Как делать с ребенком уроки – советы родителям

Все родители с нетерпением ждут, когда их кроха сделает первые в своей жизни шаги. Одни дети осваивают этот навык к 9 – 10 месяцам, другим требуется больше времени. Как научить ребёнка ходить самостоятельно? В этом обзоре вы узнаете всё о подготовке малыша к первым шагам, а так же, как развить его заинтересованность в хождении без помощи посторонних.

Подробный обзор

Физиологическая норма: где ее искать

Поворот со спины на живот или наоборот с животика на спинку является важнейшим навыком, развивающим мышцы спины и плечевого пояса и способствующим первым попыткам самостоятельного сидения. Однако, в первую очередь, ребенок должен твердо держать головку лежа на животе (это происходит в возрасте трех месяцев), чтобы к четырехмесячному возрасту полностью освоить «крутой» поворот. Важно понимать, что точного срока в этом явлении нет: каждый малыш развивается индивидуально и по-разному, в промежутке между тремя и пятью месяцами. Многое зависит от состояния мышц и телосложения – так, худенькие малыши, как правило, начинают переворачиваться ранее своих более «пышненьких» сверстников.

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  1. Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  2. В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  3. В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  4. После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  5. В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  6. На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).
Как научить ребенка разговаривать

Вам может быть интересно: Что такое моббинг и как с ним бороться

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Когда ребенок начинает говорить — это значительно облегчает жизнь молодым родителям

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Как научить ребенка разговаривать

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

С навыком речи ребенок переходит на новый уровень развития

Оптимальный для обучения возраст

Развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому не нужно сравнивать собственного с другими. Дети учатся переворачиваться в период с 2 до 6 месяцев. О возможности обучения стоит судить по общему физическому развитию малыша.

Массаж спины и конечностей способствует тому, чтобы научить ребенка переворачиваться

Оптимальный для обучения возраст

Если в 2 месяца кроха уже сам держит головку, то можно поучить его переворачиваться на бок, но понятно, что полноценные перевороты для него еще сложны. Начинать обучение лучше с 3-х месячного возраста. Мышечный аппарат малыша достаточно развит, чтобы перевернуться на животик, поэтому усилия будут минимальными. Но если 3-х месячный младенец еще плохо удерживает головку, а его координация движений полностью не налажена, стоит отложить занятия и обратиться к неврологу.

Читайте также:  Всегда ли опасна желтуха у новорожденных?

В возрасте 5-6 месяцев крохе и вовсе под силу более сложные движения, например, сделать переворот на спину. Начав обучение, не нужно торопить младенца. Результат будет, но не сразу.

Как научить ребенка сидеть: а надо ли учить сидеть?

Первый вопрос, на который нужно самой себе ответить, обучая чему-то своего малыша: «А зачем всё это ему  и мне нужно?» И только второй вопрос, который надо себе задать: «А как это делается?».

В этой статье я отвечу подробно на эти два вопроса по отношению к овладению ребенком умением сидеть.

А зачем всё это, или нужно ли учить ребенка сидеть?

Сидение – это действие, которому ребенок обучается после активного ползания. Очень часто взрослые стремятся, чтобы малыш как можно раньше сел. А однажды побывав на курса в одном австралийском он-лайн институте я с  удивлением услышала совет обложить малыша подушками чтобы он пораньше сел.

Правильно ли это? Нет! Так делать категорически нельзя! Хотя Интернет пестрит советами типа « усаживайте малыша в подушки» или «облокачивайте его на спинку дивана, пока не научится сидать сам!». А ведь это – прямо путь к … болезням ребенка, причем очень серьезным. И проявятся они не сейчас, а намного в более позднем возрасте. Спешить не нужно – природой всё очень точно продумано, и всему есть свой срок и своё время.

Главное движение, нужное малышу для полноценного развития –это не сидение, а ползание. Именно активное ползание готовит ребенка и к сидению, и к стоянию, и к ходьбе и способствует гармоничному физическому развитию ребенка. И тогда сидение возникает само по себе природно тогда, когда мышцы  и весь организм  ребенка будут готовы к этому. Раннее сидение (когда организм ребенка еще не готов к нему)  не способствует будущему здоровью ребенка, хотя и умиляет многих взрослых. Когда организм малыша будет готов  — ребенок сядет сам!

Очень важно научить малыша правильно ползать – то есть ползать на четвереньках, а не подтягиваться на руках. При подтягивании в ползании участвуют только руки, а ноги в результате  —  слабые.

Как стимулировать ползание ребенка как основу для дальнейшего овладения сидением:

1)      Ползание за игрушкой, положенной на расстоянии от ребенка на полу.

2)      Игра «Догоню – догоню» с увеличением скорости ползания,

3)      Ползание через препятствия (валик, подушка), с огибанием препятствия, стоящего на пути к игрушке (например, низкая скамейка).

4)      Упражнение для развития ползания «Лягушка».  Ребенок лежит на животе ногами к маме. Мама держит – фиксирует стопы малыша с их тыльной стороны так, чтобы ее указательный палец был между стопами (обхват двух стоп с тыльной стороны, указательный палец между стопами малыша).

