Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка

Должны ли дети помо­гать роди­те­лям? Мно­гие роди­тели счи­тают, что не стоит обре­ме­нять детей домаш­ними обя­зан­но­стями. Они думают, что работа по дому будет отни­мать у детей без­за­бот­ное дет­ство, кото­рое дается только раз. Часто роди­тели, при­хо­дя­щие к пси­хо­логу на кон­суль­та­цию счи­тают, что с  детей доста­точно школь­ной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Как это организовать

Не про­сите детей сде­лать что-либо. Про­сто один раз обсу­дите, что они могли бы взять на себя, и закре­пите за ними их обя­зан­но­сти. Вы не должны ста­но­виться сер­жан­том-инструк­то­ром среди ново­бран­цев, но в конце дня вы — босс.

Не застав­ляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отча­сти их работа бази­ру­ется на дове­рии. Ска­жите им, что необ­хо­димо сде­лать, и дайте понять, насколько вы уве­рены в том, что они с этим спра­вятся. Когда они почув­ствуют, что дей­стви­тельно помо­гают, очень инте­ресно за ними понаблюдать.

У мно­гих на кухне висит рас­пи­са­ние, в кото­ром пере­чис­лены все еже­днев­ные обя­зан­но­сти детей. В нем ука­заны дни недели и зада­ния, кото­рые дети должны выпол­нять в этот день. Этот гра­фик очень помо­гает, направ­ляя детей, и не нужно им ни о чем напо­ми­нать. Они могут в любой момент посмот­реть рас­пи­са­ние и уви­деть, что должны делать. Да, это не совсем иде­аль­ная схема, но рас­пи­са­ние опре­де­ленно помогает.

Признаки проблемы

Невозможно точно предугадать, возникнут ли у чада проблемы с социальной адаптацией. Но некоторые предпосылки можно заметить, если малыш:

  • Не тянется к детям. Некоторым деткам комфортно играть одним — они спокойно сидят в песочнице или весело катаются с горки, но не пытаются с кем-то познакомиться. Возможно, маленький дошкольник — интроверт по складу характера;
  • Является зачинщиком ссор. Активные дети- экстраверты нередко переводят простые недоразумения в конфликт, особенно если их балуют дома. Не зная ни в чем отказа, они отбирают игрушки у других детей, толкают их, обзывают;
  • Боится других детей. Привыкший видеться только со взрослыми малыш прячется за маму, игнорирует предложения поиграть.
Признаки проблемы

Эти нюансы поведения можно скорректировать: рассказать о приятных моментах дружбы, о том, что обижать друзей нельзя, как и заискивать перед ними, буквально выпрашивая симпатию.

В детском саду информацию придется узнавать от воспитателя: сам малыш может скрывать от родителей, что его дразнят из-за полноты, картавости, других особенностей.

Проблемы в школе

Как оказалось, школа – не самое спокойное место, в жизни ребенка появляются различные проблемы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы ему было проще их преодолеть.

Психологами выделены некоторые причины отсутствия друзей у ребенка. Если у него были друзья в садике и во дворе, значит навыки социального поведения у него в норме. Есть некоторые внешние причины, по которым ребенок не может завести школьных друзей.

Читайте также:  "Парацетамол" при грудном вскармливании: инструкция и дозировка

У детей в младшем школьном возрасте, до третьего класса, нахождение друзей происходит по ситуативному типу. Живут в одном доме, ходят из школы одной дорогой, родители общаются между собой. Любой причины достаточно, чтобы стать друзьями. Чтобы привести ситуацию в норму, возможно, достаточно будет, забирать ученика из школы попозже, чтобы он смог провести время после уроков с одноклассниками. Или можно, например, чаще останавливаться с родителями одноклассников поболтать, что позволит детям познакомиться поближе, пока взрослые разговаривают. Самым эффективным способом для сплочения станет любой праздник, куда будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте, такие приглашения воспринимаются абсолютно нормально.

