Если у вас гиперактивный ребенок: рекомендации родителям

Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям

  • Разграничивайте, что «нельзя», а что «можно». Объясняйте что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Проявляйте последовательность и единство в воспитании. Если вы что-то не разрешаете, то все взрослые в семье должны придерживаться такой же позиции.
  • Проявляйте терпение, общайтесь с малышом спокойным тоном. Импульсивное поведение родителей, как правило, еще больше усугубляет ситуацию.

ВНИМАНИЕ! Не допускайте вседозволенности, но и не будьте слишком мягкими или слишком строгими!

  • Дайте крохе возможность выплеснуть свою энергию. Для этого используйте активные игры и упражнения. То, что чадо бегает, прыгает и шумно резвится – абсолютно нормальное явление.
  • Ограничивайте время использования компьютера и телевизора.
  • Учите карапуза доводить дела до конца.
  • Радуйтесь даже малым успехам малыша, не скупитесь на похвалу.
  • Используйте и пассивные игры, пытайтесь заинтересовать малыша, обязательно принимайте участие в них. Например, попросите малыша, чтобы он научил вас чему-нибудь, выполняйте устные указания ребенка, намеренно делайте с ошибками, затем попросите малыша, чтобы он вас исправил.
  • Признавайтесь в любви, обнимайтесь. Тактильный контакт и уверенность в своей нужности крайне необходимы карапузу.
  • Учите управлять своим гневом: «если ты хочешь бросаться камнями – не делай это возле людей, лучше бросай камешки в воду».
  • Соотносите ваши требования с возможностями крохи.
  • Следите за психологическим климатом в семье. В дружелюбной атмосфере, наполненной любовью и заботой, вырастают эмоционально здоровые дети.
  • Старайтесь распланировать вечером вместе с малышом все дела на следующий день.
  • Подавайте пример. Используйте слова «пожалуйста», «спасибо», «если тебе не трудно» и т.д.
  • Помните об особенностях вашего ребенка. Гиперактивный карапуз никогда не будет флегматичным и медлительным.
  • Научите малыша расслабляться. Прочтите ему сказку, сделайте ванну с пеной и т.д.
  • Используйте игры для улучшения внимания и усидчивости («найди отличия», «выбери лишний предмет» и т.д.) Постепенно усложняйте задачу.
  • Помогайте карапузу, однако не переусердствуйте, лишая его самостоятельности.
  • Развивайте мелкую моторику (собирайте пирамидку, лего, мозаику или займитесь оригами). Используйте методику Монтессори.
  • Старайтесь не переусердствовать с замечаниями. Это может усугубить проявление поведенческих особенностей крохи.
  • Ежедневно совершайте прогулки на свежем воздухе. Не обязательно заниматься активными играми на улице. Вы можете прогуляться с малышом перед сном, при этом поговорив по душам.
  • Не используйте физические наказания.
  • Если ваш ребенок гиперактивный, откажитесь от активных игр в вечернее время.
  • Организуйте правильный распорядок дня, старайтесь не отступать от него. Не будьте спонтанными, все дела должны быть спланированными.
  • Не допускайте переутомления малыша.
  • Обеспечьте безопасность в квартире.
  • Для обучения самоконтролю учите малыша проговаривать свои действия и эмоции.
  • В сложных ситуациях обратитесь за консультацией психолога.
  • Не пытайтесь корректировать все особенности сразу. Ребенок не может быть одновременно внимательным, и не ерзать при этом на стуле.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Нужно понимать, что СГДВ обусловлен особенным строением мозга и нервной системы. Потому малышей с гиперактивностью бессмысленно наказывать и упрекать. Да, с ним тяжело. Он плохо учится, доставляет много проблем окружающим своим поведением. Но по-другому он просто не может.

