Если ребенок не слушается, его нужно научить

Мир меняется, меняется воспитание, восприятие и отношение к жизни. Так и наши детки – они современны, по-другому видят мир, быстрее растут, скорее учатся. 5 лет назад, став мамой, я и подумать не могла как буду удивляться, насколько быстро растут дети. А сегодня я уже задумываюсь о том, чему дети могут научить родителей, как моя дочка помогает мне стать лучше…

 – Не слушается! Как заставить?

Именно с этих слов начинается беседа взволнованных или рассерженных родителей, которые пришли на консультацию к психологу. Хуже всего, что около 85% впервые приходят к специалисту, крепко держа за руку свое тихо-смиренное, плачущее или упирающееся всеми конечностями чадо. А ведь это распространенная ошибка родителей, которые по определению должны быть мудрее и «взрослее», чем их отпрыски. Во-первых, малыш чувствует испуг от неведения, что с ним будет происходить дальше, во-вторых, близкие родственники сами же навешивают своим детям ярлык «строптивого сорванца». Может быть, поначалу дети почувствуют растерянность, страх, обиду или даже стыд, однако потом, поверьте, быстро привыкнут к статусу «неуправляемого проказника», научатся манипулировать и извлекать из него выгоду.

 – Не слушается! Как заставить?

Для начала опекунам стоило бы попробовать отыскать причины самостоятельно или с помощью специалистов, а затем и способы налаживания контакта с дочерью или сыном. Так уж получается, что с рождением карапуза родителям приходится осваивать новые профессии, специальности и виды деятельности, включая литературу на психолого-педагогические темы. Конечно, в воспитании можно действовать интуитивно, но все-таки лучше быть «в теме», чтобы знать, как поступить в ситуации, когда карапуз в переполненном покупателями супермаркете свалился на грязный пол, сучит ногами и истошным криком требует восемнадцатый чупс или пятый за сегодня киндер-сюрприз.

 – Не слушается! Как заставить?

Нужно ориентироваться в возрастной психологии и потребностях детей, точно понимая, какие аргументы и рычаги управления использовать в беседе с самостоятельной трехлеткой и сыном 10 лет. Может для кого-то станет открытием тот факт, что воспитательный процесс нужно начинать с раннего детства. Спросите, как объяснить годовалому малышу, почему надо делать так и не иначе, если он еще плохо говорит и половины слов не знает? Педагоги утверждают, что в 2 годика малыши уже должны понимать не только интонацию мамы, но и значение слов «можно», «нужно» и «нельзя».

 – Не слушается! Как заставить?

Консультация «Как приучить ребенка к дисциплине»

Елена Маркелова Консультация «Как приучить ребенка к дисциплине»

Родители хотят вести по правильному пути детей. И когда они замечают возможность какого либо отклонения от этого пути, то пытаются предотвратить плохой поступок ребенка. Однако делают это по-разному. Некоторые родители думаю, что лишь строгость гарантирует воспитание хороших дисциплинированных детей, а мягкость ведет к недисциплинированности. Это мнение психологи считают ошибочным. Если родители полагают, что основой хорошего поведения является страх наказания, воплощают в грубости свою строгость, унижают ребенка, постоянное недовольство им, склонность ругать за любой поступок, ничего хорошего не получиться. Непомерная родительская строгость, проявляющаяся в наказаниях за любую провинности, порождает «ложь во спасение», и чем суровее наказание, тем изворотливее ложь. В таких условиях дети часто вырастают трусливыми, способными напакостить исподтишка. А ведь ребенок дошкольного возраста очень любит своих родителей, всегда старается им подражать.

Если ребенок начинает бояться своих родителей – это серьезная беда, которая может привести к тяжелым последствиям. Душевные травмы, пережитые в детстве, очень стойки. Особенно опасно, когда мама угрожает, что сообщит о поступке папе, и он накажет. Страх ожидания наказания никогда не должен угнетать малыша.

Некоторые строгие родители, относятся к детям спокойно и даже ласково, стремятся беспрерывно руководить всеми их поступками, включая и в те моменты, когда ребенок ведет себя хорошо. Такие родители не дают возможности ребенку принимать самостоятельные решения. Дети таких строгих властолюбивых родителей обычно вырастают либо «забитыми», либо во всем подчиняются чужой воле даже в тех случаях, когда подобные случаи не разумны и приносят вред самому ребенку.

Нельзя полностью согласится и с теми родителями, которые полагаются только на мягкость, считая ее наилучшим средством воспитания дисциплины у ребенка Родители, покорно переносящие грубость сына или дочери, позволяющие себя оскорблять, не требующие уважающие себя оскорблять, не требующие уважения к себе, вредят к своим детям, потому что ребенок в общем – то, понимает, что не хорошо грубить старшим и родителям в том числе, однако, инстинктивно испытывает желание посмотреть до каких пределов можно дойти и продолжает грубить все больше. Подобные поступки в дальнейшем превращаются в дурную привычку и дети вырастают грубыми и эгоистичными.

