Как воспитать послушного ребёнка и нужно ли это ему?

Дочь-второклассница сказала, что возле школы к ней подходил дядя и спрашивал, как её зовут. Я перепугалась. Как научить ребёнка правильным действиям? 

Когда появляются правила безопасности?

Учить ребёнка правилам безопасности нужно с 3-4 лет. Дошкольник должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие». Расскажите ребёнку, что только близкие (перечислите, кто именно) могут его трогать, обнимать и гладить. В этом возрасте обучать лучше во время игры, прогулки, читая сказку. Например, покажите какого-нибудь мультяшного преступника и объясните, что в реальной жизни злодеи выглядят совсем как хорошие люди, потому что очень боятся, что их поймают.

С 6-7 лет дети уже вполне готовы к более серьёзным разговорам о хороших и плохих взрослых и о том, как вести себя в опасных ситуациях.

С 8-9 лет, как только ребёнок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в Сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными френдами только с разрешения и после предварительного общения хотя бы по телефону родителей друзей).

С 10-12 лет можно прямо говорить о педофилии и угрозе сексуального насилия. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже если к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись. Поэтому чем раньше дать ребёнку право на агрессивную и громкую реакцию на педофила, тем лучше. В транспорте можно громко крикнуть: «Отойдите от меня немедленно! Помогите, тут извращенец!»

С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей.

Почему ребенку важно быть опрятным?

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Правила общения с родителями

В каком бы возрасте не были вы и ваши родители найти точку соприкосновения всегда можно и нужно. Выучите основные правила, чтобы достичь гармоничных отношений с родными людьми.

Правило №1

Если назревает спор, конфликтная ситуация, то следует взять за правило — не спорить с родителями. Не нужно пытаться их в чем-то переубедить, потому что это бессмысленно.

Читайте также:  Стоматит у детей: чем лечить это заболевание?

Конечно, можно с пеной у рта доказывать свою правоту и отстаивать точку зрения, даже если она действительно правильная, но это только окончательно испортит отношения. Нужно понимать, что переубедить родителей невозможно. Уже не исправить их характер и с этим нужно смириться. Здесь можно только принять сложившуюся ситуацию и изменить свое отношение к ней.

Первое правило общения с родителями — не спорить, а выслушать мнение и вспомнить, что оно вряд ли уже изменится.

Правило №2

Уважать мнение, интересы, увлечения и оказывать моральную поддержку. Иногда непонимание и отсутствие поддержки со стороны близких очень ранит. Ведь нет на свете никого дороже, чем родители и дети. Именно от самых родных, а не от друзей мы ждем поддержки и, когда ее нет опускаются руки.

Даже если вы не разделяете интересов матери или отца, но они совершенно безобидные и не наносят вреда финансам/здоровью, то почему бы и не поддержать близкого человека в его увлечении или хотя бы не высказываться об нем в негативном ключе?

Правило №3

Это правило относительно того, как правильно общаться с родителями — уделять время. Родители всегда нуждаются в общении со своими детьми. Даже если отношения натянутые и очень сложные, родитель всегда будет помнить о своих детях и надеяться, что все изменится в лучшую сторону. Если вы очень заняты, иногда достаточно сделать звонок, спросить, как дела и самочувствие, и мать или отец уже не будут чувствовать себя одиноко.

Отсутствие внимания приводит к ощущению ненужности и часто на этом фоне человек может злиться и срываться, а мы тем временем думать, что родитель опять не в себе.

Правило №4

Без этого правила нормальное общение с родителями невозможно. Необходимо уметь прощать. Все люди допускают ошибки и иногда не могут себе в них признаться. Для кого-то речь идет о забывчивости родителей, преданном доверии, повышенном контроле, критике, высоких тонах, запретах, а у кого-то раны более глубокие.

Обида — это неразрешенный конфликт. Воспоминания могут долгие годы причинять боль. Невысказанные чувства, претензии не дают возможности простить и освободиться.

В дальнейшем мы этот груз переносим на взаимоотношения с детьми. И так по кругу. Чтобы прервать эту цепочку потребуется определенная работа над собой.

