Детские страхи: виды, причины и особенности проявления

Переживания за счастье и здоровье ребенка – естественные эмоции любого заботливого родителя. Но любое волнение должно иметь четкие границы. Порой чрезмерная любовь и страх могут сильно навредить при воспитании малыша.

Что же такое страх?

Страх — естественная реакция организма на опасность. Эта древнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения, способствовала выживанию наших предков, активируя резервные силы, когда возникала угроза для жизни. Чего опасался древний человек?

  1. Хищников. Ты не догонишь — тебя догонят.
  2. «Злых» соплеменников. Каждый норовит обидеть, обделить, отобрать.
  3. Изгнания из стаи на верную погибель. Вне общества человек не в состоянии выжить и по сей день.

Подрастая, ребенок проходит стадии развития, аналогичные эволюции нашего вида. В процессе взросления развиваются и видоизменяются все эмоции, в том числе и страх.

Понятие страха у детей

Боязнь включается, когда малыш чувствует угрозу. В корне любой тревоги заложен базовый инстинкт самосохранения. Существует две основные угрозы:

  • угроза жизни и целостности организма;
  • угроза ценностям.

У младенцев срабатывает только угроза жизни. И чем старше ребенок, тем больше ценностей у него формируется и со временем он боится потерять близкого человека, обидеть Бога, отойти от своих принципов и т.д.

Боязнь у детей формируется на базе той информации, которую они получают о внешнем мире от близких людей – родителей, бабушек и дедушек, воспитателей в саду, учителей. Немалую роль играет качество этой информации – изобилие телевидения, компьютерные игры, мультики с элементами насилия повышают уровень тревожности у детей.

Усугубляющие факторы

Агрессивность окружающих, травля в школе, сложность общение, родительское безразличие и равнодушие усугубляют детские страхи, вызывая невротические тики, хаотичные движения, агрессивность, замкнутость и нарушения сна. Огромную опасность для детской психики представляет агрессия со стороны родных и близких людей. Постоянные крики, наказания и унижения могут окончательно сломать ребенка, он постоянно будет испытывать страх и ужас при виде протянутой к нему руки. Различные страхи и переживания являются неотъемлемой частью нашей жизни, и найти силы преодолеть их порой очень тяжело. В раннем возрасте огромную роль в жизни ребенка играют именно родители, поведение и любовь которых должны помочь ребенку поверить в свои силы и противостоять все неприя тностям.

Усугубить ситуацию может и чрезмерная родительская опека. Желание оградить ребенка от всего негативного способствует развитию постоянной стрессовой ситуации и для ребенка и для родителей. Маленький ребенок очень чувствителен и реагирует на минимальные изменения в настроении родителей, которые своим поведением вырабатывают у малыша чувство страха перед окружающим миром.

Основные причины развития страхов у детей

Каждый страх имеет свою причину или повод. Ребенок очень редко может полностью придумывать себе то, чего нужно бояться. Зачастую страх — это трансформация услышанного или увиденного, которая рассматривается только с негативной стороны. То, что малыш услышал или увидел, дополняется живым и богатым детским воображением и создает полноценный образ страха. Причины можно поделить в зависимости от фактора, который спровоцировал формирование страха:

  • Негативные герои из сказок . Чувство страха у детей может формироваться на почве преобразования отрицательных персонажей мультфильмов и сказок. Если этот вымышленный герой описан довольно сильным, малыш может бояться, что сказка станет явью. Сказки и созданы для того, чтобы ребенок примерял на себя роль храброго героя, который совершает подвиг, или красивой принцессы, которой все восхищаются. В сказке все просто и положительный герой легко справляется с отрицательным, но, проецируя роль на себя, ребенок оценивает свои реальные шансы и начинает бояться встречи с ним.
  • Наказание — не способ контроля или учебы . Очень часто родители с помощью наказаний «знакомят» детей с правилами этого мира. Постоянные запреты с бесконечной тирадой «не делай то, не делай это» значительно ограждают детское пространство действий и ограничивают их возможности познавать мир. Со временем, чтобы ни делал ребенок, он совершает это сквозь страх быть наказанным. Постоянное ощущение угрозы провоцирует тревожный фон, который весьма неблагоприятен для полноценного и гармоничного развития детей.
  • Увиденные картины угрозы или насилия . Если ребенок случайным образом стал свидетелем неприятных картин, где человек причиняет вред другому человеку, ему это запомнится надолго. Если он увидел картину насилия или угрозу для жизни близкого, в том числе одного из родителей, то запомнит это на всю жизнь. Часто после такого появляются страхи потери близкого человека, и ребенок невообразимо боится, что такое случится еще раз. Для него образом любви и наиболее близкими в жизни являются мама и папа. Если детская психика рисует угрозу самому близкому, что есть у ребенка, значит, боязнь потери будет преобладающим чувством для него.
  • Горький опыт . Для детей наступать на одни и те же грабли бывает не слишком характерно. Если в прошлом имелись неприятные ситуации, связанные с неким фактором, очень часто ребенок будет бояться его и даже трансформирует свою боязнь в длительный страх. Такой механизм работает даже на простых примерах, например, дверная щель, где он прищемил себе пальчик. Вероятно, что он будет обходить ее десятой дорогой. Более серьезные страхи связаны с более существенными травмами или стрессовыми факторами. Например, если собака напугала лаем ребенка или даже напала на него. В таком случае сформируется стойкий страх перед этим животным, и малышу очень сложно будет находиться рядом с ним.
Основные причины развития страхов у детей

Причины страхов у детей сочетаются с бурной фантазией и впечатлительностью самого малыша. Если для него выдумки — это обычное занятие, значит, боязнь будет довольно длительной и стойкой. Важно! Для полноценного развития ребенка без страхов следует читать сказки с хорошим концом и позитивным сюжетом.