Диагноз гиперактивности и дефицита внимания ставит врач. Затем, он же назначает лечение и дает рекомендации родителям. В большинстве случаев они заключаются в следующем:

  1. Обязательное соблюдение режима дня всеми членами семьи ежедневно, независимо от будней, праздников и особых обстоятельств. Любые послабления режима приводят к новым выплескам энергии.
  2. Отказ от наказаний и упреков гиперактивного ребенка. Он особенный, и с этим нужно смириться, принимать его таким, какой он есть. Разговаривать с ним нужно спокойным тоном, иногда по нескольку раз объяснять, что от него требуется.
  3. Отвести его в спортивную секцию, где он может расходовать избыток энергии. Подойдут плаванье, прыжки в воду, легкая атлетика. Не подойдут командные виды спорта, так как ребенку противопоказаны негативные эмоции. А они неизбежны, если команда проиграет.
  4. Если решено отдать малыша в сад, лучше выбирать частный или специализированный. В группе, где мало детей, он получит больше внимания, и не будет доставлять проблем другим детям. Если в дошкольный период будет правильно проводиться коррекция поведения, то в школьном возрасте гиперактивность контролировать будет легче. Разумеется, учитель должен быть в курсе проблемы и знать о рекомендациях врача в отношении такого ребенка.
  5. Каждый положительный момент в жизни гиперактивных детей должен поощряться. Это может быть похвала, маленький приз в виде открытки или наклейки. Наказания строго запрещены, но недовольство поведением ребенка выражать все же необходимо. Например, не давать ему приз, если он во время урока баловался, но поощрить, если на перемене помог учителю.
  6. Не рекомендуется давать детям с СГДВ долгосрочные поручения и задания. Они попросту забудут их выполнять.
Читайте также:  Как развить память и внимание у ребенка?

Поскольку синдром гиперактивности связан с нарушением нервной деятельности, врач может назначить медикаментозное лечение. Родителям необходимо проконтролировать, чтобы назначенные лекарства прошли апробацию на людях. Если все в порядке, они пойдут на пользу и помогут корректировать поведение непоседы.

А судьи кто?

Что делать родителям гиперактивного ребенка? Подобный вопрос не будет волновать, если вы научитесь понимать своего ребенка. Если будете распознавать его природные желания и потребности, направлять их в нужное русло, а не полагаться на опыт бабушек или специалистов, не отличающих детей по особенностям их психики. Ведь специалист может видеть ребенка в первый и последний раз, поставить диагноз «гиперактивный ребенок» и назначить лечение, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь. А ответственность за развитие, воспитание и будущее малыша несете только вы – родители.

«…Я повела сына к психоневрологу. Врач была удивлена тем, что не видела в ребенке предыдущих диагнозов. Полистав карточку, убедившись, что все-таки ранее были такие симптомы, она написала направление на комиссию и в месте «диагноз» было написано: легкая степень – задержка психического развития. То есть куда-то пропали: нарушения аутического спектра и синдром дефицита внимания с гиперактивностью…»

Галина П., няня, Минеральные Воды

«…Ни я, ни муж не могли с ней справиться, она никого не слушала, никакие слова и доводы не воспринимала, и, как мне «казалось»(а сейчас то я понимаю, что так оно и было), специально провоцировала нас на скандалы, а потом и на физическое наказание. Интернет нас спасет, и он спас меня и мою семью. Просиживая там все свободное время, уходя от опостылевшей, вызывающей только неприятные ощущения реальности, я, конечно же «случайно», наткнулась на статью о воспитании кожных детей. Это перевернуло мой мозг! Взорвало изнутри, ведь это было про нее, про мою маленькую шкоду, непоседу и неслушницу! Как с нее писали…»

Анастасия Б., Пенза

Обо всем этом и о многом другом вы можете узнать на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

  • МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР: РИСУНКИ НА СТЕНАХ
  • ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА С ПРЕДЛОГАМИ
  • ИЗУЧАЕМ ЧАСЫ В РУБРИКЕ «ПОЧЕМУЧКА»

Просмотров: 510Поделитесь этим с другими:

Читайте также:  Как научить ребенка ползать?

Что делать?

Итак, если у вас растет гиперактивный ребенок и вы не знаете, что с этим делать, то вам просто необходимо создать микромир для своего чада, который будет иметь определенные правила, соблюдение которых необходимо, где он будет получать необходимое ему внимание от взрослых, но не путем наказаний или криков, а нормального общения, которое сопровождается физическим контактом, то есть чаще его обнимайте и гладьте по голове, особенно когда он плачет.

