Игровые приемы развития моторики у детей

Когда в семье появляется малыш, родители стараются окружить его заботой и вниманием. Но иногда забывают, что ребенок нуждается не только в уходе с точки зрения физиологии.

Что необходимо для развития моторики и речи

Уровень развития речи зависит от степени сформированности мелких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а следовательно развитие мышления ребенка.

Для чего нужен пальчиковый массаж?

На пальчиках малыша расположены рецепторы, которые связаны с отделами головного мозга, отвечающими за развитие памяти и речи у ребенка.

Во время массажа у крохи активизируются речевые центры нервной системы. Развивая таким образом интеллект малыша, вы, к тому же, оказываете положительное воздействие на весь его организм. Массаж пальчиков можно делать с первых дней жизни и ежедневно. Тактильная гимнастика, во время которой мама прикасается к ручкам ребенка, укрепляет их особую связь.

Малышам до года должны помочь родители. Начните массаж с нежного поглаживания ручек ребенка. Это поможет ему расслабиться и настроиться на массаж. После, помассируйте пальчики. Первым — мизинец, а за ним, по очереди, остальные. Делать это нужно круговыми движениями от основания к подушечке. Сначала одну ручку, потом вторую. Продолжить можно легкими постукиваниями пальцев по детской ладошке и вернуться к поглаживаниям. После, можно повторить и с ножками.

Что такое мелкая моторика

Умение выполнять точные движения пальцами ручек и ножек у малышей часто называют ловкостью. После рождения у младенца уже проявляется признак мелкой моторики, когда он цепко хватает ручонкой мамин палец. С возрастом такие действия проявляются более осознанно: малыш начинает захватывать игрушки, цепляться за спинку кроватки, чтобы подняться, и т.п. Навыки письма, лепки и рисования у ребенка дошкольного возраста и ученика тоже входят в понятие мелкой моторики пальцев.

Нервная, костная и мышечная системы малыша с момента появления на свет координируют развитие его мелкой моторики. Пронаблюдав динамику изменений двигательных действий пальцев рук и ног у младенца, можно увидеть, в какой тесной связи она находится с его общим развитием. Еще в грудничковом возрасте ребенок, двигая ручками и шевеля пальчиками, внимательно наблюдает за ними. В это время работают его зрение, внимание, восприятие и память. Со временем, благодаря запоминанию, малыш учится управлять движениями своих ручек.

Мелкая моторика младенца развивается не очень быстро, особенно первые месяцы после рождения. Она, как губка, впитывает и откладывает в уголках памяти все то, что потом ей пригодится: потянуться за предметом, крепко схватить его пальцами и даже ладошкой, притянуть к лицу, глазам, даже попробовать на вкус (особенно в момент прорезывания зубов). Это только первый опыт, но он очень ценен для младенца. Сложные действия он будет осваивать ближе к году.

Что такое мелкая моторика

Еще одна очень важная особенность мелкой детской моторики – тесная связь с речью. Это объясняется близким расположением моторного и речевого центров в головном мозге. Если развитие протекает гармонично, то малыш с активной мелкой моторикой довольно рано начинает говорить.

Читайте также:  Воспитание ребёнка в возрасте 11 лет. Что нам важно знать.

Совет. Это значит, что с первых дней жизни младенца необходимо обратить внимание на работу его опорно-двигательного аппарата, особенно рук и ног.

Развитие мелкой моторики у малыша

Этапы развития моторики. периодов, когда малыш учится перемещать предметы

Ниже приведены этапы развития моторики по месяцам роста ребенка. Так постепенно, от младенчества до двух, лет твой ребенок будет покорять способность брать и использовать предметы.

Ребенок учится хватать Этап развития наступает в возрасте от 2 до 4 месяцев.

В этом возрасте твой ребенок не просто может ухватиться за предмет, он намеренно складывает пальцы вокруг маленького предмета или игрушки, схватив их рукой.

Малыш научился поворачиваться, чтобы взять игрушку Этап развития наступает в возрасте от 2 до 4 месяцев.

Теперь, когда твой малыш видит любимую игрушку позади себя, он может повернуть свое тело и взять игрушку.

У ребенка развивается более сильная хватка кистью Этап развития наступает с 4 до 6 месяцев.

