Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых — хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Как понять, что уже пора

Каждый малыш развивается по-своему. Есть такие активные и любознательные, они уже в полгода пытаются имитировать процесс еды, но есть детки, которым сложно дается приобретение новых навыков. Понаблюдайте за своим ребенком, может ли он уже брать отдельные кусочки еды в руки и подносить ко рту, проявляет ли он интерес к столовым приборам, насколько у него развита координация движения.

Если вы уже начали прикармливать малыша кашками и пюре, это идеальное время, чтобы пробовать научить его держать ложку и подносить ее ко рту.

Знакомься, это ложка!

Умение пользоваться ложкой состоит из двух важных составляющих: способности манипулировать ложкой (то есть крепко держать ее определенным образом и доносить из точки А в точку Б без существенной потери содержимого) и способности «снимать» губами, деснами и зубами содержимое ложки в рот.

В зависимости от того, какой тактики введения прикорма придерживаются родители, малыш осваивает один из этих навыков раньше другого. Если мама знакомит ребенка с детскими пюре и творожками месяцев в шесть (многие педиатры считают, что именно после полугода стоит разнообразить меню младенца), то сперва она кормит ребенка ложкой сама.

Ложку – в рот!

Хотя большинство мам легко справляются с задачей кормления, в этом вопросе тоже есть свои маленькие хитрости. Не надо позволять ребенку сосать ложку, словно грудь или бутылочку, а малыш непременно попробует это сделать. Поэтому действуем быстро: ложкой слегка нажимаем на нижнюю губу ребенка и, когда он приоткроет рот, «снимаем» содержимое ложки о его верхнюю губу.

Важно: Первый прикорм в этом случае должен быть полужидкий, без комочков. Набирать пюре сперва нужно на самый кончик ложки и следить, чтобы ребенок не подавился едой непривычной консистенции.

Ложку – в руку!

Если родители остановили свой выбор на педприкорме, то никакого пюре, скорее всего, ребенок не увидит, а первую не-жидкую еду будет держать в руке: сушка, печенье, корочка хлеба, кусочек яблока…

В этом перечне к году должна появиться и ложка, пусть даже к ней не будет прилагаться тарелка с содержимым, а ребенок воспримет ее как игрушку. Пусть сидя у вас на коленях за обеденным столом он поиграет ложкой – попробует взять в руку, донесет до рта.

Важно: Лучше выбрать ребенку ложку из плотного и мягкого качественного пластика или силикона – не будет риска случайно пораниться. Черенок ложки должен быть толстым, удобным для захвата как ручка погремушки, и коротким. Малыш подносит ко рту не ложку, так точно оперировать предметами он еще не умеет, а кулак – чем короче черенок, тем больше вероятность, что содержимое ложки окажется во рту. Сама ложка не должна быть глубокой.

Как научить ребенка сидеть: упражнения от Комаровского

Обращаем внимание родителей: различные упражнения, стимулирующие самостоятельное высаживание грудничка, должны выполняться с разогревания мышц. Доктор Комаровский рекомендует начинать гимнастику с 6-7 месяцев, а до этого возраста можно выполнять легкие массажи и практиковать купание малыша с кругом во взрослой ванне.