Затем мама сгибает и разгибает ножки ребенка —  движения как будто лягушка плывет – в коленных и тазобедренных суставах. Делаем несколько таких пассивных движений. После этого придерживаем ножки ребенка в положении сгибания и даем этим ему возможность самому оттолкнуться до разгибания ног и продвинуться вперед. Для стимулирования нового отталкивания кладем впереди ребенка привлекательную для него игрушку.

Как только малыш начнет сам активно ползать упражнение можно не делать а предоставить ему пол для передвижения.

Упражнение развивает мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Что происходит, если мы раньше времени усаживаем ребенка и стимулируем сидение?

Слабые мышцы спины ребенка легко утомляются. Ребенок сильно сутулится и начинает опираться грудной клеткой на живот чтобы распределить нагрузку. Так происходит тогда, когда мы усаживаем ребенка, а его мышцы к этому положению тела еще не готовы!

Ребенку не нужна опора для спины. Когда он будет готов, он сядет сам, причем с прямой спинкой. А если устанет — то сам изменит позу тела на более удобную. В этом плане дети гораздо более природны, чем взрослые и сидеть в неудобной позе сами не будут.

Вывод:

— Именно активное ползание помогает ребенку в дальнейшем активно садиться и вставать и готовит к этим видам движений. Поэтому нужно стимулировать не сидение, а активное ползание. И дать дома малышу простор для ползания на полу и возможность  доползти по полу до игрушки, положенной на расстоянии от него или к источнику интересного звука. Причем нужен малышу для ползания именно пол, а не манеж или диван.

— Главная задача в возрасте 6-10 месяцев – с помощью ползания укрепить все мышцы ребенка для того, чтобы в дальнейшем он мог легко сидеть, стоять, ходить.

Как вести себя с ребенком

  • Когда мама делает уроки с ребенком, она старается контролировать чуть ли не каждое движение руки. Этого делать не следует. Полностью контролируя ребенка, вы лишаете его возможности стать самостоятельным и снимаете с него ответственность. Не забывайте, что главная задача родителей делать уроки не за ребенка, а вместе с ним. Школьника необходимо научить самостоятельности, так ему будет легче управляться не только с домашними заданиями, но и с учебой в школе. Не бойтесь оставить его самого, займитесь делами, пусть малыш зовет, когда у него возникнут трудности.
  • Старайтесь ничего не решать за ребенка. Чтобы он мог справляться с заданиями сам, научите его ставить правильные вопросы. Например: «Что нужно сделать, чтобы это число разделить на три?». Правильно ответив на вопрос, ребенок ощутит подъем и радость от того, что сумел самостоятельно выполнить задание. Это поможет ему найти собственные методы работы.
  • Полностью оставлять ребенка без внимания нельзя. Оставшись с уроками один на один, он может застопориться на каком-то задании, не продвигаясь дальше. К тому же, дети нуждаются в одобрении того, что они сделали. Им необходим человек, который будет подпитывать их веру в собственные силы. Поэтому не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и не наказывайте за неудачи. Излишняя строгость и требовательность не приведет к положительным результатам.
  • Не нужно заставлять ребенка переписывать все задание, если найдете в нем не слишком серьезные ошибки. Лучше научите малыша аккуратно их исправлять. Также не стоит заставлять ребенка всю работу выполнять на черновике, а потом уставшего допоздна ее переписывать в тетрадь. В таких случаях новые ошибки просто неизбежны. В черновиках можно решить задачу, посчитать в столбик или потренироваться в написании букв, но не делать все упражнение по русскому языку.
  • В совместной работе над уроками важен психологический настрой. Если вы с ребенком долго сидите над заданием, но не можете с ним справиться и начинаете повышать голос и раздражаться, стоит сделать перерыв и вернуться к заданию позже. Не нужно кричать, настаивать на своем и заставлять малыша повторять. Выполнение уроков может превратиться в источник напряжения. Ребенок начнет испытывать перед вами вину и, боясь вас снова разочаровать, потеряет желание делать домашние задания.
  • Если ребенок не делает уроки самостоятельно, а вы не можете постоянно находиться рядом, постарайтесь с ним договориться, например, что он сам почитает и сделает простые задания, а вы, придя домой, проверите выполненное и будете находиться рядом, когда он станет доделывать остальное. Постепенно начинайте поручать ему все большие объемы работы.

Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

Как помочь малышу ползать

Рекомендации как помочь ребенку научиться ползать на четвереньках и что нужно сделать?

Дайте ребенку достаточно времени полежать на животике

Как помочь малышу ползать

Хотя младенцы всегда должны спать на спине, полезно давать им немного времени полежать на животике каждый день, пока они бодрствуют. Когда ваш ребенок лежит на животе, он тренируется поднимать голову, что укрепляет его туловище и спину и заставляет его конечности двигаться свободно. Оба эти упражнения помогают накачать мышцы, необходимые для ползания.

Некоторым младенцам не нравится проводить время с лежа на животе, особенно поначалу. Если ваш малыш кричит или протестует, попробуйте делать это короткими интервалами и по несколько минут за раз. Вы также можете сделать игру на полу более увлекательной, предоставив им несколько минут в разных положениях, включая бока, спину и живот. И, наконец, попробуйте приклеить животик: лягте на спину и положите ребенка себе на живот, чтобы вы могли смотреть на его лицо, пока он тренируется поднимать голову.

