Как влияют игры на развитие ребенка дошкольного возраста

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша, его склонности и интересы.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

  • В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;
  • На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей;
  • Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;
  • В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;
  • Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей;
  • Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий;
  • Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры;
  • Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой;
  • В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Игры по возрасту

  • До 1,5 лет – предметные игры. Основные действия – бег, ходьба, разбрасывание. В качестве игрушек подходит абсолютно все, что можно взять в руки. Любимыми друзьями для малышей этого возраста становятся мячи. С ними можно выполнять все перечисленные манипуляции – бросать, бежать, хватать, снова бросать или нести;
  • От 1,5 до 3 лет – сенсорно-моторные игры. Под контролем взрослых ребенок может рисовать пальчиковыми красками, лепить из теста, перебирать зерна фасоли, другие мелкие предметы. Очень важно в этот период позволять малышам трогать разные текстуры, манипулировать интересующими их вещами, взаимодействовать с ними. К трем годам дети уже умело играют в прятки, салки, катаются на велосипеде;
  • 3-5 лет – ролевые игры. Важный период развития психики и формирования личностных качеств. Малыши начинают познавать командную работу. Три года – время социализации в коллективе. Ролевые игры приобретают важнейшее значение для отработки навыков общения, обучения морально-этическим нормам, правилам поведения. Самостоятельные ролевые игры тренируют воображение и абстрактное мышление. Ребенок примеряет на себя разные роли, а на предметы переносит новые свойства. Самое время строить шалаши из подушек и плавать на импровизированном корабле из стульев. Подойдут и специальные наборы для игры в доктора, в магазин и так далее. Для «примерки» новых ролей можно использовать костюмы и амуницию, тематические конструкторы и кукольные домики;
  • После 5 лет – любые игры. Дошкольники нуждаются в подвижных занятиях, сюжетно-ролевых играх, играх по правилам и даже в драматических спектаклях. Важной особенностью становится упорядоченность. В этом возрасте дети уже четко распределяют роли, применяют хорошо развитое воображение, реализуют сложные творческие идеи. Если ваш ребенок может играть сам на протяжении часа или двух, раздавая роли своим куклам и роботам, это и является показателем его развития. Чем сложнее и глубже игра, тем лучше развит ребенок.

Правила для взрослых!

— Взрослые не должны давать четких указаний и приказов касательно игры. Задача родителей – направлять и показывать. Ведь ребенок должен научиться играть. А для этого нужен пример. При этом решать, ВО ЧТО и КАК должен именно ребенок.

Читайте также:  Семья, любовь, дети

— Не навязывайте «полезные» или «развивающие» игры. Дети играют потому, что им весело. И если ребенку не интересно, даже самый лучший воспитатель не сможет его заставить полюбить развивающие занятия.

 — Никогда не укоряйте ребенка в том, что он играет не так, как другие. Даже если ваш малыш находит привычным предметам неожиданное применение, это только на пользу именно ему.

Игры по возрасту

— Не забывайте, что фактические знания и целенаправленное обучение всему, на ваш взгляд, важному, НЕ ЗАМЕНЯЕТ спонтанную игру.

— Шум и беспорядок в детской комнате является нормой до самой школы и даже в первые ее годы. Только вдоволь наигравшись, ребенок способен перейти на ступень направленного обучения. А для этого ему выделяют целых десять лет школы и еще пять-шесть в институте. Так что дайте малышам ПРОСТО ИГРАТЬ.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

ПОДЕЛИЛИСЬПоделитьсяТвитнуть

Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста. статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

Как строится детская сюжетно-ролевая игра

Структура игры состоит из следующих компонентов:

  • роли;
  • игровых действия;
  • игровое употребление предметов (замещение);
  • реальные отношения между ребятами.