Наиболее близки к истине родители, видящие в ребенке творческую личность, любознательную, трудолюбивую и отвечающую за свое поведение. Они относятся к детям с уважением и доверием. Разрешают им самим проявлять инициативу и принимать решения в пределах разумного. Дети, выросшие в такой обстановке, чувствуют себя уверенно в жизни, с доверием относятся ко всем окружающим. В возрасте от 3 до 7 лет правдивы, обладающие любящим сердцем и, безусловно, заслуживают вежливого обращения, внимания.

Специалисты, педагоги и психологи утверждают, что в воспитательном процессе нельзя противопоставлять строгость и мягкость, а во всех случаях следует искать компромисс. Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых разумная строгость умело сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе.

Прекрасные дети, как правило, вырастают в семьях, где строгость и требовательность сочетаются с любовью. Хорошо, когда родители строги и настойчивы в воспитании у детей таких качеств, как вежливость, пунктуальность, аккуратность, личная ответственность и одновременно принимают строгие меры, чтобы не нарушал режим дня.

Прежде чем что-то запрещать, необходимо выслушать просьбу ребенку, обсудить ее вместе и обсудить, что отказ делается во благо. Любой отказ или запрещение необходимо сообщать доброжелательно, без раздражения и гнева, твердо, уверенно, чтобы у ребенка не появилось предположения, что, проявив настойчивость, можно добиться своего.

Дети должны не только четко знать существующие правила поведения, но и понимать, что за плохое поведение они будут наказаны.

Важным фактором дисциплины является последовательность требований. Таким образом, ребенок будет в том случае дисциплинированным, если в семье он получает правильное воспитание.

Золотое правило

Сформулируйте главное правило и произносите его как можно чаще, иллюстрируя реальными и вымышленными историями и главное — собственными поступками. Для многих семей оно звучит так: «Обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами». Наверняка вам приходилось встречать детей и родителей, которые своим поведением, и в первую очередь отношением к окружающим, ненавязчиво изменяют всю атмосферу на детской площадке. Они стоят в очереди на горку, делятся игрушками, не затевают ссор и просто излучают покой и доброжелательность. Если эти прекрасно воспитанные дети вызвали ваше восхищение, обратите внимание на то, как родители разговаривают с ними. Мы влияем на детей в первую очередь тем, как с ними обращаемся, и дети будут поступать с другими так, как родители поступают с ними.

Чему дети могут научить родителей: Быть собой

Иногда мне кажется, что это особая черта моего ребенка – ее умение быть собой, радоваться, резвиться, отстаивать свою точку зрения. Казалось бы, ребенок 5 лет, еще совсем малышка и должна «смотреть в рот» маме и папе и верить все на слово. Но нет, она – личность. Она может задать вопрос, если ей что-то непонятно или она не согласна. Она показывает мне, что она человек, со своими мыслями, мнениями и правами. Да-да, именно правами. Не знаю, как у вас, но меня воспитывали из разряда «родители всегда правы», а моя дочь показывает мне мои ошибки, делает меня лучше, объясняет мне где я могла бы поступить по-другому правильнее.

«Мамочка, вот если бы ты сказала мне… То я бы сразу сделала…». Анализировать поступки. Не обижаться или обозляться, а именно искать лучшее решение и в будущем сделать более правильный поступок.

Чему дети могут научить родителей: Быть собой

На маме: Пальто: Atos Lombardini от магазина @frescomoda; Свитер: Moscino; Джинсы: Calvin Klein;  Кроссовки: Voile Blanche.

На дочке: Итальянские куртка Il Gufo и сапоги Gallucci от магазина @frescomoda; Свитер: Mothercare; Джинсы: Next.

Как помочь ребенку стать лидером: советы психолога

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько практических советов, как воспитать в ребенке лидерские качества.

Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции.

Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам.

Запоминая, за что нас хвалят, когда ругают, в каких случаях помогают, мы формируем «динамический стереотип», как говорил И.П. Павлов. Иными словами, привычку реагирования в определенных обстоятельствах.

Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно. Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают   крылья собственным детям, не давая взлететь. Что делать, как избежать этой ошибки?

Как помочь ребенку стать лидером: советы психолога

1. Позволяйте ребенку набить собственные шишки. В детстве у потенциальнх лидеров должен быть опыт падения с велосипедов, драк со сверстниками, разбитых носов и коленок. Они должны не бояться справляться со своими проблемами, преодолевать собственные детские трудности.

Если вы будете сразу включаться в ситуацию, вставать на защиту, невротично переживать из-за ссадин, разбираться с родителями обидчиков, то перекладывать решение собственных проблем на чужие плечи войдет в привычку.

А если человек не в состоянии взять ответственность за последствия собственных действий, то отвечать за действия других подавно не сможет. Как же, в таком случае, ему можно доверить большое дело?

2. Развивайте интеллект и критическое мышление. Большой объем знаний и умение анализировать и делать выводы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Лидер умеет анализировать события, видеть причинно-следственные связи и делать правильные прогнозы. Это возможно только при достаточно развитом интеллекте.

