Как лучше научить ребенка читать: ценные рекомендации

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

18 «зачем» нужны детские книжки

Зачем и что читать малышу вслух?

Морозова А., Александрова И. Как читать ребенку?

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Ляксо Е. Читаем вместе с малышом

Гринева И. Почему дети не читают?

Галкина И. А. Как увлечь ребенка чтением?

Как воспитать у детей любовь к чтению

Как превратить чтение в удовольствие: 11 советов

Как заинтересовать ребёнка в чтении: советы американского психолога В. Уильямса

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КНИГОЙ

Дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить цикл статей о воспитании талантливого читателя. И поговорить с вами о том, как знакомить малыша 1-2 лет с книгой. Именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге, к звукам, к речи, к родному слову, к познанию мира. И я хочу Вам рассказать о том, как дети этого возраста воспринимают книгу и иллюстрации в ней, в чем проявляются индивидуальные особенности восприятия литературы в возрасте 1-2 лет и как их можно учитывать при чтении.

Эту статью я построила как ответы на вопросы своих читателей, участниц моих курсов по развитию речи детей. Многие из них приходят на курс и говорят, что их дети влюблены в книги с рождения, обожают слушать сказки и рассказы. Такие детки почти сразу же включаются и в речевые игры, инсценирование сказок. Другие мамы и бабушки очень хотят приобщить малыша к чтению с первых лет жизни, но жалуются, что ребенка не увлечь слушанием сказки, и он даже закрывает ладошкой им рот при попытке чтения стихов или рассказывания.

— В чем дело? Неправильно читаем или причина в особенностях ребенка? И что делать?

— Как лучше начать знакомство малыша с книгой?

— Нормально ли, что ребенок порвал книгу? Или то, что малыш относится к иллюстрации в книге как к живой игрушке, например, накормил мишку из книги настоящей кашей и этим испортил дорогую книгу. Это неаккуратность как черта характера или возрастная особенность?

— Почему дети предпочитают не те книжки, которые нам кажутся очень привлекательными?

— Какие иллюстрации должны быть в книжке для малышей?

— Как заинтересовать ребенка книгами и как обыгрывать их сюжеты с малышами?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!

советов, как превратить чтение в удовольствие:

  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин – тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас   почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а   вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android

Как вызвать интерес к чтению

Приучить ребенка к чтению книг можно только, если в этом процессе мама будет принимать самое активное участие — понадобится время, терпение, желание и личный пример.

  1. Регулярно с самого раннего возраста читай ребенку перед сном. Это должно стать традицией и хорошей привычкой.
  2. Играя с ребенком, выбирай такие игры, которые требуют чтения и изучения инструкций (настольные игры, приготовление еды). Проси, чтобы малыш помог разобраться тебе с инструкцией и сам ее прочитал.
  3. Поиграй с ребенком в пиратов и поиск сокровищ. Для этого спрячь в доме какую-нибудь вещь и составь письменную инструкцию, как ее найти. Подобная игра развивает навыки чтения.
  4. Сочиняй вместе с ребенком различные истории и сказки. Заведи альбом, в которые вы вместе будете записывать эти истории. Периодически проси малыша перечитать тебе его сочинения или прочитать их для дедушки и бабушки – он будет с гордостью и удовольствием делать это.
  5. Читай вместе с ребенком во время прогулки, игры, в гостях все, что попадается вам на глаза – вывески, рекламу, программы телепередач, открытки и т. д. На холодильнике каждый день оставляй коротенькие сообщения для малыша, которые он будет с удовольствием читать.
  6. Если ребенок любит сидеть за компьютером, попробуй начинать приучать его к чтению с помощью электронной книги.
  7. Если ребенок обожает смотреть телевизор, привлеки его внимание к чтению с помощью, того, что он видит там: предложи прочитать книгу по фильму, который ему понравился, найди и прочитай ему информацию о том, что заинтересовало его по телевизору.
  8. Предлагай ребенку читать те книжки, которые нравились тебе в детстве. Предварительно расскажи ребенку небольшой эпизод из этой книги (смешной или грустны), чтобы он заинтересовался сюжетом и захотел узнать все до конца.
  9. Подавай пример ребенку, показывая ему, что ты тоже любишь читать. Ребенок должен видеть тебя читающей, в свободное время отдающей предпочтение книге, а не телевизору или компьютеру.
  10. Давай ребенку полистать твою книгу. Расскажи о том, что читаешь и обсуди это с малышом.
  11. Запишись с ребенком в библиотеку. Позволяй в библиотеке малышу самостоятельно выбирать книги.
  12. Держи дома большое количество разнообразных журналов и книг различных жанров. Провоцируй ребенка задавать вопросы по содержанию и жанрам этих книг, привлекай его внимание яркими обложками и картинками.
  13. На праздники дари ребенку книгу – пусть он понимает всю ценность и значение такого подарка.
Читайте также:  Имена девочек 2021. Счастливые женские имена в 2021году

