Как научить ребёнка говорить

Сегодня мы разберем 27 возрастных периодов, когда ребенок начинает говорить. А также рассмотрим, как происходит процесс развития речи у малышей и чем ему можно помочь на каждом из этапов.

Почему важно не упустить момент

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать Language development starts in the womb разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются Babies remember their birth language — scientists в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать Talking to babies boosts their brain power, studies show от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит The Power of Talking to Your Baby в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Пара полезных книжек для развития речи

Зачем знать об этапах речевого развития? Если наметятся какие-то отклонения, крайне важно их вовремя корректировать. От того, как ребенок разговаривает и понимает сказанное, зависит, в какую он пойдет школу – обычную или для деток с проблемами речи. А это очень влияет на его будущее. Поэтому в ДОУ делаем по максимуму, чтобы скорректировать речь в правильную сторону.

Родителям, коррекционным воспитателям и логопедам будет полезна такая литература:

  1. Начнем с диагностики. Пособие «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста» касается деток 5-6 лет». Для дефектологов ДОУ, выпущено в виде CD-диска.
  2. Дальше пойдут конспекты занятий. Начнем с малышей. Пособие «Развитие речи детей 2-3 лет: планирование, конспекты занятий» будет полезно коррекционным педагогам и логопедам.
  3. В пособии по развитию речи для старших дошкольников расписаны занятия: как расширить словарный запас, развить звукопроизношение и т.д.
  4. Еще одна книжка для детей 5-7 лет, но имеющих общее речевое недоразвитие. Называется «Программа развития связной речи детей».
  5. Пособие для логопеда под названием «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап». Рассчитано на деток, имеющих дополнительные проблемы (задержку развития психики или проблемы с опорно-двигательным аппаратом).
  6. Интересная книжка «Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР». По отзывам, составители собрали разнообразный и полезный материал.

Речь ребенка начинает вырабатываться задолго до того, как он произносит первые звуки. Самое стремительное развитие – с конца 1-го года до 3-х лет. Но обо всем по порядку.

Нормы речи в года

Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

Что считается нормой в 2 года:

  • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
  • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
  • здоровается и прощается (или машет ручкой);
  • отвечает на вопросы «да», «нет»;
  • понимает речь и просьбы взрослого;
  • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Этапы развития речи у ребенка

    С первого гуления до полноценного общения в школе, навыки речи у ребенка обычно развиваются в определенном порядке. Мы поможем вам составить представление о том, чего вам ждать, хотя, возможно, ваш ребенок пройдет тот или иной этап раньше или позже.

    Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

    От рождения до 3 месяцевРебенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх».

    От 2 до 3 месяцевРебенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал.

    От 3 до 4 месяцевРебенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки.

    От 5 до 6 месяцевРебенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица.

    Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом.

    От 7 до 12 месяцевРебенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики.

    Этапы развития речи у ребенка от года до трех

    12 месяцев В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи.

    14 месяцевРебенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.

    Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом.

    16 месяцевРебенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х».

    18 месяцевУ ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы.

    От 18 до 24 месяцевРебенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»).

    Этапы развития речи у ребенка

    24 месяца Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»).

    От 2 до 3 летРебенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов.

    Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных.

    Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

    Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы).

    Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.

    Этапы развития речи у дошкольника

    От 3 до 4 летРебенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было.

    Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду.

    От 4 до 5 летРебенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом.

    Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»).

    Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

    Этапы развития речи у школьника

    От 6 до 7 летРебенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий.

    8 лет К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми.

    Как помочь ребенку?

    В 2 года выявить большинство отклонений поможет невролог, который в свою очередь порекомендует других специалистов, необходимых для диагностики. Это и отоларинголог, и сурдолог, и стоматолог. В случае дефектов органов артикуляции, например, укороченной подъязычной связки, необходима консультация хирурга. Также немаловажное значение имеют такие педагогические сотрудники, как логопед, дефектолог, психолог.

    В таком юном возрасте, малыш может получать педагогическую помощь через маму. Возможно крохе показан логопедический массаж. В этом случае специалисты продемонстрируют маме, какие приёмы можно использовать, чтобы помочь и не навредить ребенку.

    Речевое развитие дошкольников по ФГОС

    Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь дошкольника должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в дошкольном возрасте – это одна из первостепенных задач педагогов.

    В детском саду каждая программа, направленная на развитие речи у дошкольников, подразумевает коммуникацию, общение с ребенком. Ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них, учится вести диалог и высказывать различные просьбы.

    В этом возрасте необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок научился свободно и легко высказываться. Для обучения языку в детских садах практикуется проведение различных тематических занятий. Эти занятия включают в себя разные методики по развитию речи у дошкольников. 

    Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

    • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
    • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
    • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
    • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
    • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

    Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений. Но одних только занятий в пределах детского сада недостаточно, развитие речи – это систематическая работа и только в повседневной жизни ребенок сможет накапливать словарный запас и набираться опыта в общении.