Ты замечаешь, что рука ребенка автоматически и сильно хватается при простом прикосновении к его ладони. Это просто срабатывает  его хватательный рефлекс. На этом этапе, однако, хватательный рефлекс ребенка развивается усиленно.

Учится отпускать предмет из руки Этап развития наступает с 5 до 6 месяцев.

В этом возрасте твой ребенок не может самостоятельно выпускать предметы из своей руки. Тем не менее, малыш может попросить взрослого помочь ему и забрать игрушку.

Ребенок учится перекладывать предмет из одной руки в другую Этап развития наступает с 5 до 7 месяцев.

Способность твоего ребенка перекладывать предметы из одной руки в другую становится немного более продвинутой. Ребенок перекладывает предмет прикладывая пустую руку к занятой.

Манипулирование и исследование предметов Этап развития наступает с 6 до 8 месяцев.

Теперь твой ребенок может крутить и поворачивать предплечье, сгибать и крутить запястье, чтобы брать свои игрушки. Теперь он может выпускать предметы более контролируя процесс, чем раньше.

Избавление ребенка от предметов становится осознанным и целенаправленным Этап развития наступает с 8 до 10 месяцев.

Теперь у твоего ребенка начинают развиваться новые навыки самостоятельного избавления. Ты можешь заметить, что он специально бросает предметы, поднимает их, а затем снова бросает их.

Ребенок учится складывать игрушки в большой контейнер или коробку Этап развития наступает с 9 до 10 месяцев.

В этом возрасте твой ребенок может положить свои игрушки в большой контейнер с полным контролем своих действий. Его навыки складывания еще не достаточно совершенны, чтобы точно положить их в небольшой контейнер.

Ребенок научился складывать игрушки в маленький контейнер или коробку Этап развития наступает с 10 до 11 месяцев.

Этот этап демонстрирует дальнейшее развитие навыков контролируемого самостоятельного складывания у твоего ребенка. Теперь малыш может положить маленький предмет в маленький контейнер, например в маленькую чашку или коробочку.

Ребенок учится складывать сразу несколько игрушек в контейнер или коробку Этап развития наступает с 12 до 13 месяцев.

Это очень похоже на предыдущий этап. Только теперь твой ребенок проявляет больше настойчивости и интереса, чтобы складывать мелкие предметы в контейнеры. Сейчас он учится убирать по крайней мере три объекта подряд!

Ребенок научился складывать любое количество небольших предметов в коробочку Этап развития наступает с 14 до 15 месяцев.

Теперь твой малыш должен будет уметь хватать. С настойчивостью твой ребенок может сложить по крайней мере шесть мелких объектов в коробочку. При этом малыш будет абсолютно контролировать свои движения.

Читайте также:  Как правильно держать новорожденного?

Ребенок кладет малюсенькие предметы в малюсенькие отверстия Этап развития наступает в возрасте от 15 до 23 месяцев.

Теперь начинается самое интересное! Навыки хватания и освобождения у твоего ребенка теперь настолько абсолютно контролируемы и точны. Так, что ребенок может поместить предметы размером с гранулы в узкое горлышко бутылки или другие крошечные отверстия.

Вывод про этапы развития моторики

Не стоит недооценивать ценность обучения контролируемого перемещения предметов для твоего малыша! Тем не менее, следует также отметить, что каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Самое главное, что ты понимаешь важность этапов развития моторики, и что ты и твой ребенок получаете удовольствие, достигая их! Мы надеемся, что эта статья про этапы развития моторики была тебе полезна.  Пожалуйста, поделись нашей статьей с другими, кому она может быть полезна

Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook ,  Вконтакте и Инстаграм  

Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.

С уважением, редакция женского сайта 

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Игра, сделанная родителями

Для любого малыша ценно то, что сделано его родителями, а для взрослых это значительная экономия бюджета, так как развивающие игрушки сегодня, при условии хорошего их качества, стоят не дешево.

Сделать игру «Шнуровка» своими руками не сложно. Все, что необходимо,  – это фантазия и желание порадовать, а вместе с тем и развивать вашего кроху. Для того, чтобы сделать такую развивающую игру своими руками, возьмите:

  • крепкий картон (лучше цветной);
  • картинку (лучше с любимым персонажем из сказки малыша или просто яркий рисунок бабочки, машинки и т. д.);
  • цветные карандаши;
  • дырокол;
  • клей;
  • шнурок (поищите яркий с нераспущенными кончиками).

