Что должны знать и уметь дети в 3 года: нормы развития ребенка

Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки. В этой статье я хочу Вам рассказать об ориентировочных показателях развития детей раннего возраста, то есть детей от рождения до трех лет. Ко мне часто обращаются с вопросами, как развивается малыш – опережает ли возраст или отстает или развивается в соответствии со среднестатистической нормой. Об этом Вы сможете узнать, проанализировав таблицу показателей развития ребенка.

Как воспитывать правильно: советы психолога

Психология выделяет этот вид воспитания как крайне важный, поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых трех лет жизни. В психологии главным фактором в становлении нравственности ребенка считается формирование хороших отношений с другими детьми и взрослыми.

Каждый ребенок перенимает поведение взрослых, соответственно, главный из аспектов хорошего воспитания – правильное поведение матери и отца в семье.

Как воспитывать правильно: советы психолога

С ранних лет нужно начинать прививать уважение, общительность, приветливое обращение с людьми, развивать сочувствие, умение считаться с окружающими, потребность в помощи другим.

Этапы формирования детской психики

По мере своего взросления ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики.

На практике выделяют следующие этапы психического развития детей:

  1. Младенчество: от рождения до 1 года. На этом этапе происходит активный рост и развитие мозга ребенка. Первый год жизни малыша характеризуется его повышенной активностью, приобретением моторных навыков.
  2. Раннее детство: от 1 до 3 лет. В этот период происходит развитие сенсорной моторики – базы для остальных, более сложных психических функций.
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. На этом и следующем этапе действия ребенка будут приобретать индивидуальный характер, развивается личностная сфера психики.
  4. Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет. К началу этого периода происходят существенные изменения в жизни ребенка, непосредственно связанные с развитием интеллектуально-познавательной функции психики.
  5. Подростковый период: от 11 до 15 лет. Для этого этапа характерны следующие возрастные особенности психического развития детей: самооценка, общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе.

Разница в развитии мальчиков и девочек

Мальчики и девочки по-разному развиваются как физически, так и социально-психологически. Формирование мозга тоже имеет отличия. Так, новорожденные девочки опережают развитие мальчиков на 3-4 недели.

Различия между младенцами:

Разница в развитии мальчиков и девочек
  • развитие речи у девочек проходит раньше на 3-4 месяца;
  • мальчики начинают ходить позже на 1-3 месяца;
  • мальчики чаще рождаются с патологиями;
  • масса мозга девочек выше;
  • девочки ориентированы на стабильность, а мальчики – на вариативность;
  • игры мальчиков рассчитаны на дальнее зрение и большое пространство, девочек – на узкое пространство;
  • девочки более чувствительны к тактильным ощущениям, громким звукам, телесному дискомфорту;
  • у мальчиков лучше развито зрительное восприятие, а у девочек – слуховое.
Читайте также:  Воспитатель высшей категории Лупашева Ирина Александровна

Развитие ребенка по месяцам и его ориентировочные показатели (до года) представлены в таблице:

Способы формирования эмоционально личностного воспитания

Все родители хотят знать, как вырастить достойного человека. Единых рекомендаций не существует, но можно выделить несколько советов:

  1. Создать хорошие воспоминания. Походы в театры, зоопарки, кафе и прочие развлекательные моменты должны остаться в памяти малыша. Иногда внезапные сюрпризы могут обрадовать чадо.
  2. Проводить много бесед. Родители ошибаются, откупаясь от малыша игрушками. Ребенок понимает, что ему мало времени уделяют, а это отрицательно сказывается на его личности. Беседа о пройденном дне, прочитанной книге, просмотренном фильме поможет сформировать определенные черты характера в карапузе.
  3. Объяснять грань дозволенного. Необходимо быть последовательным, терпеливым, объяснив ребенку правила поведения и нормы морали. Не идти на поводу у крохи в случае истерики.
  4. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка силой, иначе у него появится отрицательное отношение к принимаемой пище.
  5. Больше совместных ролевых игр. Через игру малыши познают мир, поэтому нужно предоставлять маленьким личностям возможность осознания взаимоотношений.