Сократите время в ходунках

Младенцам, которые не проводят много времени на полу, может потребоваться больше времени, чтобы развить силу, необходимую для ползания. Несмотря на то, что детские качели, ходунки, шезлонги и другие детские сиденья являются отличным способом удержать ребенка в безопасном ограниченном пространстве, нахождение его на полу побуждает его исследовать предметы и двигаться.

Как помочь малышу ползать

Дайте ребенку дополнительную мотивацию

У младенцев уже есть инстинктивное стремление к движению, но вы можете сделать его немного захватывающим и мотивирующим, дав им то, к чему можно стремиться.

Попробуйте положить их любимую игрушку на пол во время положения на животе, но держите игрушку вне досягаемости. Это заинтересует их и даст им цель, ради которой они пытаются двигаться. Еще одна хитрость – поставить перед ребенком на пол зеркало. Когда младенцы видят свое отражение в зеркале, это может побудить их скакать, а затем постепенно подползать к объекту.

Они, вероятно, попробуют несколько творческих способов добраться до игрушки, например, кататься и растягиваться. Возможно, вам будет сложно не помочь им, но если вы сможете устоять перед соблазном пододвинуть игрушку поближе, вы можете быть удивлены, насколько терпеливыми они могут быть, работая над решением проблемы самостоятельно.

Как помочь малышу ползать

Обеспечьте им удобное пространство для изучения

Обустройте на полу места с интересными игрушками и вещами, которые можно будет безопасно исследовать и учить ребенка ползать на четвереньках. Если у вас пол без коврового покрытия, вы можете помочь ребенку начать бегать по полу немного раньше, надев ему штанишки. Одежда на гладкой поверхности поможет им двигаться с меньшим трением, что немного облегчит им начало работы.

Читайте также:  Ротавирусная инфекция у ребенка. Симптомы и лечение ротавироза

Встаньте на пол и ползите вместе с малышом

Ребенок может начать ползать раньше, если вы или старший брат или сестра встанете с ними на пол во время пребывания на животе. На самом деле, даже если ребенок видит свою любимую игрушку в нескольких сантиметрах от него, он может не знать, как начать бегать или ползать. Но если вы покажете им, что делать, они могут имитировать ваше движение и попытаться подползти к объекту.

Как помочь малышу ползать

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Как помочь ребенку переворачиваться с живота на спину?

Такой переворот – один из самых легких. Этот барьер вполне по силам ребенку 4-5 месяцев. Он уже уверено держит головку, опирается на предплечья, реагирует на яркие предметы и готов освоить методику переворотов.

План действий

Как стимул и вознаграждение за труды необходимо использовать яркую игрушку.

  1. Положите малыша на живот, сделайте легкий массаж, приласкайте. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении.
  2. Положите предмет, который привлечет внимание крохи на расстоянии 40-45 см от малыша.
  3. Малыш среагировал на игрушку и начал к ней тянуться? Аккуратно помогите ему сделать переворот.
  4. Повторить упражнение 4-6 раз в разные стороны.

Важно!Нельзя делать гимнастику сразу после кормления, нужно подождать минимум 30 минут. Идеальное время – через час после кормления.

С одним ребенком достаточно провести упражнение 2 раза, и он усвоит этот навык. Другому потребуется неделя тренировок. Поэтому взрослый должен проявить терпение. Недопустимо ругательство, критика. Даже такому малышу понятно настроение мамы или папы и негатив не прибавит успеха. Спокойно показывайте навык столько раз, сколько потребуется. Идеально, если упражнения буду происходить под веселую музыку в пик наибольшей активности ребенка. Не забывайте хвалить малыша после каждого удачного переворота. Эти упражнения должны вызывать только приятные ассоциации и положительные эмоции и у ребенка, и у взрослого.

Почему малыш не начинает ходить

Помним, что все дети развиваются в индивидуальном темпе. Что-то зависит от темперамента ребенка, что-то от генетики, что-то от психологического настроя.

Вы переживаете, почему ребенок все никак не сделал первые шаги, спросите у своих родителей, а во сколько это сделали вы. Возможно, вы тоже не торопились.

Спокойные, медлительные дети с задатками меланхоликов или флегматиков начинают ходить чуть позже. И это не показатель их отставания в развитии, а просто проявления темперамента.

Крупные малыши позже начинают ходить. Ведь их позвоночнику нужно больше времени, чтобы окрепнуть и выдерживать повышенные нагрузки.

Иногда причина в долгом отсутствии первых шагов кроется в том, что ребенок боится ходить. Страх развивается на фоне неудачных попыток. Старайтесь быть всегда рядом с малышом, пробующим самостоятельно ходить, чтобы он избежал серьезных травм.

Когда действительно с ребенком что-то не так:

  • когда малыш ходит у опоры или за ручку с вами, он делает это на цыпочках;
  • после 1,5 лет карапуз даже не пытается начать передвигаться самостоятельно.