5 простых упражнений для того, чтобы научиться петь с нуля

Любой родитель хочет лучшего для своего ребенка. И многие взрослые считают, что детям обязательно нужно изучать иностранные языки — это принесет огромную пользу. Причем некоторые родители просто одержимы идеей начать обучение как можно раньше. В этой статье мы расскажем, со скольких лет, где и как начать учить ребенка английскому языку, а также как правильно это делать дома.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

Разговариваем с малышом

В первую очередь родители должны определить, готов ли ребенок к произнесению своего первого слова психологически, физиологически и интеллектуально. Что это означает?

  1. Малыш понимает обращенную к нему речь, он реагирует на свое имя и на другие обращенные к нему слова.
  2. Он прекрасно слышит и видит.
  3. Кроха уже не «агукает», а лепечет, пытаясь называть с помочью звуков окружающие его предметы.
  4. Играя, ребенок пытается повторять за мамой ее действия или выполнить движения, которые мама ему задала.
Читайте также:  Безопасность ребёнка зимой: важные правила поведения

Если с этими пунктами все в порядке, мама и папа должны помочь малышу заговорить. Здесь главное – общение с ребенком. То есть, с ним нужно разговаривать – много и спокойным, доброжелательным тоном. Таким способом у крохи формируется пассивный словарный запас, который рано или поздно выльется в первое произнесенное вслух слово. Как же говорить с малышом правильно?

Разговариваем с малышом
  1. Нужно называть все слова правильными, своими обозначениями. Скажем, не нужно говорить слово «мяу», а лучше – кошка, не «би-би» а машина. Ну и так далее. С самого начала малыш должен слышать идеально правильное произношение того или иного слова.
  2. Обращаться к малышу нужно простыми, четкими предложениями. Желательно повторять их несколько раз.
  3. Маме нужно говорить с малышом четко и внятно, стоя или сидя к нему лицом.
  4. Общение лучше построить в форме беседы, то есть мама должна задавать малышу вопрос и сама на него отвечать. Например: «Кто это пробежал по улице? Это собачка».
  5. Вообще желательно описывать словами все происходящее вокруг малыша: как и во что мама одевает малыша, куда они сейчас пойдут, что будут делать, какая на улице погода и т. д.
  6. Беседуя с ребенком, следует исключать всяческие фоновые звуки вроде телевизора, радио и пр., чтобы малыш на них не отвлекался.
  7. В идеале кроха будет пытаться повторять за мамой те или иные звуки или слова, поэтому в его рту не должно быть соски. Она помешает малышу правильно произносить слова или отдельные звуки.

Играем с ребенком

А еще – раньше заговорить малышу помогают игры. Ведь что такое игра для ребенка? Она помогает ему развиваться интеллектуально и физически, вырабатывает сноровку и положительно влияет на здоровье и общее развитие. Какой малыш заговорит раньше – хилый и интеллектуально неразвитый или бодрый, веселый и общительный? Это вопрос из разряда риторических.

Всяческих игр, помогающих малышу развиваться и, соответственно, учиться говорить, множество. Назовет лишь некоторые из них – самые распространенные и полезные. Разумеется, мама и папа должны принимать в таких играх непосредственное участие.

  1. Играем с малышом в игры, развивающие мелкую моторику. Давно известно, что развитая мелкая моторика помогает ребенку заговорить раньше. Такие игры хорошо известны: перебирание пальчиками различных мелких предметов – бусинок, камешков, крупы, шнурков, попытки складывать их в определенном порядке и т. д. В общем, мамам эти игры известны хорошо, и они должны научить своих малышей в них играть.
  2. Массаж детских ручек и всяческие забавы с детскими пальчиками – еще один замечательный способ развить у малыша речь. Любая мама знает древние и потрясающе эффективные игры вроде: «Пальчик-пальчик, где ты был» или: «Сорока-ворона кашку варила». Помимо собственно массажа пальцев, малыш запоминает произносимые при этом мамой слова, и очень скоро будет пытаться их повторять.
  3. Хорошо помогают и занятия артикуляционной гимнастикой, построенные в виде легких, забавных игр. Улыбнитесь ребенку, покажите ему язык, вытяните дудочкой губы – пускай все это малыш повторит вслед за мамой. Такие забавы хорошо развивают детский речевой аппарат, а, значит, крохе легче будет произнести слово «мама».
  4. Песенки и стишки с понятным малышу сюжетом также неплохо помогают выговорить самое первое словечко. Очень скоро малыш вслед за мамой будет повторять про мишку, которого уронили на пол и оторвали ему лапу или пытаться вместе с мамой петь известное: «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота». А там и до слова «мама» уже недалеко.
  5. Совместное с ребенком чтение книжек и рассматривание картинок, когда мама называет вслух каждую нарисованную зверушку, тоже прекрасный и хорошо проверенный веками способ.
Разговариваем с малышом

В общем, как научить ребенка говорить слово «мама», нет ничего трудного. Надо лишь постараться применить на практике приведенные в статье советы. И тогда очень скоро наступит долгожданный праздник – первое осмысленное детское слово «мама».