Вырежьте из картона любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, ромб), который будет по размеру больше выбранной вами картинки. В центре приклейте изображение. А на оставшихся краях сделайте дыроколом отверстия. Цветными карандашами обрисуйте их или напишите цифры по порядку. Вот и все.

Игра «Шнуровка», сделанная своими руками, готова. Для детей постарше можно использовать вместо картона фанеру, только ее следует хорошо обработать, чтобы ребенок не поранился и не загнал занозу.

Что нужно для моторики рук для детей

Многие родители начинают заниматься с детьми примерно с 8-месячного возраста, однако это можно делать и раньше.

Важно! Не стоит забывать, что при всей значимости упражнений это всего лишь малыш. Поэтому нужно уметь делать скучные, монотонные упражнения интересными, веселыми.

Также важно выбирать задания с учётом уровня развития. Если в этом деле возникают сложности, то можно сходить на консультацию к педиатру, который ответит на все интересующие вопросы по поводу моторики.

Массаж ладоней

Что нужно для моторики рук для детей

Занятия, игры и упражнения

Врачи и педагоги рекомендуют следующие игры и упражнения:

  • Массаж ладоней. Это легкий и подходящий для любой возрастной группы способ развития ММ. Своим пальцем нужно водить по ладоням малыша, поглаживать их и массировать. Параллельно можно проговаривать слова пословиц.
  • «Ладушки» — знакомая многим детская игра. Она обучит самых маленьких выпрямлять пальчики и делать хлопки.
  • Рвать бумагу. Занятие подойдет для малышей с 7-месячного возраста. Нужно дать ребенку простые бумажные листки. Он с азартом изучит их, начнет мять и порвет.
  • Листать книгу. После 12 месяцев можно начать листать детские книжки с картинками или аналогичную печатную продукцию.
  • Бусы. Малышам нравится держать в руках небольшие вещи, что приносит пользу. Можно нанизывать бусины на нить или заменить их макаронами разной формы.
  • Вкладыши-миски. Из них правильно возводить башни, собирать как матрешку. Эта игра формирует понятие о размерности предмета.

Обратите внимание! Игры прекрасно развивают ММ и тактильные ощущения, главное — не лениться.

Самое эффективное средство

Такое легкое упражнение, как снятие и навинчивание крышек, улучшает ловкость пальцев. Нужно предложить ребёнку различные баночки, пузырьки, бутылки, и малыш с удовольствием этим займется.

Вырезание из бумаги

Также актуальны следующие методы:

Что нужно для моторики рук для детей
  • Шнурование. Тут не нужно никаких дополнительных предметов. Постепенно стоит обучать малыша одеваться. Пусть сам застегивает и расстегивает одежду. Это поможет не только в развитии рук, но и приучит к ответственности. Можно дать малышу какой-то старый башмак, который выполнит роль тренажера.
  • Лепка. Этим допустимо заниматься в любом возрасте. В качестве материала рекомендуется брать пластилиновую массу, глиняные составы, соленое тесто. Когда мама соберется что-то испечь, нужно подключить к процессу ребенка. Всем детям нравится готовить. К тому же у малыша появится чувство гордости, что он оказывает помощь старшему.
  • Рисование. Можно прорисовывать контуры, выполненные в виде пунктира, а также закрашивать картинки. Принесет пользу рисование на стенке, древесине, зеркальном покрытии.
  • Пазлы и мозаичные картины. Для детей 3 лет стоит выбирать пазлы и мозаичные узоры с большими элементами. Они отлично развивают воображение.
  • Вырезание. Рекомендуется купить детские мини-ножницы, клеевой карандаш, разноцветные бумажные и картонные листы и научить ребенка мастерить из них поделки. Нужно вырезать картинки, наклеивать, делать фигурки и т. п. Это развивает ММ и воображение, способности к творчеству.

Важно! Задания должны выполняться вместе с родителем, иначе малыш может проглотить какую-то мелкую деталь и подавиться. Во избежание травмы нужно следить за ходом процесса и предусмотреть любые случайности.

Заниматься следует систематически, ежедневно и вскоре можно заметить, что движения сына или дочери с каждым разом становятся все более обдуманными и гармоничными. Это будет большим плюсом перед отправкой ребенка в детский сад или школу.