Есть еще несколько методов, способных приучить ребенка к чтению в игровой помощи:

Как вызвать интерес к чтению
  • Метод Кассиля. Заключается в том, чтобы читая ребенку книжку, остановиться на самом интересном месте («нет времени!») и тем самым, спровоцировать ребенка самостоятельно дочитать эпизод. Для начала, оставляй «дочитать» небольшие отрывки, чтоб ребенку не наскучило.
  • Ролевой метод. Читай с ребенком книжку по очереди, а лучше по ролям: к примеру, ребенок читает слова автора, а ты озвучиваешь других героев. Такая игра заинтересовывает детей и дает почувствовать себя более самостоятельными.
  • Метод главных героев. Напиши ребенку небольшое письмо от имени какого-нибудь книжного героя (к примеру, Карлсона) с предложением дружить. Каждое последующее письмо удлиняй, наполняя его новыми историями, чтобы заинтересовать ребенка. Таким образом, чтение подсознательно начнет ассоциироваться с удовольствием.
  • Метод помощи. Если ты занята домашней работой, попроси ребенка почитать тебе вслух. Скажи, что это очень помогает, и тебе не так трудно и тяжело справляться с твоей работой. При приготовлении блюд попроси ребенка диктовать тебе рецепт с кулинарной книги.

Для каждого ребенка способ приучения к книге индивидуален. Возможно, у тебя есть свой метод, как заинтересовать ребёнка читать, или придуманная игра, с помощью которой ты приучила малыша к чтению – поделись ими с нами и другими мамочками.

И великие тайны открываются нам

Внимание к литературе – путь к духовности и будущему!

Бытует мнение, что сегодня люди мало читают, молодежи, кроме гаджетов, ничего не интересно… И что легче всего, придя домой, включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки книгу и задуматься.

В процессе эволюции, на протяжении миллионов лет, в человеке формировались гены, которые сегодня присущи Homo sapiens. Развитие мышления, способность анализировать и другие общеизвестные этапы формирования  привели к тому, что человек стал высшим разумом на Земле. Стремление к познаниям, к овладению, своего рода, ключами цивилизации, способствовало появлению тяги к чтению.

Вначале это были простые линии, затем петроглифы, потом появились шумерские клинописи и в конце концов, то, что мы имеем сегодня.

Одни читают научно-популярную литературу, другие художественную, третьи предпочитают историческую, кому-то нравится фантастика. Но всех объединяет одно — стремление читать, обогащать свои знания, двигаться выше и дальше, желание заглянуть за горизонт, познать неведомое. Ответить на вопрос – кто мы? Откуда мы появились? Почему Творец выбрал именно нас? Куда мы движемся? Чтение, и соответственно, работа над собой — один из путей решения многих вопросов c  момента рождения и до конца нашей жизни.

Так чем же полезно чтение книг? Как сделать так, чтоб было интересно читать ребенку, подростку?  Чем же мотивировать его?

Как правильно привить любовь к чтению: простые правила

К счастью или сожалению, удовлетворение познавательной функции в наше время взял на себя интернет.

Простой пример:

И все же есть простые и эффективные способы привить ребенку любовь к чтению:

Собственный пример

Без этого никак – если родители упорно доказывают своему чаду, что читать нужно, а то вырастишь бездарем, но сами при этом книг в руки не берут, все попытки потерпят фиаско.

Учитывайте интересы

Все детки разные, кому-то интересно устройство техники, кому-то устройство галактики, а кого-то непреодолима влекут все бездомные кошки во дворе. Вы возбудить интерес к сфере, которая малыша абсолютно не волнует. Старайтесь подбирать литературу, которая идет в разрез с интересами малыша, книги в которых он найдет ответы на интересующие вопросы, узнает именно для себя много интересного и полезного.

Начинайте как можно раньше

Одновременно с погремушками, мягкими игрушками в доме должны появляться и первые книги с яркими крупными картинками. Они должны быть либо мягкими, либо из плотного картона. Главное, чтоб их нельзя было порвать. Каждый день уделяйте время рассматриванию картинок и чтению.

Обсуждайте

Изучение первых книг должно быть совместным. Всегда обсуждайте прочитанное, просите малыша пересказать сюжет, придумать несколько вариантов финала. Делайте совместные морально-этические выводы. Позже малыш, уже читая самостоятельно, с удовольствием будет рассказывать о прочитанном.

Читайте также:  Как научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде ?

Хвалите и поощряйте

Для современных гиперактивных детей чтение настоящая мука. Малышу проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, видя, что в руках у ребенка книга, спрашивайте о впечатлениях, советуйте литературу.