Это не чтение Мураками в 7 лет. И не счет до 100 в 3 года. Развитый интеллект — это умение анализировать, систематизировать информацию, умение делать выводы.

Чаще задавайте ребенку вопросы типа: « А почему одни курицы несут белые яйца, а другие коричневые?», «Почему лепестки ромашки белые, а лютика желтые, ведь это два цветка?». И неважно, правильным будет ответ, или нет.

Читайте также:  Как выбрать обувь ребенку до года и старше, ортопедическую и зимнюю?

Главное, ребенок научится анализировать, думать.

3. Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях. Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник — «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное. Но ведь во взрослой жизни не так.

Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия. Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях, где есть и проигравшие, и победители.

4. У будущего лидера должна быть персональная зона ответственности. Он должен знать, что никто его не будет подстраховывать, он полностью отвечает за результат. И, если он не сходил в булочную, то вся семья будет ужинать без хлеба. Мама не побежит в последний момент в магазин, папа не заедет по дороге домой. Нет хлеба — ты виноват. Исправляй. И точка.

5. Никогда не предлагайте ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь?».

Как помочь ребенку стать лидером: советы психолога

Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет, или нет. Оно у ребенка должно быть.

А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья защитит, если это понадобится. Не предупредит удар, не будет драться вместо него, не кинется решать проблему раньше, чем она наступит. А именно защитит, когда уже собственных сил не останется, и когда будет казаться,что наступает катастрофа. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.

Кстати, очень многие лидеры обращались за помощью к близким или друзьям в сложные для себя жизненные моменты. Но при этом они все равно оставались лидерами — думающими, смелыми, ведущими за собой.

Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

Финансовые инструменты и безопасность

Уже с 6-7 лет ребенок может пользоваться банковской картой, привязанной к счету родителей. А с 14 лет – иметь свою. Опыт использования банковской карты необходим, чтобы научиться обращаться с деньгами: ведь большая часть расчетов сегодня происходит безналичным образом. Для своего спокойствия вы можете установить для карты ребенка дневной лимит оплаты покупок и снятия наличных в банкоматах.

До того, как в руки ребенка попадет банковская карта и гаджеты, важно предупредить его о связанных с ними опасностях. Ребенок должен понимать, что с карты, как и из кошелька, можно украсть деньги, поэтому нельзя оставлять карту без присмотра или отдавать другим, сообщать кому-то платежную информацию или коды из банковских приложений.

Предупредите ребенка о компьютерных вирусах, краже платежных данных – в том числе через соцсети, вымогательствах под видом штрафов или просьб о помощи, навязывании платных услуг (смс за просмотр контента, покупки в играх) и методах социальной инженерии. Дети еще в школе привыкают отвечать на вопросы взрослых, поэтому излишне откровенны, когда в сети или по телефону у них начинают узнавать адрес, данные о родителях и платежную информацию. Объясните, к чему это может привести, и не ругайте, если инцидент уже произошел. Так вы сможете не создавать ненужный стресс из-за денег и сохранить доверительные отношения в финансовых вопросах.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Как выбрать родительские курсы

  1. «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
  2. Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
  3. Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
  4. Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем

  • Как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
  • Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
  • Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
  • Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми
  • Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
  • Какое будущее ждет школьное образование
Читайте также:  Исцеляющая сила слова: как волшебные слова помогут изменить жизнь

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Полезные рекомендации

На развитие самостоятельности влияет множество факторов, в том числе гены и тип личности малыша. Но даже в самых сложных ситуациях помочь ребенку можно и нужно.

  1. Тренируйте воображение. Предложите вместе придумать сказку, играйте в ролевые игры, разговаривайте с героями и фигурками. Просмотр мультфильмов ограничьте 1-1,5 часами в день.
  2. Тренируйте память и концентрацию внимания. Попросите ребенка запомнить предметы на столе. Затем незаметно спрячьте один. Малыш должен вспомнить, какого предмета не хватает. Также полезно учить стишки, пересказывать сказки, читать книжки.
  3. Вселяйте уверенность в собственных силах. Хвалите малыша за любые успехи, подбадривайте, если у него что-то не получается.
  4. Поощряйте интересы и стремления. Не спешите одергивать ребенка, если он ковыряется в грязи, подымает дождевого червя, собирает палочки или рвет цветы. Позвольте ему выбрать занятие по душе.

В попытке научить ребенка играться самостоятельно нельзя забывать о его безопасности. Игровое место должно быть удобным, теплым, без острых углов и проводов. Если малышу еще нет 3 лет, нельзя оставлять его с мелкими предметами, которые можно засунуть в нос или ухо, проглотить.

Рано или поздно усилия родителей будут вознаграждены, малыш станет самостоятельным. А пока он всюду преследует взрослых, стоит вспомнить о том, как скоротечно время. Не пройдет и 10 лет, как капризный мамин сыночек (или дочка) превратится в подростка, имеющего свои секреты и личную жизнь. Любите своего малыша таким, какой он есть, не раздражайтесь, а помогайте адаптироваться к жизни по мере сил.