Читайте также:  Какая капуста полезней для кормящей мамы

Причины формирования патологического страха за ребенка

Ребенок – величайшая ценность и смысл жизни каждого родителя. Но если одни мамы и папы, переживая за его безопасность, не запрещают ему бегать, прыгать и гулять с друзьями, то другие настолько концентрируются на своем страхе, что буквально ограничивают свое чадо в свободе передвижения. Когда запреты превышают все пределы допустимого, то стоит задуматься о развитии патологии, а не обычном беспокойстве.

К основным причинам развития патологического страха за ребенка можно отнести:

Важно В борьбе с фобией за жизнь и здоровье ребенка нельзя обойтись без поддержки родных и близких. Если рядом есть человек, на которого можно положиться, то страх за ребенка исчезнет намного быстрее.

Что такое страх?

основные параметры в работе с детскими страхами

  • Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
  • Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
  • Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
  • С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно

  1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
  2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
  3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Ссоры родителей и страх

Когда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: тревогу потому, что семейному союзу что-то угрожает, а вину-из-за своей реальной (или выдуманной) роли в семейных неурядицах. Дети часто считают, что их поведение и они сами являются основной причиной домашних “баталий”. Дети не держат нейтралитета в этой “войне”, они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому… Последствия весьма печальны: если мальчик сторонится отца, а девочка — матери, они лишены необходимого образца подражания. Реакция детей выражается в отрицании принципов поведения родителей, их устоев, черт характера. А если мальчик избегает матери, а девочка — отца, это может привести к враждебному отношению ко всем представителям другого пола вообще. Если родители вынуждены оспаривать друг у друга любовь ребенка, его расположение, они часто прибегают к непедагогичным средствам воздействия — к задабриванию, лести, ко лжи. Тогда дети вырастают двуличными, чувства их становятся двойственными, не имеющими прочной опоры. К тому же необходимость защищать одного из родителей от другого, а также умение манипулировать их чувствами и поступками по своему желанию оставляют глубокий след в душе ребенка. С раннего детства он привыкает к тому, что представляет немалую (в собственных глазах иногда гипертрофированную) ценность для своих родителей, за единоличное обладание которых они тщетно бьются. Дети привыкают эксплуатировать родительские чувства, шпионить, шантажировать, сплетничать. Они живут в мире, где честность-всего лишь досадная помеха, где искренность вовсе не в почете.

Способы преодоления

В первую очередь, преодоление детских страхов — это проблема родителей и ближайшего окружения малыша. Понимая, что боязнь в определённом возрасте каких-то ситуаций, вещей или существ — это нормальное явление, родители должны помочь ребёнку пережить этот сложный для него период и не дать перерасти фобиям в неврозы.

Читайте также:  Какими должны быть вес и рост вашего ребенка в возрасте 10 месяцев?

Даже незначительные, а может быть, даже глупые или нелепые (по мнению взрослых) фобии необходимо с ребёнком обсуждать. Малыш не должен бояться рассказывать взрослым о своём страхе. А взрослые не должны преуменьшать значимость его переживаний. Стоит постараться отвлечь и мягко переубедить малыша, объяснить, чего бояться не стоит, показать, что он находится под надёжной защитой взрослых.

В процессе воспитания стоит избегать некоторых моментов, способных спровоцировать возникновение страхов или усилить уже имеющиеся фобии.

  • Ребёнок, особенно первых лет жизни, формирует свою реакцию на то или иное событие, основываясь на реакциях взрослых из ближайшего окружения. Излишне эмоциональные реакции («упадёшь!», «нельзя!» и т. д. ) родителей могут способствовать возникновению боязни каких-либо ситуаций, предметов, явлений.
  • Запугивание ребёнка («дядей», «бабайкой», «полицией» и т. п. ) положительного эффекта не принесёт, а вот развить дополнительные страхи, скорее всего, может.
  • Детям очень важно чувствовать любовь родителей и защищённость рядом со своими близкими. Родители, обещающие малыша «отдать», «оставить», «уйти», только усугубляют боязнь остаться одному, потерять родителей, зарождают чувство ненужности.

В то же время дети, родители которых находят время для совместных игр, разговоров, умеют говорить о своих чувствах к ребёнку, легче переживают периоды обострения возрастных страхов и выходят из них без последствий.

Как действовать?

Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.

Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные. Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.

Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями. Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.

Как ни в коем случае нельзя избавляться от страха и тревоги

Избавляться от негативных эмоций, которые мешают жить, нужно с умом. Многие стараются только убрать симптомы, но не учитывают причин своих беспокойств.

Очень не хотелось бы, чтобы вы шли неправильным путем. Алкоголь, наркомания, зависимость от компьютерных игр – это уход от реальности. И такие шаги предпринимает довольно большой процент людей с тревогой и фобиями.

Как ни в коем случае нельзя избавляться от страха и тревоги

Любого рода зависимость – это мыльный пузырь. Вам кажется, что вы решаете проблему, а на самом деле делаете себе дополнительную. Страх никуда не уходит, а зависимость развивается.

Водка как плохой способ побороть страх и тревогу