Чему необходимо научить ребенка?

Когда нужно начинать рассказывать ребенку о правилах культуры поведения? Обобщенного  мнения по этому вопросу нет, и не будет, потому что дети развиваются с разной скоростью. Но все же лучше начать раньше, примерно тогда, когда ваш ребенок будет способен понимать, что в мире, в котором он существует, есть определенные правила и ограничения. С чего начать и как не травмировать детскую психику? Ответы на все вопросы можно найти в этой статье.  

Что такое самостоятельность?

Говоря о самостоятельном ребенке мы чаще всего представляем себе карапуза, завязывающего шнурки без посторонней помощи или увлеченно играющего в своей комнате в гордом одиночестве. Однако, самостоятельность — более широкое понятие, выходящее за пределы самообслуживания и умения развлечь себя. Самостоятельность — это еще и:

  • инициативность — способность действовать по собственному побуждению, а не по принуждению или просьбе взрослого;
  • ответственность — готовность исполнять свои обещания и обязанности, понимание последствий, к которым могут привести поступки, а также осознание того, что личные успехи и достижения зависят только от тебя самого;
  • уверенность в своих силах и адекватная самооценка;
  • умение ставить цели и достигать их, принимать решения.

Далеко не все взрослые могут похвастаться полным набором этих качеств. И на первый взгляд, может показаться, что ребенок становится самостоятельным не раньше старшего школьного возраста. Это распространенное заблуждение — на самом деле самостоятельность формируется еще в раннем детстве (в 1,5-2 года), когда ребенок начинает активно познавать мир.

По сути, наличие вышеперечисленных качеств символизирует взросление ребенка — чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он способен позаботиться о себе, адекватно оценить опасность и принять решение в критической ситуации. Это положительным образом сказывается на учебе, дружбе, семейных отношениях и карьере в будущем.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях Как развивать мышление ребенка и Как улучшить внимание ребенка.

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса — результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать как развивать мелкую моторику. Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для развития мелкой моторики у ребенка огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее — главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Любить себя.

Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Читайте также:  Деньги на Бали: примерный бюджет на месяц для жизни в раю

Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»…

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понuмать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь – поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

Познавательное развитие

Учимся математике

  • различать геометрические фигуры, цвета и названия некоторых объёмных тел;
  • уметь группировать и классифицировать предметы;
  • называть части суток;
  • уметь работать с числами в пределах 10, производить прямой и обратный счёт, знать взаиморасположение чисел;
  • понимать способ сравнения путем приведения к одной форме;
  • уметь пользоваться условной меркой;
  • уметь сравнивать числа, число на единицу меньше или больше;
  • знать состав числа в пределах 10;
  • различать и знать последовательность времен года, дней недели, суток, месяцев;
  • ориентироваться в пространстве, на плоскости, на плане по заданной схеме.

Фигуры и объемные тела

С чего стоит начинать объяснять правила поведения?

Какие правила стоит вводить первыми в жизнь ребенка? Начнем с дисциплины, а для ребенка это распорядок дня. Нужно объяснить что такое режим , для чего нужен, и постепенно применять все это в жизни. Подробно распишите когда нужно вставать, а когда ложиться спать, во сколько начинается завтрак, обед , полдник и ужин.

Если ребенок уже учится в школе, не забудьте выделить время для уроков и отдыха. С таким расписанием ребенок будет понимать, что он все может успеть, главное делать все вовремя. Он будет чувствовать себя увереннее и защищеннее, и в будущем он сможет рационально и эффективно распределять свое время.

Еще один плюс у такого режима дня, это то, что вы бережете нервную систему своего ребенка. Достаточно точное установление биологических часов в организме способствует тому, что у ребенка правильный режим сна и отдыха, а это как раз таки не перегружает нервную систему.

С чего стоит начинать объяснять правила поведения?

На ранних этапах развития стоит подробно объяснять и напоминать о режиме дня. Потом можно просто иногда подсказывать и направлять. Со временем ребенок перейдет на полную самоорганизацию своего времени, и вмешиваться стоит только в том случае, если ребенок сам попросит помощи. На последний этап обычно переходят, когда ребенок начинает учиться в средней школе.

Помогайте ребенку собирать игрушки в комнате, если хотите чтобы он, потом это делал сам. Всегда сначала стоит помогать, а не требовать чего-то даже не объяснив, что нужно делать. Так ребенок будет не только помогать вам с уборкой дома, но и ценные качества разовьются в нем. Например, способность систематизировать свою деятельность и разделение потоков информации на полезное и не очень.