  1. После разогрева мягких тканей ребенка, можно приступать к выполнению физических упражнений. Первым делом проведите дневное купание малыша, оденьте его и успокойте, если капризничает. Не рекомендуется выполнять нагрузки, если ребенок перевозбужден, так как это не даст нужного результата.
  2. Укладываем кроху на спинку и аккуратно поднимаем выпрямленные ножки к носику. Делаем это очень медленно, не забывайте разговаривать с грудничком и объяснять, что вы делаете.
  3. Таким же образом выполняем растяжку мышц на ножках, при этом не касаясь носика ребенка. Старайтесь чередовать второе и третье упражнение. Такие упражнения могут выполняться шесть раз за один подход.
  4. Выполняя следующую гимнастику, перемещаемся на пол, предварительно подстелив теплое одеяльце. Берете малыша за пальчики и дожидаетесь, пока он крепко за них возьмётся. Затем плавно поднимаете за ручки из лежачего положения в положение сидя, при этом касайтесь носами друг друга. Такие подтягивания нужно выполнить не более 10 раз.
  5. Следующее упражнение выполняется, сидя на полу. Мама удобно усаживается и разводит ноги в стороны. Между ног сажаем ребенка спинкой к себе, а перед малышом ставим большую игрушку. Даем крохе возможность до нее дотянуться, а потом перемещаем в разные стороны. Ребенок должен нагнуться за игрушкой в каждое положение. Так происходит укрепление мышечного корсета спины.
  6. Выполняем игру на фитнес-мяче. Для малышей лучше выбирать вариант с теплым покрытием и гладкими швами. Не должно наблюдаться никакой структуры. Выкладываем тонкую пеленку на мяч, затем кладем ребенка животиком вниз. Малыша придерживаем за туловище или бедра, при этом мячик раскачиваем, дожидаемся, пока кроха выставит ручки и упрется ими в пол. Выполняем такие раскачивания 3-5 раз. На фитболе можно располагать малютку как угодно, главное, чтобы ему это нравилось.
Читайте также:   СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ И ИКОНЫ-ЗАСТУПНИЦЫ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ

Благодаря перечисленным упражнениям позвоночник ребенка укрепится достаточно быстро и уже спустя 1-2 недели малыш сможет усесться самостоятельно. При этом у родителей возникает спорный вопрос: нужно ли учить сидеть или сам научится. Е. Комаровский считает, что решение остается за взрослыми, но подобная гимнастика, если выполнена правильно, будет полезной и не навредит.

Как научить ребенка сидеть: упражнения от Комаровского

Советуем посмотреть, как надо научить ребенка сидеть самостоятельно. Видео от Комаровского.

Важно! Выполняйте все упражнения с малюткой в форме игры с потешками, так малышу будет интересно возвращаться к этой процедуре снова.

Рекомендации по обучению малыша

Перед тем как приступить к обучению, нужно сначала приобрести специальную детскую ложечку. От обычных чайных ложек она отличается меньшим размером и отсутствием острых краев, т. к. изготавливается из силикона либо пластика. Часто они имеют изогнутую ручку, облегчающую процесс самостоятельного приема пищи. Встречаются и такие, которые меняют свой цвет в зависимости от температуры еды или напитка.

Также стоит купить и специальную детскую посуду, сделанную из пластика. Маленькие дети способны за доли секунды опрокинуть тарелку на пол, стоит только маме отвлечься или задуматься. В таких случаях посуда из пластика избавит вас от необходимости помимо еды собирать еще и осколки. А если вы приобретете тарелку с присоской снизу, то малышу придется изрядно потрудиться, чтобы суметь ее опрокинуть.

После того как посуда и столовые приборы куплены, покажите их ребенку. Пусть он сначала изучит и внимательно рассмотрит новые вещицы, а когда он к ним привыкнет – продемонстрируйте, как ими пользоваться на собственном примере. Для этого сядьте рядом с малышом, чтобы он смог видеть, как вы управляетесь с этими предметами.

Используйте продукты, которые легко захватить ложкой

Рекомендации по обучению малыша

Начинать обучение лучше с таких блюд, которые легче захватить и удержать – овощные и фруктовые пюре, каши, мягкий творог. Супы и прочие жидкие блюда лучше оставить на то время, когда ребенок будет уже достаточно уверенно управляться с ложкой. Безусловно, блюда, которые вы предложите малышу в период обучения, должны ему нравиться. В первое время ребенок будет больше ковыряться ложкой или руками в еде и размазывать ее по поверхности стола, чем есть. Поэтому пока он занят изучением содержимого своей тарелки, кормите его из другой, но делайте это достаточно медленно. В противном случае кроха быстро насытится и потеряет весь интерес к процессу.