Где учить английский язык ребенку

Итак, вы приняли решение начать обучать своего ребенка английскому языку. Что выбрать: домашнее обучение, курсы или индивидуальные занятия? Давайте разбираться.

Домашнее обучение

Домашнее обучение с родителем — оптимальный вариант для малыша. Поэтому, если вашему ребенку еще не исполнилось 4-5 лет, попробуйте учить его дома. В конце статьи мы расскажем, как это делать.

Однако учить ребенка английскому языку дома можно только при условии, что вы сами знаете язык хотя бы на среднем уровне и будете использовать увлекательные способы обучения. Ребенок только начинает знакомиться с новым языком, поэтому важно, чтобы это знакомство было приятным и интересным. Вы не знаете английский? Можно попробовать такой вариант: вы идете на курсы и начинаете передавать свои знания ребенку. В таком случае пользу получит не только ребенок, но и вы сами. В нашей школе многие взрослые изучают язык как раз с этой целью: они хотят обучать детей английскому, помогать выполнять домашние задания и т. д. К тому же это позволяет не тратить деньги на дорогих репетиторов.

Читайте также:  Как научить ребенка читать?

Обучение английскому на курсах

В возрасте 3-4 лет ребенка можно отправить в специальный детский сад или центр раннего развития с уроками английского языка, а после 7 лет — на детские курсы. В этом возрасте детям важно не просто учить английский, но и одновременно общаться со своими сверстниками, расширять круг общения, выполнять интересные задания в конкурентной среде.

Главный момент, который вам следует учесть, — уровень знаний детей в группе. Важно, чтобы все дети знали английский примерно одинаково, иначе ребенку может быть некомфортно на занятиях.

После того, как ребенок достигнет среднего уровня знаний английского языка, можно попробовать отправить его в специальный языковой лагерь. Это будет отличным поощрением и хорошей мотивацией к дальнейшему изучению английского, а еще позволит ребенку завести друзей из разных уголков планеты.

Индивидуальное обучение

Мы не рекомендуем начинать индивидуальное обучение детей в возрасте до 7 лет. Во-первых, постороннему человеку сложно будет привлечь и удержать внимание малыша. Во-вторых, ребенку могут быть неинтересны такие занятия: одно дело изучать язык с такими же малышами, а совсем другое — наедине с чужой тетей.

У индивидуального обучения есть весомые недостатки: вам надо будет возить ребенка к репетитору или приглашать учителя к себе домой, что создает определенные неудобства. Однако их можно избежать, ведь есть альтернатива — с 9 лет ребята успешно начинают изучать английский язык по Скайпу. Если вы хотите, чтобы ребенок попробовал такой способ обучения, запишите его на бесплатный пробный урок. Вы будете присутствовать на этом занятии и сможете понять, подходит ли ребенку такой способ обучения.

Поэтическое видение мира

Детей привлекают музыкальное созвучие, ритмичность, мелодичность слов. А это и есть поэтическое видение мира, которое свойственно только двум типам людей – гениям и детям.

Отсюда и страстная любовь детей к сказкам, историям о волшебных превращениях, невозможных и нелогичных (по мнению взрослых) вещах. Отсюда же необыкновенная способность поэтов передавать с помощью средств художественной изобразительности, основанных на переносном значении, глубокий смысл и проникать в бессознательное.

Только поэты, как и дети, порой видят образы естественным путём и не всегда могут объяснить, что они значат.

Они передают впечатления. Специалисты уверены, что такие способности присущи всем детям до тех пор, пока их любовь к слову и словотворчеству не остынет, а речь не наполнится штампами из «взрослой жизни».

Основные этапы развития навыка пения

Разберем подробнее навыки, необходимые каждому, кто задается вопросом, как самостоятельно научиться петь.

Правильная осанка и дыхание

Положение тела во время исполнения должно быть свободным. Лучше всего встать прямо, опустить руки вдоль тела или положить их на живот в районе диафрагмы, чтобы чувствовать свое дыхание. Ноги для устойчивости лучше расставить на ширину плеч, стоять нужно на полной стопе, не приподнимаясь на носочки. После выработки умения правильно дышать допускается сидеть, но в этом случае нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не отклоняться вперед или назад, не опираться на спинку стула.

Плечи нужно опустить. При вдохе не нужно поднимать их, набирать полные легкие воздуха. Дыхание должно происходить при помощи живота и диафрагмы. Не нужно чрезмерно сводить лопатки, но и сутулиться тоже нельзя.