Никто не застрахован от ошибок, но с какой эмоцией малыш вспомнит о   детстве — зависит от родителей.

Способы формирования эмоционально личностного воспитания

Рекомендация Получите БЕСПЛАТНО запись онлайн вебинара: «Ребенок от рождения до года. Ответы на вопросы». + Бонус для подписчиков — 18 статей о раннем развитии малыша.

Чтобы скачать вебинар перейдите по ссылке >>>

Этой статьей стоит поделиться

Развитие речи

Речевые навыки трехлетнего ребенка также претерпевают существенные изменения. В речи используются сложные предложения, склонение слов по падежам.

Сколько слов может знать ребенок 3 лет?Словарный запас трехлетнего ребенка состоит из 1500 слов.

В этот период ребенок уже легко выучивает несложные стихи, песни, может сам составить рассказ по картинке.

Кроме этого, малыш обладает следующими умениями:

  • может назвать свое имя и фамилию, место жительства;
  • может назвать имена своих родителей;
  • составляет предложения из 5 слов с использованием существительных, прилагательных, глаголов;
  • комментирует свои действия;
  • узнает и называет по картинке известные ему предметы;
  • использует в речи слова в единственном и множественном числах
  • задает вопросы обо всех интересующих его предметах и событиях;
  • активно ведет диалог с детьми и взрослыми.

Совет родителям! Для развития словарного запаса очень важно много читать. Чтение книг, заучивание стихов и потешек не только улучшит речевое развитие малыша, но также станет отличным средством профилактики дислексии.

Читайте также:  Все секреты Су-Джок терапии для развития речи детей

Социальное развитие ребенка 2-лет

Ребенку в возрасте 2-3 лет по прежнему нравится общение с взрослыми, но он проявляет все больший интерес к своим сверстникам. Ваша задача научить его правильному поведению в разных социальных группах. Конечно, многое зависит от темперамента ребенка, но, тем не менее, наблюдая за его игрой с разными детками, отметьте для себя умеет ли он играть в коллективе, сотрудничает ли он с ними, прислушивается ли к «вожаку» или же сам является лидером. Ваши наблюдения помогут понять насколько адаптирован ваш ребенок к общению с детьми, нужно ли его чему-то научить, или что-то объяснить. Только проявляйте мудрость, не критикуйте ребенка, а разыгрывайте дома с игрушками ситуации, которые бы вы хотели прояснить для него, показывая поведение, которое было бы более подходящим. Ребенок очень мудрый он поймет и попытается использовать новые знания, а вы опять же наблюдайте, что из этого получается.

Сензитивный период движений и действий: от до лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Как воспитывать ребёнка после лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.
Читайте также:  Компьютерные игры и дети: что нужно знать родителям

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

Чтение и рассматривание картинок.

Сегодня, пожалуй, нет родителей, которые сомневались бы в пользе чтения для развития мозга. Пока малыш не может читать сам, читайте ему вслух.

Начинать читать можно уже в роддоме, правда. Разумеется, самые маленькие дети не будут понимать вообще ничего, ведь у них пока еще нет понимания того, чем зайчик отличается от мяча. Именно поэтому, пока малыш совсем маленький, вслух вы можете читать что угодно, хоть квантовую механику.

Но в младенческом возрасте задача чтения вовсе не в том, чтобы научить малыша чему-то. В момент, когда родители читают книжку, малыш ощущает себя в безопасности, он чувствует, что взрослый рядом, он слышит его голос, и получает сигнал, что все хорошо. Неявным образом этот сигнал «все хорошо» связывается с книгой, ведь именно в тот момент, когда взрослый читает, все так хорошо. К слову, эта привычка совместного чтения позже поможет малышу легче включиться в процесс самостоятельного чтения.

По мере взросления малыш начнет понимать, о чем вы ему читаете, и, рассматривая картинки в книжке, фантазировать и придумывать свои собственные истории. Этот процесс координирует множество зон в коре больших полушарий (зоны Брока и Вернике, соматосенсорную, зрительную и слуховую, теменную и лобную) и приводит к заметному их усложнению.