Как развить память у ребёнка с учётом возрастных особенностей

Ребенок попал в детский дом. Кажется, его надо побыстрее устроить в новую семью. Но, бывает, что он хорошо помнит старую, звонит и пишет родственникам. Как быть?

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Что делать родителям?

1. Сделайте ребенка ответственным за то, что он делает. Ему не нужно управлять финансами и принимать важные решения. Здесь самостоятельность больше зависит от Вашей степени доверия к нему. Например, если Вы планируете пикник и хотите, чтобы ребенок помог Вам, просто дайте ему задание, которое он в состоянии выполнить самостоятельно.

2. Избегайте излишней опеки. Позвольте ребенку обращаться к Вам только тогда, когда ему нужна помощь. Не вмешивайтесь, если Вас об этом не просят. Статья по теме Не играть в обнимашки. Семь советов врача-педиатра родителям школьников

3. Позволяйте ребенку иногда принимать свои собственные решения. Например, Вы хотите, чтобы ребенок после школы сперва выполнил домашнее задание, а только потом играл. Тут необходимо дать ему немного свободы в выборе: если он пообещал, что сначала поиграет час, а потом выполнит домашнее задание, то Вам не о чем беспокоиться.

4. Проявляйте эмпатию. Для ребенка быть самостоятельным нелегко. Не стоит ругать или наказывать, если у него что-то не получается. Достаточно просто быть рядом, поддерживать и помогать, если ребенок сам просит о помощи.

Что делать родителям?

5. Не придавайте большого значения неудачам и ошибкам. Неудачи в жизни всегда будут происходить. И дети будут ошибаться. Здесь главное — не акцентировать внимания на этом. Дайте ребенку знать, что он мог бы сделать что-то лучше. Не вспоминайте о неудаче, не припоминайте при каждом «удобном» случае, ведь это может спровоцировать снижение самооценки ребенка.

6. Установите распорядок дня. Наладьте режим, чтобы ребенок знал, что он должен делать в определенный день и в определенное время. Это поможет ему делать все самостоятельно, без Вашего руководства.

Читайте также:  8 особенностей, которые мы наследуем от бабушек и дедушек

7. Не забывайте про похвалу. Если ребенок сделал что-то самостоятельно и правильно, без Ваших напоминаний и помощи, похвалите его, скажите, что очень гордитесь им.

Загрузить по полной. Как выбрать кружки для ребёнка? Подробнее

Портрет «трудного» ребёнка

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

Портрет «трудного» ребёнка
  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

«Найти отличия»

Упражнений такого типа в интернете огромное количество. Суть задачи заключается в том, что два очень похожих рисунка оказываются рядом, и между ними есть некоторое количество отличий в деталях. Это хорошая тренировка внимания и кратковременной памяти, да и вообще умения «разобрать» рисунок на части и сравнивать эти части друг с другом. Если хотите более подробно почитать о том, как тренировать детское внимание перед школой, читайте статью.

Чтобы поддержать мотивацию ребенка, можно устроить соревнование или, например, сделать такое задание частью большой игры, но так, чтобы от него зависел результат.

Средства

Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.

Медикаментозные препараты:

  • Аминалон;
  • Билобил;
  • Биотредин (для подростков);
  • Глицин;
  • Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа);
  • Нобен;
  • Пантогам (есть в сиропе);
  • Пирацетам;
  • Тенотен;
  • Фезам;
  • Фенибут.

Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.

Читайте также:  Имена девочек 2021. Счастливые женские имена в 2021году

Витамины:

  • 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids;
  • 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder;
  • старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».

Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.

Средства

Народные средства:

  • девясил;
  • клевер;
  • яичные желтки (2 в день);
  • грецкие орехи;
  • морковь;
  • сосновые почки;
  • кора рябины;
  • бананы;
  • черника.

Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.

Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.

Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.

Вам также может быть интересно:

Что на самом деле может означать прочерк в графе «родственники»

— Вспомните самую неожиданную историю, которую удалось «распутать» вашим сотрудникам.

Александра Омельченко:

Однажды мы выехали в деревню, где раньше жил ребенок, про которого в документах значилось, что живых родственников у него нет. Мама умерла, в графе «отец» стоял прочерк, и никаких его родных в детдоме никогда не объявлялось.

И вот социальный педагог пошла по селу и выяснила, что вообще-то в этом селе живет его тетя. С ребенком общаться она не хотела, но у нее был адрес другой его тети. Другая тетя жила в другой деревне и даже в какой-то момент хотела взять племянника к себе, но в опеке ей сказали, что его усыновили.

Позже в разговорах с тетями выяснилось, что у ребенка есть отец.

Что на самом деле может означать прочерк в графе «родственники»

С матерью они не были расписаны, поэтому в документах появился прочерк, но вообще свое отцовство этот мужчина никогда не отрицал, и все об этом знали.

Варвара Пензова:

— Прочерк в документах на самом деле может означать темное пятно биографии ребенка, которое просто никто никогда не исследовал.

— Но как образуются такие прочерки? В деревне живет сравнительно немного народу, и там все всегда все знают. Мать не заявила отца в документах – и все?

Читайте также:  Как правильно выполнять пеленание грудного ребенка

Александра Омельченко, руководитель программы «Не разлей вода»

Александра Омельченко:

Да, по букве закона он отцом не является – этого бывает достаточно, чтобы потерять связь.

И потом выявлением таких связей надо заниматься. Нужно уметь читать между строк, а потом проводить огромную работу, требующую времени и разъездов, которую интернат просто не может себе позволить.

Например, в случае, о котором мы говорим, женщина родила ребенка не в браке. Потом продолжала жить с этим мужчиной, он не отрицал, что он – отец ребенка, и все вокруг это знали. А потом мать умерла, жизнь семьи опеку по определенным параметрам не устраивала, опека забрала ребенка, и отец оказался не задействован, поскольку был не вписан в документы.

Что на самом деле может означать прочерк в графе «родственники»

А от местных специалистов  в детдоме не требуют ничего дальше контактов, которые документально установлены. Если их нет, то…их и нет.

Но сейчас проблема постепенно начинает решаться. Многие алгоритмы, которые направлены на сохранение семьи, помимо семьи элементарной, сейчас разрабатываются, и, надеюсь, в недалеком будущем будут предложены специалистам разных ведомств.

Например, я вхожу в Рабочую группу «По соблюдению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Общественном совете при Уполномоченном по правам ребенка. На первом заседании в декабре 2016 года мы единогласно решили, что сейчас – самое важное – выработка  алгоритма помощи семье и ребенку, оказавшимся в кризисной ситуации. В этом алгоритме должно быть учтено и раннее выявление неблагополучия и система помощи семье, включая технологию работы с родителями и ребенком после изъятия.

Развитие познавательных процессов

  • чтением сказок и рассказов, подходящих ребенку по возрасту, темам наиболее интересным ребенку в данный момент;
  • изучением букв, цифр. Хорошо начинать учить читать по слогам;
  • развитием графического навыка. Покажите, как писать печатные буквы, цифры, рисовать простых животных;
  • обучением счету;
  • тренировкой памяти;
  • через творчество (рисование, лепка, вырезание, прикладное творчество).

Учебная деятельность

  • Математика;
  • Логика;
  • Внимание;
  • Память;
  • Мышление;
  • Исследование физических основ происходящих событий (почему идет дождь, что будет, если кинуть камень в воду);
  • Стимулирующие совершенство родной речи: игры со звуками, составление рассказов и т. д.
  • правилам поведения в обществе, на дороге, за столом и т. д.;
  • развитию моральных качеств;
  • формированию положительного отношения к себе и окружающим людям.