Как развить у ребенка воображение? (Часть 1)

Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка.

Подробный обзор

Что такое воображение?

Воображение – это способность человеческого сознания визуализировать новые идеи или необычные явления благодаря собственному жизненному опыту и памяти. Например, человек легко представит себе своего близкого или какое-то знакомое место, не видя его в данный момент времени, и сможет проводить с ними различные манипуляции. При этом воображение дает возможность не только запоминать прошлое, но и программировать свое будущее.

Одним из проявлений воображения является фантазия (на немецком языке звучит так же, как и воображение). Фантазия – это создание в мыслях новых образов или идей, но таких, которых не существует в действительности. Так появились однажды научные открытия, произведения искусства, а также изобретения, которые человек не мог себе представить много лет назад: самолет, сотовый телефон, интернет и прочие вещи, ставшие теперь для людей привычными.

В свое время Альберт Эйнштейн сказал: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, а воображение охватывает все, стимулируя процесс и порождая эволюцию». И это действительно так, поскольку все свои действия человек совершает ради того, чего еще нет, ради воображаемого результата.

Что такое воображение?

Особенности развития воображения: как происходит процесс?

Умение намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими, не является врожденной способностью людей. Она формируется с годами в процессе развития.

На каждом этапе такого развития, начиная с грудного возраста и по мере взросления, существуют свои особенности. Они зависят в том числе от физиологии каждого конкретного человека.

Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображения.

Особенности развития воображения: как происходит процесс?
  1. Накопление представлений через наблюдение, любознательность и восприятие органами чувств. Чем больше таких представлений в нашем сознании, тем богаче и шире выбор для их применения в будущем.
  2. Способность четко представлять образы во всех деталях мысленно. Это позволит акцентировать внимание на умении выделять особенности каждого конкретного предмета, который представляет его ценность.
  3. Умение выходить за рамки ограничений. Ограничениями могут выступать страхи, стандарты мышления и шаблоны. Поэтому смело подключайте фантазию. Она помогает лучше представлять конечный результат действий, а также предугадывать поведение других.

Этим можно осознанно наполнять себя, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 такой способ, который рассмотрим ниже. Рекомендуем прочитать и попробовать закрепить на практике предлагаемые средства для улучшения своего воображения.

Только не пугайтесь, если что-то не получится. У каждого человека разный уровень развития воображения. Если вы будете выполнять эти упражнения систематически, то обязательно получите сдвиг в воображении.

Периоды формирования памяти у ребенка

Дошкольный возраст

До 1 года

Происходит формирование моторной памяти ребенка. Это означает, что он запоминает движения. Если вы берете малыша на руки, чтобы покормить или успокоить, он затихает, чувствуя безопасность из-за многократного повторения этих действий.

В этом возрасте ребенок познает мир телом: он ощупывает, рассматривает, касается различных вещей, чтобы их изучить. Через эти ощущения активизируется мозг.

Малыш запоминает образы родных и любимые игрушки. Двигательный опыт также способствует формированию памяти.

В этом возрасте у ребенка есть только кратковременная память.

1-3 года

В период с одного года до трех лет продолжается развитие кратковременной памяти. У ребенка в этом возрасте еще нет особых воспоминаний. В его голове остаются эмоционально яркие моменты. Как мы уже сказали, долговременная память и зона ее хранения сформированы не до конца, большая часть воспоминаний из этого возраста не сохранится, для запоминания чего-либо ребенку нужно многократное повторение. Малышу запомнятся наиболее яркие и сильные чувства, которые он испытал в этом возрасте.

Этап развития памяти в возрасте с одного года до трех лет  связан с развитием восприятия и предметной деятельностью, которая дает ребенку большой объем информации об окружающем мире. В этот период времени начинает развиваться образная память, речь и слуховая память.

Читайте также:  17 советов молодым родителям от многодетных пап и мам

Словарный запас трехлетнего ребенка составляет 1500 слов. В возрасте 1-3 года  ребенок способен  запомнить короткие сказки и стишки.

3-6 лет

Этот возраст отличается наиболее активным развитием социальных навыков, расширением словарного запаса.

Большая часть информации по-прежнему находится в кратковременной памяти ребенка, но постоянное повторение ведет к хорошему запоминанию и откладыванию в долговременную память.

В 3 года мышление становится сложнее, поэтому ребенком легко запоминаются сюжеты, эмоционально окрашенные истории, игры. На передний план выходит вовлечение воображения и фантазии, образного мышления в процесс запоминания.

Школьный возраст

7-10 лет

Как вы знаете, это уже младший школьный возраст. Основной его признак – формирование произвольного внимания и произвольной памяти ребенка.