Нужно всеми силами постараться понять, что двигало родителями в тот момент, когда они совершали ошибки. Что руководило их чувствами и эмоциями, почему они не поступили иначе? Возможно, они не знали, как иначе? Все эти вопросы следует обязательно проговорить.

Правило №5

Сохранять спокойствие и холодный ум. Нужно помнить, что в конфликте участвуют двое. Если он не достигает кульминации, то достаточно часто уходит бесследно и сохраняет нормальные взаимоотношения между сторонами. Поэтому не стоит поддаваться эмоциям и доводить ситуацию до критичной. Иногда достаточно немного переждать пока нормализуется эмоциональный фон, и через время вы поймете, что поступили правильно, сохранив себе и родителям нервы.

Соблюдая эти рекомендации, вы обязательно сделаете первый шаг навстречу хорошим взаимоотношениям. Нужно помнить, что хоть родители и не идеальные, но они дали нам жизнь. Им в свое время приходилось ограничивать себя и много работать, чтобы дать нам необходимое.

Говори на понятном языке

Высказывайся максимально ясно, просто и обращай на себя внимание, не повышая голоса. Ребёнок не воспримет твою речь, если она будет слишком длинной. Ему будет трудно уловить смысл многословных конструкций наподобие: «На улице очень холодно, и ты недавно переболел, поэтому я хочу, чтобы ты надел свитер перед тем, как мы выйдем в магазин».

Удачнее будет сказать: «Пошли наденем свитер!». Если у малыша на самом деле нет выбора, не стоит формулировать свою речь в виде вопроса. Будучи в машине, скажи убедительно: «А теперь тебе нужно сесть в автокресло!». Не пытайся выражать такие требования более мягко: «Пересядь, пожалуйста, в автокресло, хорошо?».

Говори на понятном языке

Давать крохе право выбора это отличная идея.  Но будь осторожна с предлагаемыми вариантами, и сократи их количество до двух. Позволяя ребёнку делать ограниченный выбор, в его глазах ты наделяешь его полномочиями для принятия решений. И это принесёт тебе желанный результат. 

Ответственность школьника в учёбе

Наиболее распространённые жалобы родителей — это жалобы, что ребёнок не может заставить себя сесть за выполнение домашнего задания. Чтобы помочь ребёнку 8 лет в выполнении учебных обязанностей, установите правила.

Читайте также:  Имена девочек 2021. Счастливые женские имена в 2021году

Начните с организации учебного места школьника. Оно должно быть подальше от телевизора и других отвлекающих приборов. Когда ребёнку нужно начать выполнять домашнее задание, выключите телевизор. Восемь лет — ещё не возраст, когда от школьника можно ожидать самостоятельной сосредоточенной домашней работы. Велика роль родителей в исключении отвлекающих предметов. Поэтому допустимо, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание за кухонным столом, в присутствии взрослого, который готовит еду.

Установите правило относительно смартфонов: когда школьник занимается, сигналы телефонов переключаются в беззвучный режим. Моделирование такого поведения чрезвычайно важно для ребёнка — он ощущает поддержку окружающих и их уважение к учебной деятельности.

Вместе со школьником подготовьте его письменный стол к работе: на нем не должно быть лишних предметов, стол должен быть хорошо освещён, и все нужные предметы должны быть под рукой, чтобы ребёнку не нужно было отвлекаться и вставать из-за стола.

Составьте с сыном расписание домашних занятий. Установите через каждые 30 минут пятнадцатиминутные переменки. Следите, чтобы помещение было хорошо проветрено. Повесьте на стену комнаты сына большой календарь, а также лист со списком его домашних обязанностей. Дети получают удовлетворение, когда можно поставить галочку или наклеить стикер напротив выполненного дела.

Пока ребёнок выполняет домашнее задание, лучше сесть рядом и заняться своими делами: семейным бюджетом, оплатить счета онлайн и т. д. Так ребёнок почувствует, что он не одинок со своими обязанностями. Кроме того, вы моделируете сосредоточенное и внимательное отношение к выполняемым задачам.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Братья и сёстры

В семье моих родителей взаимоотношения между детьми папа, в том числе, урегулировал, твёрдо следуя правилу – «доносчику первый кнут». Ябедничество не поощрялось. Прежде всего, он ругал того, кто ябедничает и вполне отучил нас от этого.