Это важнейшая составляющая любой творческой игры – представляет собой определенные действия и высказывания, характерные для какого-то человека. Дошкольник принимает на себя роль взрослого, выстраивает игровое поведение, которое, на его взгляд, присуще этому взрослому. Малыш соответствующим образом разговаривает, двигается, совершает манипуляции с разными предметами.

Как строится детская сюжетно-ролевая игра

Дети очень избирательны к ролям. Ребенок наиболее охотно согласится на роль того, кто вызывает у него неподдельный интерес, сильные эмоции, чей поступок впечатлил или восхитил. Значение также имеет формирование отношений данной роли с другими участниками игры – имеет ли фигура вес, как складываются ее взаимодействия с остальными, насколько высока активность персонажа.

Игровые действия

Реализация роли происходит через игровые действия – все совершаемые ребенком перемещения, высказывания, манипуляции с предметами. Замещение вещей реальной жизни игрушками или какими-то другими объектами – прием, который постепенно разовьет абстрактное мышление и воображение. Обычно чем младше ребенок, тем менее требователен он к игрушкам – кроха будет счастлив использовать палки, камни, карандаши, бумагу, подушки с пледами.

Читайте также:  Как правильно подготовить ребенка к школе

Психологи рекомендуют родителям приобретать меньше игрушек для своих дошколят. Когда малыш имеет широчайший ассортимент предметов, способный наполнить любую игру, отпадает необходимость фантазировать, представлять, абстрагироваться от конкретной формы. Предоставляя ребенку небольшой набор готовых игрушек, мы даем ему возможность развиваться более глубоко и интенсивно.

Как строится детская сюжетно-ролевая игра

Партнерское взаимодействие

Построение партнерского взаимодействия играющих детей включает в себя следующие моменты:

  • Совместное обсуждение, планирование сюжетной линии, проговаривание некоторых действий играющих.
  • Определение роли каждому участнику, выбор игровой атрибутики.
  • Контролирующие действия по ходу развития сюжета.
  • Внесение корректировок в игру.

Чем старше участники игры, тем более прогрессивными являются их реальные функции, выше способность договариваться и придерживаться плана. Говоря о роли творческих игр в развитии ребенка дошкольного возраста, педагоги и психологи делают упор на естественную социализацию, умение жить интересами команды, приобретение партнерского духа. Игра имеет ведущее значение для формирования детского коллектива. Малыши учатся слышать друг друга, договариваться, искать компромисс, жертвовать своими интересами ради интересов своих сверстников, применяя следующие инструменты:

Как строится детская сюжетно-ролевая игра
  • Планирование – будущие события, сюжет обсуждаются всеми участниками.
  • Обсуждение начального замысла – какие роли будут исполнять друзья, возможно ли поменяться ролями так, чтобы каждый мог побыть основным персонажем.
  • Создание игровой среды – совместно подбираются среда, предметное наполнение.

Родители считают, что детские игры, являясь бессмысленной бесполезной деятельностью, лишены цели и результата. Это заблуждение: осуществление принятой роли является целью, а эффективность проявления роли, ее соответствие реальным героям – результатом.

Для того чтобы организовать игровое, непосредственно сюжетно-ролевое общение внутри выбранного сюжета, дошкольники используют такие приемы:

  • Смена ролей. В процессе игры дети могут неоднократно поменяться ролями, ввести новых персонажей, а от каких-то избавиться.
  • Переход к игровому сотрудничеству. Присматриваясь друг к другу, малыши играют рядом, каждый находится в своем воображаемом поле, и лишь со временем происходит объединение сюжетов и создание общего игрового пространства.
  • Ребята ориентируются на переживания, которые они испытывают по отношению к персонажам. Благодаря такой эмпатии поддерживается интерес к игре, развивается сюжет, обогащается содержание.
  • Драматизация событий – повышенная эмоциональная напряженность, необходимость помогать героям, спасать их – средство оживления игры, придания ей привлекательности, поддержания интереса на высоком уровне.
Как строится детская сюжетно-ролевая игра