В этом микромире должны существовать все условия для нормального существования. Запишите его в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Там гиперактивный ребенок будет выплескивать свою энергию и одновременно учиться дисциплине. Но самое важное – это занятие должно нравится вашему чаду.

Также этот микромир должен быть максимально предсказуемым, спокойным и устойчивым для малыша. Должен быть строгий режим дня, выполнение которого необходимо и при котором не существует «уважительных» причин, чтобы его не придерживаться. То есть подъем в 8:00, туалет, умывание, чистка зубов, завтрак, занятия. Вечером в 10:00 нужно ложиться спать, перед сном за час обязательно исключаются активные игры, громкая музыка – в общем, все, что раздражает и возбуждает нервную систему. Купаемся, пьем кефир, читаем сказку и ложимся спать.

Кроме того, вы также должны принимать активное участие в жизни вашего ребенка, особенно если он гиперактивный. Играйте с ним чаще, делайте вместе какие-либо поделки, вам необходимо заинтересовать малыша, так вы научите его концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Также можно чередовать активные игры со спокойными. Побегайте с малышом, поиграйте в прядки, а затем усадите его за стол и порисуйте вместе.

Если ребенок гиперактивный, ему необходимо внимание взрослых. Следуйте всем рекомендациям врача, ведь только он сможет вам подсказать, что нужно делать в данной ситуации. И у вас все получится! Гиперактивный ребенок – это не наказание для семьи. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем лучше для вашего ребенка и для вас.

Что делать?

Гиперактивный ребенок — это не приговор , но что делать родителям в таком случае?

Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести с собственным чадом.

Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».

Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.

Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.

Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.

Игры для гиперактивных детей

  • «Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
  • «Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
  • «Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
  • «Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
  • «Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне. Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
  • «Колокольчик». Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.

Дефицит внимания

Внимание — это способность управлять своей реакцией на лавину информации, поступающую через органы чувств, и выбирать из этого хаоса действительно ценное. При дефиците внимания эта способность формируется с запозданием на несколько лет. Ребенку уже шесть, он уже сидит на занятиях в прогимназии — а внимание его беспорядочно блуждает по классу и заоконному миру, как у двухлетки.

«Ну какой же дефицит внимания? — возмущаются иногда родители. — Вот он же может два часа телевизор смотреть! Или в компьютер играть! Или конструктор собирать! Когда ему интересно, никакого дефицита внимания нет и в помине, значит, он просто ленится».

«Просто ленится» — это предмет для отдельного разговора. А способность надолго сосредоточиться на том, что интересно, объясняется очень просто: это работает то самое непроизвольное внимание. Мелькание ярких красок на экране, мешанина громких звуков целиком занимают внимание ребенка, он даже забывает бегать и карабкаться. Он может быть так же поглощен игрой во дворе или конструктором: они так мощно стимулируют его внимание, что иногда подавляют даже громкие сигналы тревоги, поступающие от мочевого пузыря.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диагностика при помощи МОХО

Нередко для диагностики патологии у детей и взрослых используется компьютерный тест МОХО. Эта методика имеет две версии: детскую и взрослую. Суть ее заключается в выполнении заданий, которые имеют восемь уровней сложности. На экране возникают различные раздражители, на которые пациент должен отреагировать должным образом: либо нажать пробел, либо ничего не делать. Раздражители на мониторе практически такие же, как и в реальной жизни, поэтому точность теста составляет 90%. Такая методика дает возможность изучить концентрацию внимания пациента, импульсивность, согласованность действий, гиперактивность.

Вера родителей

Очень важно, чтобы родители, имея намерение воспитать сильного ребенка, сами поддерживали его. Для этого нужно продолжать верить в него постоянно. Даже тогда, когда он совершает ошибки или постоянно грустит. Вера родителей имеет большое значение. Когда есть поддержка, то любая неудача воспринимается как преходящее явление, не требующее особенного внимания.

Вера родителей

Если вы хотите вырастить своего ребенка действительно сильным и самодостаточным, всячески поощряйте его. Следует помнить о том, что личность не может полноценно развиваться, будучи в изоляции. Для привлечения успеха в свою жизнь нужно постоянно демонстрировать подлинную уверенность в себе.