Для улучшения процесса запоминания все еще нужен акцент на эмоциональной составляющей. К этому добавляется и осознанность цели – ребенок должен понимать, что он учит. Повторение сильно влияет на долговременное запоминание.

Старше 11 лет

Память ребенка становится все больше похожа на память взрослого, теперь информацию маленький человек запоминает целенаправленно. Повсеместно преобладает долговременная и произвольная память. Информация, изучаемая в школе, очень часто остается в памяти у ребенка на всю жизнь, особенно если он получал знания с удовольствием и большим желанием.

Продолжаем просвещаться в области изучения мозга. От тренируемого вида памяти зависят и способы самой тренировки.

Развитие воображения у детей

Ваш ребенок большой фантазер? У него есть вымышленный друг? Придумать сказку не составит труда для вашего малыша? Или все наоборот, и дошкольник неохотно сочиняет?

Что такое воображение и какое оно бывает

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы часто говорим друг другу: «Представь себе» или «придумай что-нибудь!». Для того, чтобы «представлять» и «придумывать» нам и нужно воображение.

Когда человек представляет, в его сознании возникают различные психические образы. И в зависимости от их происхождения, различают воображение репродуктивное и продуктивное (творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания.

Так, во время чтения книги, можно представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» его лицо, одежду…Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они создаются человеком самостоятельно, без опоры на описание.

Воображение позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации при отсутствии точных знаний, которые в таких случаях необходимы. Фантазия позволяет «перескочить» через некоторые этапы мышления и представить себе конечный результат.

Зачем дошкольникам развивать воображение? – спросите вы. Ведь оно у них и так намного богаче и оригинальнее, чем воображение взрослого.

Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, с приобретением им опыта. Все образы воображения, какими удивительными они бы не были, основаны на тех данных, которые мы получаем в реальной жизни. То есть потенциал нашего воображения зависит от объема и разнообразия нашего опыта.

Именно поэтому воображение ребенка беднее воображения взрослого. У ребенка меньше материала для фантазии, меньше комбинаций образов, которые он может построить.

В жизни ребенка воображение выполняет другую функцию, чем в жизни взрослого.С помощью воображения дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни.

Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период – дошкольный возраст.

Развитие воображения у детей

Давайте теперь поговорим о том, как именно нужно развивать воображение в возрасте 5 – 7 лет.

Как развивать воображение у дошкольника

1. Использовать заменители предметов.В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости.

Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку – конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом.

Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов.

2. Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта.Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.

4. Пространственное воображениеВсе предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.

5. Создание и реализация плана задуманного.Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь.

Читайте также:  Родительские обязанности – что нужно знать?

В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом.

Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.

Развитие воображения у детей

У детей воображение начинает развиваться с самого рождения – как и все остальные формы отражения реальности. Другое дело, что в возрасте до года или двух ребенок еще не может передать свое видение окружающего мира. Кроме того, в его памяти запечатлено еще слишком мало визуальных образов, на базе которых и работает творческое представление.

Расцвет воображения приходится у детей на 3-5 лет. Если ваше чадо находится в таком возрасте, то вы понимаете, что это значит. Ребенок рисует неведомых зверей, космические корабли и прочие «кракозябры». Из его уст льются рассказы о неизвестных вам героях, он сочиняет сказки, стихи и песенки. Зачастую родители даже не знают, куда деться от такого «счастья».

Мы подскажем: запишите его в театральную студию. Это один из самых эффективных способов развить у ребенка воображение.

Представьте – ваш ребенок повзрослеет, и его бурная фантазия постепенно сойдет на нет. Вы думаете, что это неизбежно при взрослении? Но посмотрите на великих художников, музыкантов, актеров – у многих из них пик карьеры пришелся на взрослый, а то и на пожилой возраст. Это значит, что их воображение не только не угасло со временем, но и превратилось в поистине взрывную силу. Причина в том, что они не пустили развитие своего воображения на самотек, а неустанно тренировали его.

Как стимулировать творчество у дошкольников?

Чтобы стимулировать развитие творческого мышление у дошкольника нужно создать максимально комфортные условия для него. Под ними подразумевается:

  • ранее физические развитие;
  • создание хорошей творческой обстановки;
  • постепенное усложнение поставленных перед ребенком задач;
  • самостоятельный выбор деятельности.

Физические занятия с первых месяцев жизни ребенка способствуют его более раннему развитию. Важно, чтобы ребенок постоянно находился в комфортной ему атмосфере, которая побуждала бы его заниматься творчеством. Например, малышу можно предложить играть с кубиками, на которых написаны цифры или буквы.

ВАЖНО. Во время развития творческих способностей дошкольника нужно постоянно поднимать планку, давать ему новые задания.