Основные этапы развития навыка пения

Простые правила дыхания можно коротко сформулировать так: быстрый вдох – пауза – медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим, почти незаметным. На выдохе можно представить, что нужно задуть свечу: плавно, равномерно и медленно выпускать воздух.

При вдохе грудь должна расширяться, а не подниматься вверх, рёбра как бы раскрываются в стороны, и воздух уходит в брюшную полость.

Работа над техникой

Начинать урок пения нужно с гимнастики для лица и распевки. Для разминки хорошо подойдет гримасничание: широко улыбайтесь, максимально раскрывайте рот, надувайте щеки, вытягивайте губы трубочкой, сомкните губы и быстро двигайте ими в разные стороны. Хорошо если после разминки чувствуется легкое тепло в мышцах. Стоит хорошо размять шею, так как мышцы при пении могут поначалу сильно напрягаться.

Заучите несколько скороговорок, а ещё лучше долгоговорок, они помогут научиться держать дыхание и чётко проговаривать каждый звук. Во время разминки сначала можно несколько раз проговорить алфавит, а затем громко и с хорошей артикуляцией озвучить скороговорку. Не стремитесь к скорости, наша задача – максимально чёткое и чистое звучание каждого звука. Следите за дыханием, нельзя чтобы вдох приходился на середину предложения или – ещё хуже – слова. Не «проглатывайте» окончания слов.

Для понимания возможностей интонирования полезно помычать с закрытым ртом. Нужно хорошо прочувствовать вибрацию носоглотки, можно поиграть с громкостью и тональностью.  Если хотите, попробуйте «промычать» любимую песню от начала до конца.

После всего этого можно переходить к распевкам по нотам. Сначала пропевайте разные слоги на одной ноте, а затем пойте восходящие и нисходящие гаммы.

Читайте также:  Воспитание ребенка в 3-4 года: психология, советы, рекомендации

Постоянная практика

Основные этапы развития навыка пения

Абсолютно необходимое условия – это постоянное выполнение упражнений. Обучение должно стать ежедневным ритуалом. Уделяйте по крайней мере полчаса в день  тренировке техники и дыхания. Поначалу у вас может быстро уставать рот, язык, может ныть шея. Но со временем вы научитесь не напрягать мышцы, которые не требуются для исполнения.

Старайтесь слушать хорошую музыку, будь то инструментальная классика, джаз, блюз или рок. Вам нужно научиться слышать музыку и подпевать ей без слов в унисон.

Для понимания прогресса можно сделать несколько записей того, как вы поете, на диктофон. Найдите «минус» песни, которую хотите исполнить, сделайте негромкий звук и пойте. Вам нужно получить запись только с вашим голосом. Это нужно для того, чтобы оценить, что нужно подтянуть – может быть, вам не хватает вдоха? Или вы плохо проговариваете какие-то звуки, из-за чего пение получается нечётким.

Затем сделайте запись, где будет слышна и музыка и голос – чтобы понять, попадаете ли вы в ноты. Возможно, потребуется выбрать другую песню, потому что некоторые могут просто не подойти под ваш тембр. Сигналом этого может стать боль в шее – не нужно напрягаться, чтобы «дотянуть» низкую или высокую ноту.

Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Комплекс упражнений для постановки голоса

Начнем с простого: с тренировки нашей дыхательной системы, поскольку это благотворно сказывается на постановке голоса. Возьмите на вооружение несколько занятий и не забывайте их выполнять.

  1. Наклоны. Исходная позиция: в положении стоя ноги расставлены на ширине плеч, руки свисают вдоль туловища. Наклоняемся вперед, опустив руки вниз, практически до самого пола. Контролируем дыхание: наклон – интенсивный вдох носом, исходная позиция – выдох ртом. Не спешите, следите за своими ощущениями. Повторите наклоны 8 раз, а затем сделайте еще 12 подходов.
  2. Дыхание. Перед тем, как научиться петь самостоятельно, все же следует прислушаться с советам настоящих специалистов. И вот, о чем они говорят. Хорошо петь вам поможет брюшное дыхание. При таком способе плечи и грудь остаются неподвижными, а ваша диафрагма работает над тем, чтобы создать звук. Чтобы научиться дышать диафрагмой, займите положение лежа, выпрямитесь, положите руки на живот. Дышите, поднимая живот при вдохе и опуская при выдохе. Заметили, как двигается ваша рука? А теперь попробуйте повторить такое же дыхание в положении стоя. Это будет несколько сложнее. Однако вам необходимо постоянно тренироваться и совсем скоро вы будете с легкостью брать высокие ноты, не переживая о том, что вам не хватит воздуха.
  3. Скороговорки. Тренируйте свою дикцию. Это поможет вам развивать речевой аппарат, а также быстро запоминать тексты песен.

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).

  1. Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
  2. Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
  3. Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
  4. Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.