5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки

Очень часто родители сталкиваются с таким неприятным явлением, когда ребёнок ничего не желает делать. И чтобы не предлагали ребёнку, о чём бы ни просили его, он всегда говорит «нет». В такой ситуации не следует сразу винить во всём ребёнка и ругать его.

Почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе?

Психологи и родители выделяют три основных причин, почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе:

  • Не пришло время. Ребенок психологически не готов к занятиям. Если в этот период родители настоят на своем и начнут принуждать учиться, то это вызовет лишь протест. Карточки, книжки и прочие атрибуты превратятся во врагов. Впоследствии изменить отношение ребенка будет крайне сложно.
  • Неверно выбранная форма занятий. Многие детки к 6 годам еще не наигрались. Им не хочется тратить время на скучные занятия. Поэтому есть смысл подстроиться под ребенка и выбирать такие методы обучения, чтобы вызвать у него интерес.
  • Психологическая травма. И родители, и психологи приводят много примеров, когда ребенок после нескольких занятий перестает проявлять интерес и все упорнее отказывается посещать уроки в развивающем центре или подготовительные курсы в школе. Что-то не получается и он чувствует себя хуже других, от этого появляется нежелание продолжать.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители.

Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Неверный способ обучения чтению.

Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу.

В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Неверный выбор книги.

Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное – это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Что делать

Если Вы ни раз слышали фразу «я не уважаю мать», то, наверняка, возникало желание узнать, как вести себя в такой ситуации, как изменить такое отношение ребенка.

Что делать
  1. Ставьте перед собой цель и следуйте ей. Как бы тяжело не было при общении с ребенком нужно понимать, что Вы мечтаете о том, чтобы он был счастлив. Нужно поверить, что малыш, на самом деле, ответственный и хороший человек. Не обращайте внимания на неудачи и на стресс. Помните о том, каким Вы хотите видеть своего малыша. Прежде, чем говорить что-то ребенку, необходимо все тщательно обдумать и взвесить, ведь иногда именно слова глубоко ранят детскую психику.
  2. Несмотря ни на что, Вы должны положительно относиться к своему чаду. Убедите себя в том, что малыш изначально является добрым и хорошим. Родитель при общении с ребенком не должен забывать о его сущности, может напрямую говорить о том, каким хочет его видеть, чтобы добиться взаимодействия.
  3. Должно прийти понимание того, что Вы и Ваш малыш имеете равные права.
  4. Не нужно бояться столкновений, переживать за то, что рано или поздно малыш заявит, что испытывает ненависть или хочет сбежать с дома. Вы должны понимать, что страхи материализуются. К тому же, дети часто прибегают к подобному способу, чтобы манипулировать, заставлять родителей делать то, что им нужно, даже шантажировать. Не нужно беспрекословно выполнять все требования ребенка, нужно суметь дать отпор.
  5. Научитесь доверять своему малышу, поручите ему ответственное дело. Это поможет избавиться от лишней лжи в отношениях. Однако, если Вы будете умышленно задавать ребенку ненужные вопросы или концентрировать на нем свое отрицательное внимание, обмана не избежать. Например, не стоит спрашивать «ты навел порядок в своей комнате?», лучше сказать «я хотела бы увидеть, как красиво стало в твоей комнате».
  6. Будьте с сыном или дочкой на одной волне, нормально относитесь к их желаниям и увлечениям, если нужно вспомните себя в их возрасте и не стоит говорить фразы по типу «а я в твоем возрасте такого не мог себе позволить». Ищите общие темы для разговора, указывайте на свою заинтересованность проблемами ребенка, оказывайте поддержку.
  7. Уважайте малыша. Действуйте в его интересах, объясняйте свои поступки, комментируйте свои запреты. Не нужно думать, что он слишком мал и ничего не понимает.
Читайте также:  Ларинготрахеит у детей симптомы и лечение

Рекомендации по работе со школьниками разного возраста

Малыши чаще всего не желают рано просыпаться, боятся «грозного» учителя. Еще им порой сложно усидеть спокойно на месте, целых 40 минут урока. И это бывает не только в 6, но и в 8 лет. Что же делать? Очень важно в самом начале облегчить адаптацию: разрешить брать в школу любимую игрушку, положить в ранец вашу общую фотографию. Еще желательно заранее смотреть позитивные мультфильмы о школе, и рассказать крохе, что его ждет впереди.

