Как легко научить ребенка читать по слогам: важные советы

Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком.

Когда приступать

Родители хотят знать, когда ребенок должен учиться читать. Всё индивидуально: одни дети с легкостью соединяют буквы в слитные слоги, другим это дается с трудом. Но определенные сроки есть: нужно познакомиться с буквами до школы. Программа обучения рассчитана на то, что знакомство с книгами идёт в школе, но темп изучения и учебники не предназначены для начинающих. Тексты большие, отрабатываются скорость, техника, понимание смысла. Базовые навыки лучше получить в дошкольном возрасте, иначе можно отстать от программы.

На что обратить внимание

С ребенком необходимо выработать определенную технику, благодаря чему он сможет быстро освоить чтение. Следует обратить внимание на развитие антиципации, когда во время чтения человек уже предугадывает дальнейшее развитие событий. Если для взрослого такая методика является нормой, то ребенок может просто не понять, о чем он читает.

Кроме того, необходимо сформировать у малыша интерес к чтению. Для этого нужно выбирать книги на те темы, которые интересны ребенку.

Не менее важным занятием является развитие мелкой моторики, чтобы подготовить пальчики ребенка для дальнейшего письма. На сегодняшний день существует множество методик, направленных на развитие мелкой моторики.

Несколько простых советов по развитию речи

Перед тем, как научить читать ребенка, нужно помочь ему начать говорить. В первую очередь необходимо стимулировать малыша на полное произношение слова, почаще спрашивать, как называется тот или иной предмет. К двум годам жизни словарный запас ребенка должен пополниться на 250 слов, хотя эта цифра все же очень индивидуальна, и если кроха говорить будет меньше, расстраиваться не стоит. Девочки начинают активно общаться намного быстрее мальчиков, этот фактор тоже следует учитывать. Следующие моменты обязательно нужно принять во внимание при развитии речи у малыша.

  • Очень важно разговаривать с ним с первого дня его рождения, следует описывать все действия, которые совершаются родителями. Можно называть предметы, когда варится обед, рассказывать малышу, куда держат путь родители и что интересного он может увидеть. Каждый раз следует закреплять результат и повторять постоянно увиденное, называть предметы по несколько раз.
  • Знакомить кроху со звуками тоже следует с первых дней, как звучит машина, как воет ветер, как поет птичка, как скачет лошадки и т.д. Если малыш начинает повторять, необходимо поддерживать его, почаще хвалить.
  • Мелкая моторика рук связана с речью, это было не раз доказано учеными, поэтому не запрещайте играть малышу с горохом, пуговицами, фасолью, монетками. Конечно, только в присутствии взрослых. Ребенок будет с удовольствием пересыпать мелкие предметы из одной баночки в другую.

Помочь малышу с развитием речи очень важно, но стоит делать это правильно, чтобы он всегда чувствовал себя комфортно. Результат не заставит себя ждать.

Как понять, что кроха готов?

На сегодняшний день существует множество методик, которые позволяют обучить ребенка чтению в домашних условиях. К ним можно отнести бархатные буквы Марии Монтессори, онлайн-тренажер таблицы Шульте, метод Домана, Тюленева, а также кубики Зайцева. Это лишь некоторые из программ, ведь перечислять их можно довольно долго. Обучать карапуза дома или отдать его в специальную развивающую школу – это выбор родителей.

Важно понимать, что перед началом обучения чтения следует убедиться в том, что мальчик или девочка действительно готовы к этому непростому делу. Как же это сделать? Здесь следует учитывать несколько факторов:

Как понять, что кроха готов?
  • Умение хорошо говорить и составлять предложения.
  • Отсутствие проблем со слухом.
  • Правильное произношение звуков.
  • Понимание направлений: вверх-вниз, вправо-влево.

Многие дошкольники сами проявляют заинтересованность к книгам. На этом этапе главная задача родителей -поддержать свое чадо и научить кроху читать.

Тест на готовность к обучению

Необучаемых детей в природе не существует. Просто к каждому ребенку нужен свой подход и для каждого урока – свое время. Согласитесь, даже кушать и одеваться самостоятельно все малыши начинаю не в одном и том же возрасте. Кому-то навыки самостоятельности даются легко и в 1,5-2 года, а кто-то с трудом осваивает их и в три. Так же дело обстоит и с мышлением. Сегодня никого уже не удивляют дети, которые бодро читают в 3 года, наизусть рассказывают стихи Пушкина в 2 или которые легко справляются с математическими примерами для первого-второго класса в 4-5 лет.

Но как узнать, когда ребенок уже готов к обучению и с ним уже стоит начать заниматься? Чтобы ответить на этот вопрос, совсем необязательно ходить к детскому психологу. Родители могут узнать это, ответив сами себе на некоторые вопросы.

Тест на готовность к обучению
  • Что ребенку нравится больше – слушать, как ему читают сказки или играть самостоятельно?
  • Что его интересует в книжках: текст или картинки?
  • Заглядывает ли он в книжки и журналы, когда их читают родители и интересуется ли их содержанием?
  • Любит ли малыш фантазировать и сочинять разные истории?
  • Хорошо ли он говорит и умеет ли правильно строить предложения?
  • Может ли ребенок повторить прочитанный родителями текст?
  • Много ли времени кроха проводит за рассматриванием картинок в книге и не пытается ли по ним «прочитать» знакомую ему сказку?
  • Есть ли у него желание изучать буквы, и если он их уже знает, то пытается ли соединить их в слоги?
  • Если малышу предложить посмотреть мультфильм или почитать новую книгу, выберет ли он книгу?
  • Как относится ребенок к книге – бережно и с любопытством или равнодушно?
  • Понимает ли ребенок, что, к примеру, слова «гриб» и «грипп» или «кот» и «код» не просто имеют разное значение, но и звучат по-разному?
Читайте также:  5 эффективных способов привить любовь к чтению

Ответив положительно на 8 из 11 вопросов, приступайте к обучению ребенка. И неважно, сколько ему исполнилось лет – 2 или 5. Правда, единственной преградой между чтением и малышом может стать плохое и нечеткое произношение звуков некоторых букв, и тогда родителям необходимо будет обратиться к логопеду. Но учиться читать по слогам вполне возможно и одновременно с занятиями у специалиста. Просто начните с тех букв, произношение которых легко даются ребенку.