Если следовать простым правилам – чтение станет неотъемлемой частью жизни маленького человека. Важно немного приложить усилий, результат не заставит себя ждать.

В свою очередь Школа раннего развития «УмНяша» в Москве приглашает детей от 1 до 7 лет на увлекательные развивающие занятия. Опытные педагоги за несколько уроков научат ваших малышей читать и считать. Наши филиалы находятся в Северном и Южном Бутово, Солнцево – приходите, мы знаем секреты раннего развития детей.

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для каждого возрастного отрезка детей до 7-ми лет есть свои особенности познания и восприятия мира, что нужно учитывать при анализе готовности ребенка к обучению чтению. Но, так как каждый ребенок индивидуален, то эти особенности могут быть в разной степени выделены для конкретного ребенка.

Давайте посмотрим на то, каким образом характеризуют различные периоды психологи и педагоги.

2-3 года – это возраст, когда ребенок начинает по-другому смотреть на окружающий мир. В его жизнь врываются новые цвета, формы, звуки. Именно в этом возрасте ребенок еще достаточно непосредственно будет реагировать на все свои ошибки, будет пытаться их исправить, следуя за своей природной любознательностью.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Ребенок в 2-3 года раскрывается для полноценного общения со взрослыми и готов впитывать все, что они предложат ему. Но буквы в этом возрасте чаще всего представляются чем-то непонятным и скучным. Донести суть этого навыка малышу достаточно сложно. Обучение в данном возрасте целесообразно начинать только в том случае, если ребенок сам интересуется книгами и буквами.

4-5 лет – возраст, когда ребенок уже не просто изучает мир, а начинает его анализировать. Интерес к свойствам предметов, попытки изменения окружающего мира воздействием. Именно в возрасте 4-5 лет ребенок может начинать осваивать чтение не только механически, но и понимая написанное. Если малыш проявляет интерес к книгам и буквам, то это самое время начинать небольшие занятия по 5-10 минут. Легкая, непринуждённая игровая обстановка позволит преподнести и открыть перед ребенком волшебный мир книг.

6-7 лет. Именно этот возраст считается оптимальным для изучения ребенком навыка чтения. По мнению психологов, именно в возрасте 6-7 лет происходит активное развитие восприятия, памяти и внимания. Именно в этом возрасте у ребенка появляется осознанное желание учиться. Появляется возможность воспринимать знания в организованной форме.

Эти возрастные рамки выделяют физиологи, психологи и педагоги, но они являются лишь усредненными показателями, которые могут подходить ребенку не в полной мере.

Каждый ребенок индивидуален и обладает своей скоростью развития и познания мира. Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов, то вы можете попробовать. Но, если вы столкнётесь с полным отсутствием внимания и желания изучать буквы и чтение у ребенка до 5-ти лет, то не нужно его заставлять, лучше отложить этот процесс.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как себя вести родителю, чтобы ребенку нравилось читать? Чего ни в коем случае делать нельзя?

Евгения Кац

Не возьмусь давать универсальных советов. Могу поделиться некоторыми нашими книжными привычками. Мои дети очень любят читать книги, сидя у меня на коленях, получается такое особое время близости с мамой, когда она ни на что другое не отвлекается.

В самом начале или когда мы в первый раз берем сравнительно сложную для восприятия книгу, я не читаю текст целиком. Мы обсуждаем картинки, ведем диалоги и играем с нарисованными персонажами. Например, младший примерно с полутора лет очень любит кормить трех поросят нарисованными в рамке ягодами или загораживать ладошкой дорогу машинам и поездам, живущим на книжных страницах, они должны говорить «би-би» и умолять пропустить их. Я пересказываю и разыгрываю сюжет. Это касается именно малышового чтения от года до двух, когда ребенок только знакомится с текстами.

Мы очень любим устраивать игры по книжкам – с игрушками или сами перевоплощаемся в знакомых персонажей. Простейшие игры такого рода вполне доступны примерно после полутора лет ребенка, а иногда и раньше, особенно если есть старшие дети, за которыми младшие радостно повторяют все подряд, как уж могут.

Я часто делаю паузы в знакомых текстах – дети, даже если еще совсем плохо говорят, обычно превосходно все помнят. Иногда они все-таки стараются произнести нужное слово, и сами ужасно горды и рады, когда хоть как-то получается. Если получается что-то не то или ребенок молчит, я никогда не исправляю и не понукаю, просто сама произношу нужный вариант.

Ну, о том, что чтение должно быть выразительным, можно было и не писать, наверное, скажу только, что и тут главное – расслабиться и получать удовольствие. Ну здорово же иногда попищать и побасить, побегать пальцами по страницам, потянуться, показывая что-то «большое-пребольшое» и посмеяться вместе с ребенком. Мне всякая такая театральщина очень помогает пережить тысячу прочтений «Репки» и две тысячи исполнений стихотворения про девочку Марину и ее машину.