У детей процесс познания окружающего мира происходит очень быстро. Важно давать возможность самостоятельно принимать определенные решения и устранять незначительные проблемы. Например, если игрушка закатилась на диван, то не стоит спешить ее доставать. Ребенок может попытаться самостоятельно придумать решение этой проблемы.

Как стимулировать творчество у дошкольников?

ВАЖНО. Малыш должен сам выбирать, чем ему интересно заниматься.

В противном случае, выполняя не интересующую его активность, малыш чувствует интеллектуальное перенапряжение, что приводит к переутомлению.

Помощь взрослого в развитии творческого мышление должна быть максимально разумной и ненавязчивой.

Свобода выбора не в коем случае не должна стать вседозволенностью.

Комфортный психологический климат — залог развития творческого мышления. Родитель должен стимулировать ребенка к занятию творчеством, но не осуждать за неудачи. Какими бы странными не были идеи детей, их необходимо поддерживать и направлять в правильное русло.

Почему так важно развивать воображение?Развитое воображение поможет вашему ребенку во взрослой жизни

Развиваем словарный запас Дети, у которых развито воображение, или они много читают сами или слушают взрослых, отличаются от своих сверстников богатым словарным запасом, причем не только активным, но и пассивным. Учим социальные роли Дети с развитым воображением более адаптированы к социуму. Они легче ходят в детский сад, а потом и в школу. Такому ребенку проще завязать игру с незнакомым сверстником, и вот они уже вместе строят космический корабль или замок из песка. Больше читайте своему малышу, особенно сказки. В них так много магического и волшебного. Однако не увлекайтесь слишком сильно – излишние кровавые подробности или чудовища могут стать причиной ночных страхов, особенно у детей с сильно развитым воображением.

Ослабление силы творчества

Почему наше естественные творческие способности ослабевают по мере взросления?

Есть несколько возможных причин. Одна из них — это простая нехватка практики. Поскольку в школе мы вынуждены были обращать свое внимание на логику, разум и факты, мы тратили больше своего времени и умственных способностей на сухую реальность и меньше — на творческое воображение.

Другая причина — это страх быть неправым.

Дети не беспокоятся о том, что они не правы. Они смело врываются в неизвестность, не боясь ошибок. Однако по мере взросления мы узнаем, что ошибки часто имеют негативные последствия. В школе нас наказывают за то, что мы неправы. На работе нас наказывают за то, что мы неправы.

Сила воображения

«Если вы не готовы ошибаться, вы никогда не найдете ничего оригинального»

сэр Кен Робинсон

Поскольку творчество по своей природе требует готовности ошибаться, мы начинаем избегать его. Часто мы настолько хорошо избегаем своего воображения, что убеждаем себя в том, что мы «не креативны».

Мы все больше и больше полагаемся на наши навыки и поведение руководящих функций, и все меньше на наше образное мышление.

Очевидный инструмент для развития творческого мышления и решения проблем — это игра. Вот и все. Просто притворитесь и играйте, и вся сила воображения вернется к вам.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок. Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое. Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д., предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.). Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.

Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста

  • Игра «Волшебные фигуры».

Подготовьте материалы для рисования: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки. Сначала листе бумаги можно нарисовать шесть кругов. А потом предложите ребенку дорисовать каждый из кружков таким образом, чтобы можно было получить разные рисунки. Так же можно предложить дорисовать шесть квадратов, треугольников или других фигур. Кстати, хорошее пособие «Геометрические головоломки».

  • Игра «Веселые треугольники»

В продолжение предыдущей игре можно ребенку предложить следующий вариант. Предварительно вырезать из цветного картона множество разноцветных треугольников. Предложить дошкольнику придумать в кого или что их можно превратить. Так же можно далее продолжить с другими геометрическими фигурами.

  • Игра «Кто такой Фокс»

Задача детям будет довольно интересной и творческой. Положите перед ребенком лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры. Просто задайте им вопрос: «Кто такой Фокс?» Детям необходимо его нарисовать. Придумать, кто может носить такое имя и предложить придумать про него историю.

  • Игра «Сказочные кляксы»

Потребуются альбомный лист бумаги и краски. Одну часть листа можно густо разрисовать краской. После этого лист нужно сложить пополам и прижать к столу, чтобы вышел отпечаток. Предложите ребенку внимательно посмотреть это двойное изображение и подумать, на что это может быть похоже. Также можно предложить дорисовать детали и придумать историю о том, что получилось на рисунке.

  • Игра «Чудо — капля»

Предварительно подготовить вырезанную маленькую картинку, напоминающую по форме капельку или горошину. Ребенку необходимо наклеить его на лист бумаги в любое место. А затем дорисовать сюжет, в котором будет участвовать эта фигурка и придумать с ней рассказ.