Учимся в процессе игры

У каждого ребенка есть свои любимые игры и игрушки. Используйте их в качестве инструментов для обучения.

  • Напишите на бумаге или картоне буквы яркими фломастерами. Расставьте их в ряд и организуйте гонки машинок, просите ребенка называть букву, к которой приехала первая машина. Периодически меняйте карточки местами, чтобы малыш запоминал именно буквы, а не их расположение. Важно правильно произносить название букв, говорит «С», а не «ЭС» и так далее. Ребенок должен понять, как произносить букву, чтобы правильно читать слово.
  • Купите упаковку воздушных шариков и напишите на них буквы и слоги. Шары разбросайте по комнате и просите ребенка находить те, на которых написаны известные ему буквы. Сами называйте слоги и буквы, которые ему еще неизвестны. Обязательно хвалите малыша за правильные ответы.
  • Нарисуйте замок принцессы, а к нему мост из букв. Объясните, что спасти девушку от чудовища можно, только пройдя через мост. Для этого надо называть буквы, из которых он состоит. Девочкам понравится такая игра, они охотно помогут спасти принцессу.
  • Придумайте короткие стишки-загадки про буквы. Рассказывайте их малышу, чтобы он отвечал на вопросы. Это поможет правильно понять написание буквы и разовьет мышление. Например, «И на круг, и на колесо похожа очень буква….О»
  • Выучить буквы и правильно составлять из них слова подойдут кубики. В магазине игрушек продаются наборы кубиков с буквами, яркие цвета и интересные картинки которых обязательно заинтересуют детей. Кроме того, из кубиков можно строить башенки-слова.

Игру для ребенка стоит придумывать исходя из его особенностей и восприятия. Некоторые дети хорошо воспринимают зрительную информацию, чтобы научить такого ребенка читать, выбирайте игры с карточками, алфавитным печеньем и воздушными шарами. Яркие буквы в алфавите, большие надписи на рекламных щитах, предметы, похожие на буквы, все это привлечет внимание малыша.

Есть дети, у которых звуковое восприятие развито сильнее остальных. С такими детьми-аудиалами нужно заниматься с помощью стишков и песен. Для кинестетически ориентированных малышей во время игр используйте собственное тело, чтобы позой изобразить буквы. Им, как правило, нравится повторять форму буквы, поэтому такие дети достаточно быстро учатся писать.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

С чего начать?

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

Читайте также:  Взросление сына: стадии родительского авторитета

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

С чего начать?

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Как научить ребенка читать

Совет 1. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 2. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. Не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 3. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 4. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам — то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Как научить ребенка читать

Совет 5. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться, например, кубиками Зайцева или Букварем Жуковой. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 6. Когда ребенок понял принцип чтения по слогам и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основная ошибка на данном этапе: когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 7. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 8. Всегда следите за количеством информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

Совет 9. Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтобы вас похвалили за трудно-выполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение — это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 10. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное — разнообразие цвета и шрифта.

И напоследок самое важное предостережение:

Как научить ребенка читать

Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы — выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет.

Читайте также:  Аспиратор для новорожденных: учимся чистить носик

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Facebook Вконтакте OK Яндекс Twitter Telegram

Общие принципы

Для начала нужно изготовить самостоятельно либо приобрести карточки со слогами (гласные обозначаются красным цветом, согласные – синим, буквы Й и Ъ белым). Заменить их можно кубиками со слогами либо магнитным алфавитом.

Как научить детей читать по слогам – пошаговая инструкция:

  1. Сначала учат гласным, при этом они обязательно произносятся длинно, нараспев (а-а-а, о-о-о, у-у-у и так далее).
  2. Затем приступают к освоению согласных – сначала изучаются твердые звонкие согласные (М, Л), затем глухие и шипящие (Т, Д, Ш, Щ).
  3. Когда звуки освоены, можно переходить к несложным слогам, например, МА, ПА, БА. Здесь работает метод «дорожки», то есть буквы «бегут» друг к другу, сливаясь в единое целое. Далее переходят к более сложным слогам – ТЭ, ДО, ЩА (то есть с глухими и шипящими согласными). На следующем этапе изучаются слоги с гласной впереди (АТ, АШ и т.д.)
  4. После уже можно приступать к чтению несложных слов (МАМА, ПАПА и т.д.)

Еще один эффективный способ, как научить детей читать по слогам, – игра «Пошаговая перемена», где заданное слово нужно превратить в другое, меняя одну букву так, чтобы получилось новое существительное в именительном падеже. Например, нужно превратить «реку» в «море» или «море» в «сушу».

С карточками рекомендуется приобрести классический «Букварь» Н.С. Жуковой. Желательно купить и другие детские книжки, где слова разделены на слоги.

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.

  • Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.

Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.

Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой.

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?
  • Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.

Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».

  • Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
  • После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
  • Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
  • После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
  • Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
  • Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
  • Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.

Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.