки.

Если к 10 месяца малыш не ползает, не садится и не пытается встать, то следует проконсультироваться с врачом.

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.