С чего начать родителям в этом нелегком деле?

1. Обмен игрушками, которые есть у ребенка не в одном экземпляре

Когда вы идете на детскую площадку, возьмите с собой те игрушки, временное отсутствие которых не будет для ребенка очень заметно. Другими словами, малышу легче будет поделиться, когда у него будет две лопатки, чем отдать другому ребенку единственный экземпляр.

Читайте также:  Виды пластилина, причины обучения лепке детей, пошаговые уроки

2. Прячем сокровища

Если у ребенка есть какая-то особая игрушка, которая значит для него очень много, перед приходом друзей спрячьте ее в укромное место, чтобы никто из пришедших детей не посягал на нее. Это может быть кукла, воздушный шарик с принцессой от , машинка и т.п.

3. Сосредоточить внимание на выгодах

Чтобы ребенок понял, что делиться может быть полезно, стоит сосредоточить его внимание не на том, что он отдает, а на том, что он получает взамен от другого ребенка. Например: «Если дашь Маше поиграть с твоей куклой, она разрешит тебе потом поиграть с ее колясочкой для куклы». Эта стратегия дает хорошие результаты у детей в возрасте 2-3 лет.

4. Устанавливайте правила перед выходом из дома

Когда ребенок уже немного больше понимает, стоит поговорить с ним о том, как вести себя, идя к кому-то в гости с игрушкой. Договоритесь, что «если хочешь взять машинку у Саши, то тебе придется позволить ему немного поиграть с твоей машинкой. Если ты не хочешь делиться, оставь машинку дома».

5. Реагируйте на неприемлемое поведение ребенка

Ни в коем случае не позволяйте ребенку вырывать игрушку у другого ребенка. Учите его, что нужно спросить разрешения, а если другой малыш не согласится – нужно это принять и смириться.

6. Соблюдайте правила и дома

Спросите ребенка, может ли он поделиться с вами. Когда ребенок требует: «Отдайте мне свое мороженое», твердо ответьте, что вы поделитесь только если и он поделится с вами.

7. Не принимайте полумер

Иногда ребенок боится, что кто-то съест больше, чем он, и угощает компанию детей не пакетиком леденцов, а одним леденцом из пакетика на всех. Это смешно, но неприемлемо. Научите малыша правилам угощения. Скажите, что нехорошо так делать, надо предложить целый пакетик. И чтобы он не волновался, добавьте, что каждый возьмет только по одному леденцу.

Метод целых слов

К тому же методика была разработана для английского языка: у него сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Русский язык устроен иначе: подавляющее большинство слов произносятся так, как пишутся, и, зная буквы и звуки (или склады), можно прочесть любое новое слово, не заучивая, как оно выглядит. Кроме того, в русском языке слова изменяются, и запоминать, например, простой глагол «есть» во всех его формах будет очень трудоемко: я ем, ты ешь, он ест и т.д. Поэтому такой материал специалисты рекомендуют использовать как дополнение к другим занятиям по развитию речи и чтению. Учитель-логопед Татьяна Куприянова комментирует: «Карточки Домана эффективны для детей с отклонениями в развитии речи: им сложно осознать связь между звуком и буквой и для них запоминание целых слов — это ключ к началу чтения. Обычным детям карточки могут помочь развить зрительную память, но никак не научить полноценно читать. Если цель — сделать так, чтобы ребенок узнавал отдельные слова, подписи под картинками, методика сработает, но к осознанному чтению новых слов ребенок может перейти, только научившись соотносить буквы со звуками родной речи. Если ребенок запомнит по карточкам много слов, это в будущем поможет ему читать быстрее те слова, которые он уже знает, но не более того».

© Andrew Rich/Getty Images

Спорт как один из лучших способов воспитания ребёнка уверенности в себе

Для того, чтобы научить ребёнка твёрдо стоять на своём очень пригодятся занятия спортом. Они сделают его сильным физически и морально, придадут уверенности в отношениях со сверстниками, и помогут сохранять хладнокровность в непростых, адреналиновых ситуациях, когда нужно чётко отстаивать свою позицию.

Совсем не обязательно отдавать ребёнка в какие-либо единоборства. Конечно, умение драться и постоять за себя имеет большое значение для мальчиков. Но уметь хорошо драться – это не значит быть правым.

Тем более, что в некоторых секциях восточных единоборств детей учат беспрекословно выполнять все указания «гуру», что отнюдь не развивает в них способность мыслить и действовать самостоятельно и сопротивляться давлению авторитетов. Но, в любом случае, спорт сделает вашего ребёнка более стойким и уверенным в отношениях со сверстниками.