У младших школьников на формирование мнения большое влияние оказывает учительница. Необходимо выяснить у ребенка, как учитель строит отношения с ребятами. Не исключено, что он разделяет учеников на успевающих и отстающих, и ваш ребенок попал в категорию плохих, с которыми остальным общаться нельзя. Стоит серьезно поговорить по этому поводу с учителем, от нее же нужно добиться, чтобы она при всем классе сказала, что ваш ребенок хороший и с ним можно дружить.

Травля одноклассниками

В пятых-шестых классах, присутствует такое явление как моббинг. Это когда дети сплачиваются против кого-то одного. Виноват в такой ситуации всегда класс, а не ребенок-изгой. Чтобы он ни сделал, авторитета ему не вернуть. Слабак так и будет объектом для насмешек, даже если подтянется на турнике больше всех, а над отличником все будут смеяться, даже если он будет получать двойки.

Такое явление, как моббинг, характерно в тех школах, где кроме учебы, учителей больше ничего не интересует, и поведение учащихся пускается на самотек. Дети испытывают удовлетворение от сплочения против кого-то, такова особенность психологии «незрелой» группы. Развитые коллективы делятся на несколько, враждующих между собой групп, что является более здоровым явлением.

В наше время, когда нет классных часов, пионерии, различных сборов и прочих внеурочных мероприятий, моббинг становится серьезной проблемой. В одиночестве с ним не справиться. Нужно поднимать вопрос в родительском комитете, с классом должны проводить занятия психологи, чтобы научить, что нельзя самоутвердиться за счет кого-то, а уживаться нужно группой, в которой найдется место каждому.

Всем известно, как болезненно для ребенка остаться в одиночестве. Что делать, если нет друзей?

Я перехожу в новую школу. Как со всеми подружиться?

Ты перешла в новую школу и хочешь быть популярной. На это уйдет не больше 30 дней.

День 1: В первый день познакомься со всеми в классе. Узнай, как зовут каждого, и скажи своё имя тоже. Не нужно ждать того, пока кто-то подойдет к тебе первый, действуй сама.

День 2: Не забывай имена одноклассников, с которыми познакомилась.

День 3: Каждый день, придя в класс, здоровайся со всеми, при этом улыбаясь.

День 4: Одевай только то, что тебе нравится, не нужно менять стиль, ради того, чтобы понравится и привлечь внимание.

Читайте также:  Воспитание ребенка 4 5 и 6 лет советы психолога

День 5: Часто улыбайся, и одноклассники будут относиться к тебе с симпатией.

День 6: Ты уже несколько дней учишься в новой школе и в новом классе. Можешь поговорить со всеми, поделиться своими увлечениями и выслушать других.

День 7: Вот и пролетела неделя. Ты уже достаточно хорошо познакомилась с одноклассниками. И теперь ты можешь давать тетрадки, учебники, диски и т.д.

День 8: Если вдруг, ты чего-то не знаешь, или не можешь понять, не стесняйся, обращайся к друзьям, люди любят, когда к ним обращаются за помощью.

День 9: Когда закончатся уроки, не беги сразу домой. Задержись ненадолго и пообщайся с новыми знакомыми.

День 10: Ты уже привыкла к классу и теперь можешь выражать своё мнение спокойно.

День 11: Пришло время найти себе человека по духу. Обязательно есть тот, кто разделяет с тобой увлечения.

День 12: Обменяйся номерами с одноклассниками.

День 13: Оставайся сама собой, не нужно притворяться. Ведь в старой школе был тот человек, которому ты нравилась такой, какая ты есть.

День 14: На перемене общайся со всеми, но не сплетничай, ни о ком, так как сплетников не любят.

День 15: Тебя кто-то позвал гулять, сходить в кино, не отказывайся, даже если тебя не хочется куда-то идти.

День 16: Не упускай из внимания не очень красивых мальчиков, ведь они могут оказаться друзьями, даже лучше чем девчонки.

День 17: Не нужно делать вид, будто ты ничего не знаешь по урокам, а иначе ты будешь получать плохие оценки.

День 18: Поищи вместе с друзьями подарок для своих родственников.