Еще в семье моих родителей, а теперь в моей семье мы придерживаемся принципа, что в споре старших и младших всё-таки должны уступать старшие.

Понятно, что в определенных границах. Если младший ребёнок пытается отобрать фарфоровую куклу более старшей девочки, то понятно, что красивую фарфоровую куклу нельзя давать играть маленькому ребенку. Он расколотит её.

Нельзя брать тетрадки старших. Но здесь старшим нужно соблюдать порядок, особенно в многодетной семье. Если он не на месте бросил школьную тетрадь, малыш нашёл её и порвал, то виноват старший – не уследил за своей вещью.

Подготовила Оксана Головко

Как завоевать доверие

Взаимопонимание между родителями и детьми – основа послушания. Установить доверительные отношения удается при соблюдении простых рекомендаций:

  1. Уверенность в родительской поддержке и помощи, возможность задать им волнующий вопрос без опасения, что родители рассердятся – верный путь к доверию.
  2. Взрослым рекомендуется советоваться с детьми в решении простых вопросов. Это поднимет их самооценку в собственных глазах, и необходимость протеста с целью самоутверждения отпадет. Однако следует придерживаться гибкости, чтобы ребенок все же воспринимал родителей в качестве защитников и главных членов в семье.
  3. Заслуженная похвала формирует у ребенка уверенность и благодарность за оценивание достижений и успехов. Кроме этого, у детей появляется желание постоянно радовать родителей своими поступками.
  4. Для малышей, равно как и для подрастающих детей, немаловажное значение при общении с родителями имеют объятия и зрительный контакт. Одобрительный взгляд располагает ребенка к родителям, успокаивает его.
  5. Достойное поведение родителей в семье становится примером для их детей.
Читайте также:  Веселая утренняя зарядка для маленьких детей 2 — 4 лет

Ознакомление с причинами детского непослушания и способами его преодоления – первый этап в преодолении неправильно сформированного поведения. Основа поддержания дружественных взаимоотношений с детьми кроется не в авторитарном подавлении их личностных качеств, а в способности найти правильный подход к ребенку и наладить доверительные отношения с ним.

Главное – взаимоуважение

Показывайте крохе, что вы его уважаете и интересуетесь всем, что с ним происходит: будь то конструирование самолётика либо совместный просмотр мультфильма. Так ребёнок будет уверен в вашей любви к нему, ведь именно в детском возрасте формируются основы самооценки, от которой зависит самореализация в будущем.

Если вы уважаете чадо, то не станете кричать и оскорблять его за провинности. Такая неадекватная реакция взрослых может спровоцировать развитие чувства недолюбленности, неполноценности. Ребёнок может вырасти эгоистом, циником, на подсознательном уровне он будет хотеть обижать других.

Все эти действия убедят ребёнка в вашем уважении к нему. Но как же научить его уважать вас?

Станьте источником полезной и интересной информации. Вам нужно «идти в ногу со временем», быть в курсе последних технических новинок.

Так вы станете авторитетом, малыш сможет обращаться к вам за помощью, будет прислушиваться к вам. Очень мало родителей владеют необходимой и современной информацией, а это снижает их авторитет в глазах детей.

Безусловно, ваша любовь, ласка и тёплые слова – залог правильного воспитания. Помните, что любовь – основа уверенности в себе, именно это чувство формирует способность ставить цели и успешно их добиваться.

И не ставьте финансовые вопросы выше моральных. Никакие покупки не смогут заменить времени, проведённого вместе с ребёнком.

Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!

Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните – крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.

Вопль «снимай куртку немедленно!» — контрпродуктивен. До пяти лет ребенок его просто не поймет, а после пяти – привыкнет и научится игнорировать.

Лидеры не кричат – лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот – с детьми это тоже работает! Вы – лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!

Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей – вот путь к педагогическому успеху!

о детях от 4 до 7 лет