Читайте также:  Что должен знать ребенок к концу начальной школы

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

В данной статье мы расскажем вам, почему некоторые дети читают в замедленном темпе, а также как можно научить ребенка читать быстро и правильно.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;
  • банальная невнимательность;
  • плохая память;
  • слабый артикуляционный аппарат;
  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;
  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;
  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Поделиться статьей с друзьями!

Реакция на действия окружающих

С увеличением дистанции до 10-15 метров самостоятельные социальные реакции ребенка тоже расширяются. Типичные действия окружающих следующие. Во-первых, комментировать. Это собственно и не действия даже и не всегда они адресованы ребенку. Это может быть просто поток сознания: "Такая маленькая на самокате", "ой как смешно без педалей едет" (последнее было часто у нас, так как мы ходили с беговелом одни из первых, но сейчас беговелов много и они наверное стали привычными), "смотрите, в платье, а на самокате", "смотри, младше тебя, а сама едет". Такие комментарии не требуют никакой реакции, если они благожелательны и не задели ребенка. Моя дочь небольшого роста и ее часто называют "маленькой", может быть это не делекатно, но всех не изменишь, приходится брать их реакцию "в рамку": "Мама, а почему они меня называют маленькой?" — "Дочка, они же не знают, что тебе уже 4 года". Второе типичное действие задавать вопросы. Обычно об имени и возрасте. Мою дочь это сначала смущало, потом она пообвыклась и стала гордо сообщать, иногда даже опережая вопросы. Причем когда ей было 3 года, она говорила всем, что ей 8 лет. Это вызывало взрыв удивления и шло обращение ко мне: "Она говорит, что ей восемь?" — "Да, она так говорит, женщина имеет право иметь возраст". Я никогда не отвечаю за нее, если обращаются к ней, а не ко мне. Если она не хочет отвечать, оставляю ей такое право. Права безусловно она, ведь очень важна степень благожелательности, с которой задается вопрос и дети это чувствуют. Иногда задают наводящие вопросы с программирующим эффектом, например: "Тебе не холодно?" (когда разгоряченный ребенок лихачит на самокате на одежку более раздетый, чем окружающие взрослые). Как правило, за этими вопросами лежит неприкрытое желание научить маму правильно жить, реакции мамы они тоже как правило не требуют или требуют отшучивания, но иногда ребенку приходится ответить за себя: "Не холодно". Хорошо, если мама способна шутить в ответ на неприкрытое поучение, это помогает ребенку тренировать устойчивость. Третий тип действий, это стремление помочь. Например, поднять упавший самокат или перелезть через бардюр, закатить самокат на пандус. Ребенок учится принимать помощь или от нее отказываться, смотря по своему желанию. По сути он часто экранирует реакцию на помощь, свойственную его матери: ждет или не ждет, принимает или нет, отказывается весело или резко. Четвертый тип действий, это угостить чем-нибудь или что-нибудь дать. Мамы по разному учат своих детей на этот тип действий реагировать, в зависимости места проживания и их представлений о безопасности. Я не учила ребенка брать все, что дают и не запрещала, просто наблюдала как это изначально для нее свойственно. Оказалось, она не любит брать что-либо у посторонних людей и относится к этому с опаской. Обычно она отказывается. Если взрослый предлагает сладость (конфету, печенье) я тоже не беру, отвечаю: "Мы это не едим. Бережем зубки". Если что-то на мой вкус съедобное, например, ягоду или фрукт, то я соглашаюсь взять сама и, если считаю возможным, то передаю ребенку, если считаю невозможным, то убираю в сумку и потом выкидываю. Я стараюсь в любом случае улыбнуться и сказать "Спасибо", но не прошу дочь никогда ничего брать из вежливости. Мы — дети большого города, она и не берет. В общем, такая реакция "зашита" в архетипы известных сказок, например, яблочко в сказке о спящей царевне и семи богатырях или белоснежке и семи гномах. Здесь мы попадаем в очень важную область балансирования между доверием к миру и сохранением своих границ, инстинктом самосохранения. В идеале, мы должны научить ребенка распознавать, от кого можно, а от кого нельзя принимать подарки и помощь. Это сложно, но это должно быть сделано изначально, в маленьком возрасте, пока мы рядом и пока силен его собственный природный инстинкт самосохранения и в то же время пока закладываются базовые социальные программы.