Чего не делать? Конечно, не заставлять слушать книги под угрозой наказания или за какое-то поощрение. Уж лучше вообще не читать, чем заменять внутреннюю познавательную мотивацию ребенка внешней. Скажу страшное: чтение – не самое главное в жизни. Я научилась читать в 2,5 года и с тех пор читаю практически беспрерывно. Но я думаю, что мои дети имеют право не любить читать. Может быть, у них будут совсем другие увлечения. Но пока им нравится.

Наталья Медведь

Читайте также:  ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж

Чтобы ребенку нравилось читать, в первую очередь должно нравиться читать родителю. Если вы с удовольствием читаете – малыш с удовольствием слушает. Конечно, он растет, и у него неизбежно будут периоды, когда не хочется слушать: то он научился прыгать и ему некогда сидеть, то он научился собирать конструктор и ему скучно не крутить ничего в руках. Но если в семье сложилась традиция чтения вслух, родители практически никогда не услышат «нет» в ответ на предложение почитать книжку.

Разные правила – результат попыток манипулировать детскими предпочтениями: ты плохо себя вел, я не буду тебе читать; если хочешь посмотреть мультики, прочитай главу до конца; я не верю, что ты сделал уроки, прочти мне параграф вслух. Это тупиковый подход. Только увлеченный ребенок-читатель не сломается в таких условиях и продолжит любить книги. Лучше просто помнить, что заставить любить невозможно, можно только показать, что такое любовь. Читайте детям с любовью.

Елена Иванова

Пробуйте создавать вокруг чтения атмосферу, семейную традицию. Думаю, читающие родители – важное условие для воспитания читающего ребенка.

И, конечно, важно не превращать чтение, как говорил Пеннак, в орудие педагогической пытки. Все должно быть естественно. Если ребенок листает страницы туда-сюда или неожиданно вскакивает, то не нужно его ругать и заставлять читать.

Несколько рекомендаций

Запомните: чтобы у ребёнка было желание читать, в вашем доме всегда должны быть книги, которые ему интересны. К таковым можно отнести сказки и детские рассказы, книги о космосе, динозаврах, машинах, самолётах, животных и т.д., всевозможные энциклопедии и развивающие книги.

Каждый раз, когда ребёнок читает, хвалите его, вознаграждайте небольшими подарками, рассказывайте о его успехах всем, кто приходит к вам в гости. Если ребёнок уже ходит в школу, введите в правило хотя бы час совместного чтения во время каникул и выходных.

Однако не принуждайте ребёнка читать долго и без перерывов, ведь чтение является настоящим трудом. Если малыш устал, пускай сделает перерыв или продолжит чтение на следующий день. Если ему неинтересна одна книга, пусть выберет другую. И всегда после того, как ребёнок что-то прочитал, спрашивайте у него, о чём был текст и что он смог из него усвоить и почерпнуть.

И ещё один хороший совет: друзьям, родным и самому ребёнку обязательно дарите на праздники книгу (она может быть в числе других подарков), а также объясняйте, почему вы это делаете – рассказывайте о значении и ценности книг в жизни человека.

И напоследок: если даже при наличии в доме множества книг и другой литературы ваш ребёнок так и не проявляет интереса к чтению, подумайте о том, что вы сделали или делаете, чтобы ваш сын или дочь хотели читать. Но, пожалуй, самый главный вопрос состоит в том, когда вы сами последний раз садились за книгу?

Читайте сами – и ваш ребёнок будет читать вместе с вами!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Гленн Доман «Гармоничное развитие ребёнка» — краткое содержание
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Как научить ребенка читать быстро и правильно
  • Как мотивировать ребёнка к чтению?
  • Как научить ребенка читать
  • Развитие коммуникационных навыков у детей
  • Оскар Бренифье. Серия книг «Давай обсудим»
  • Как научить ребенка читать по-английски

Ключевые слова:1Дети

Правило №«Свободу попугаям»!

Допустим, вы воспользовались предыдущими советами, и научились легко и эффективно взаимодействовать с малышом. Возникает серьезный соблазн злоупотребить новым навыком, не правда ли? Действительно, раз вы теперь умеете договариваться, почему бы не убрать разом из вашей жизни все неудобные моменты? И родители начинают строго регламентировать жизнь ребенка: «туда не ходи, убери, закрой, прекрати, рисуй, чисти зубы, ешь кашу, спи…»

В условиях такой тотального диктатуры ребенок очень быстро начинает воспринимать слова родителей как «белый шум». И не потому, что он сознательно бунтует против родительского авторитета, а потому что это противоречит сущности ребенка и вообще – человека. Задавайте ребенку рамки, но в их пределах позволяйте исследовать и экспериментировать!