День 19: Помни, что симпатичные и наряженные девчонки не всегда бывают приятными людьми.

День 20: Если вдруг, случилось так, что ты попала в нелепую, но забавную ситуацию, показывай, что у тебя есть чувство юмора и ты усеешь смеяться над собой.

День 21: Сделай что-нибудь приятное совей подруге. Но не нужно ей льстить.

День 22: Пригласи своих друзей на дискотеку или позови их прогуляться.

День 23: Не перебивай одноклассников на уроке, эгоистов никто не любит.

День 24: Всегда приходи на помощь. Не бойся отказаться от какого-либо предложения, если у тебя нет возможности, ну или у тебя просто нет желания.

День 25: Если вдруг твоя подруга простудилась, позвони ей и спроси как её самочувствие.

День 26: Не будь эгоисткой, слушай своих друзей, интересуйся их хобби.

День 27: Если твоя подруга расстроена, аккуратно спроси у неё, что у неё стряслось и не нужна ли твоя помощь.

День 28: Помогай своим одноклассникам, предлагай помощь, не жди, что кто-то попросит у тебя

День 29: Ты пригласила друзей на вечеринку, и кто-то даже говорит, что ты клёвая.

Читайте также:  Симптомы фарингита у детей, как провести лечение в домашних условиях

День 30: Ну, вот и пришли те, кого ты пригласила. Всем было очень весело. За месяц ты стала популярной!

В эпицентре бури

В гневе мы говорим детям обидные вещи, наказываем их, а потом мучаемся угрызениями совести. Разрешите себе ошибаться! Вы сейчас живете на вулкане, и иногда стоит выпускать эмоциональную лаву в мир. Чувствуете, что ошиблись, — извиняйтесь. Ребенку важно понимать: родители тоже не идеальны и умеют это признавать. В этом он видит не слабость, а проявления вашей любви, которые просто необходимы ему в этот период.

Светлана Гаридова — специалист по домашнему воспитанию

Shutterstock

Терпение — вот то, что вам совершенно необходимо. И хорошее чувство юмора. Без этого — никак, ведь именно родителям придется трудиться над выстраиванием новых отношений со взрослеющим ребенком. Да, бывает, что опускаются руки и ситуация кажется совершенно безнадежной. Имейте в виду: рано или поздно этот кризис закончится, ваш ребенок вырастет и станет самостоятельным человеком. Главное сейчас — не разрушить отношения на долгие годы вперед. Вспомните себя в этом возрасте. Как вели себя ваши родители? Тоже ругались? Вы примерно понимаете, как чувствует себя ваш ребенок. Может, стоит действовать ровно наоборот? Сын или дочь хочет ярко-зеленые волосы? Прекрасно! Отведите в парикмахерскую или помогите ребенку перекраситься. Не так важно, что скажут по этому поводу учителя: школа закончится и забудется, а вы будете рядом друг с другом всю жизнь. Эксперименты с внешностью и стилем (нередко эпатажные) в этом возрасте совершенно нормальны: так подросток проверяет мир (и вас) на прочность и ищет свое место. Вызывающее хамство, которым нередко грешат дети в этом возрасте, — один из способов почувствовать собственную силу и донести до окружающих нехитрый месседж: “Я вырос”. Если помнить об этом и пропускать некоторые проявления деточки мимо ушей, конфликтов станет значительно меньше. Когда подросток сталкивается с первыми серьезными проблемами: предательством друга, безответной любовью, ему невероятно важна родительская помощь. В этот период стоит поддержать ребенка без насмешек и снисходительности (они пока под жестким запретом) и рассказать ему о своем собственном опыте. Его страдания это вряд ли уменьшит, а вот ваши взаимные отно­шения от таких откровенных разговоров определенно станут гораздо крепче.

ЧИТАЙ ЕЩЕ: 

В эпицентре бури

Хорошие манеры: топ-5 правил этикета, которые все нарушают

Как управлять мужчиной? Совет эксперта

Ученые обнаружили необычные свойства бананов

Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.