Помогая в освоении ложки, примите к вниманию следующие рекомендации:

  • хвалите после каждой удачной попытки;
  • заранее настройтесь на то, что еда будет «летать» по всей кухне и не ругайте за это малыша, он еще слишком мал, чтобы кушать аккуратно и не экспериментировать с пищей;
  • не торопите кроху, а если вы спешите, то лучше покормите его сами;
  • следите за тем, чтобы ребенок не только подносил пищу ко рту, но и хорошо ее пережевывал;
  • не оставляйте малыша одного: во-первых, в компании кушать интереснее, а во-вторых, это может быть просто опасно: ребенок может поперхнуться или попытаться вылезти из стульчика;
  • если ребенок устал кушать сам, докормите его.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
Читайте также:  Как правильно держать новорожденного?

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Правила поведения за столом, которые вы должны объяснить своему ребёнку:

  1. Сев за стол, нужно простелить салфетку на колени. Если кто-то случайно взял вашу салфетку, не нужно кричать во всё горло: «Кто взял мою салфетку?». Тихонько спросите об этом окружающих. Многие родители не знают, как лучше распорядиться салфеткой: заправить её за воротник, чтобы уберечь верхнюю часть одежды малыша, или простелить на колени и обезопасить низ. Специалисты по этикету советуют заправлять салфетку за воротник ребенка, если ему меньше 5-ти лет.

  2. Посадка за столом должна быть ровной: прямая спина, опёртая на спинку стула, подошвы расположены параллельно полу.

  3. Если необходимо, стеклянные стаканы и ёмкости с напитками можно держать двумя руками. Маленькими ручками тяжело захватить широкую посуду, поэтому стоит использовать две руки для предотвращения её опрокидывания.

  4. Если за столом по кругу передаётся корзинка с хлебом или другие продукты, то делается это слева направо. Если вас просят передать какое-то блюдо, которое находится к вам ближе всего, возьмите его левой рукой и сначала предложите человеку, сидящему слева от вас, а уже потом, переложив его в правую руку, передавайте направо.

  5. Когда вам хочется чихнуть или кашлянуть, нужно отвернуть лицо от стола в сторону к плечу и прикрыть рот рукой или салфеткой (лучше салфеткой).

  6. Всегда вытирайте рот салфеткой, прежде чем сделать глоток из стакана или бокала. Жирные губы оставляют неприятный и неаппетитный след на стекле.

  7. Если вам нужно воспользоваться туалетом или умывальником, просто извинитесь и выйдите из-за стола. Когда у вас в доме присутствуют гости, не нужно уведомлять всех о том, куда вы идёте и с какой целью.

  8. Выходить из-за стола нужно справой стороны от стула.

Основные этапы процесса обучения

Можно выделить несколько распространенных периодов, которые проходят почти все дети, обучаясь самостоятельному приему пищи.

Период «Игра» — ложечка воспринимается лишь как новая красивая игрушка, чадо играет с ней, неумело держит и пока не сильно связывает ее с едой.

Период «Копирование» — для ребенка ложка уже связана с приемом пищи, но из-за слабой возрастной координации движения ему пока не удается донести ее ко рту.

Период «Обучение» — кроха вполне осознанно может зачерпнуть еду ложкой и сносно кушать, не всегда успешно.

Период «Привыкание» — этап для мамы, когда можно крикнуть «Ура!». Малыш уверенно держит ложечку и может кушать простые блюда почти самостоятельно.

Какую ложку выбрать?

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

  • Чайная ложечка. Она подойдёт для деток старше годика, поскольку ребятишки уже не так пугаются лязганья приборов о поверхность стола, тарелки или пол.
  • Серебряная. Дарение такого столового прибора – своеобразная традиция для крёстных родителей. Ложка из серебра способна защитить кроху от кишечной инфекции и уберечь от стоматита.
  • Из керамики. Не лучший вариант для маленьких деток, поскольку этот материал тяжёлый и легко бьётся. При скалывании такая ложка способна повредить детские дёсна.
Какую ложку выбрать?

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.
Читайте также:  Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Правила этикета для детей от до лет

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

Частые ошибки

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать, если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением, не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя: он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать, если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом, читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все: две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

В каком возрасте вы приучаете ребенка к ложке?

  • До 6 месяцев
  • От 6 месяцев до 1 года
  • От 1 до 1,5 года
  • От 1,5 до 2 лет

Результаты Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.