Дома можно играть «в школу», прорабатывая роли ученика и учителя. Ругать первоклашку за плохие оценки или нюансы поведения нельзя ни в коем случае. А вот поощрять его можно – например, походом на каток или аттракционы.

Что делать, если школьник не желает делать уроки и ходить в среднюю школу? Речь идет о школьниках примерно с 9 до 12 лет. В этом возрасте формируется свое «я», ребенок проявляется, как личность. И может из-за этого конфликтовать и с учителями, и с одноклассниками. Вот какие советы помогут:

  • вначале надо откровенно, доброжелательно поговорить, чтобы выяснить, в чем причина;
  • имеет смысл обсудить все с учителем, услышать его мнение и советы;
  • важно всегда искренне хвалить школьника за его успехи;
  • помочь ему выбрать занятие по душе, вне школы, любимую секцию, но с условием, что он будет посещать школу;
  • можно вместе определить, какие предметы ему более интересны, и в чем он готов стараться.

Как решить проблему со старшеклассником? Школьники возрастом с 13 до 17 лет чаще всего не хотят учиться и делать уроки потому, что предметы кажутся им неинтересными. А учеба в целом – бессмысленной тратой времени. Здесь важно много общаться, выяснять, как ребенок видит свое будущее? Чем он хочет заниматься, и какие навыки ему для этого нужны? Что ему действительно интересно, а что нет.

Не нужно забывать о стимулировании реального интереса школьника к учебе. Если и это не помогает, может понадобиться консультация психолога.

Дельные советы психолога о том как быть если ребенок не хочет учиться и делать уроки на видео:

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.

Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Метки:Не слушается

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

2 комментария

  1. Ирина

    Скажите пожалуйста как можно отучить ребёнка от хыканя мальчику 9 лет

    Ответить

  2. Sahyun

    Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знают, как воспитывать ребенка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или же как они считают нужным это делать. Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причем учиться постоянно, ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребенок появился в вашей семье, а еще лучше – заранее.

    Ответить

Непослушание и наказание

В вопросах наказания за неправильное поведение важно учитывать два правила:

  1. Необходимо отдавать отчёт в своих действиях, их причинах, а также задумываться о мыслях ребёнка, который должен чувствовать справедливость наказания. В аналогичных ситуациях нельзя поступать двояко, опираясь только на настроение или другие факторы  (например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок малыша, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
  2. В серьезных ситуациях ребёнок должен чётко понимать обоснованность действий родителей. Если малыш не слушается – наказание вполне естественный результат. Будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном).

Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, – пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.

Перед тем как наказать ребенка необходимо объяснить, чем чревато его баловство. Говорить следует спокойным, уверенным тоном, не терпящим возражений. Правильное воспитание и формирование характера ребёнка возможно при соблюдении следующих принципов:

  • Главной целью наказания является лишение ребёнка какого-то значимого для него удовольствия;
  • Ограничение должно быть реализовано сразу, а не отложено на более позднее время. У детей чувство времени развито иначе, и наказание, исполненное спустя некоторый промежуток, может вызвать у ребёнка недоумение, в результате чего вероятно затаивание обиды;
  • Слово “нет” должно быть категоричным и твердым, не терпящим компромиссов, уговоров и обсуждений, не нужно договариваться с ребенком и отменять свое решение. Если пойти на поводу и поддаться уговорам, можно стать объектом манипуляций. Поэтому думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.
  • Каким бы ни был проступок, не стоит поднимать руку на ребёнка. Таким образом можно спровоцировать агрессию и закомплексованность;
  • Следует отказаться от постоянного внешнего контроля за ребёнком. Это чревато отсутствием детской самостоятельности, решительности, ответственности, такие дети легко поддающуюся чужому мнению и не способную принимать какие-либо серьезные решения. Все это потом перерастает во взрослую жизнь (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).
Непослушание и наказание

Ребёнка нельзя наказывать в следующих случаях:

  • во время еды;
  • в период болезни;
  • после или перед сном;
  • когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
  • когда ребенок хотел вас порадовать или помочь, но что-то случайно испортил;
  • КАТЕГОРИЧНО не нужно наказывать ребенка при посторонних.

Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

Читаем материалы по теме наказаний:

Наказывать или не наказывать ребенка за случайные проступки – -detey/

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание – -detey/

Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей – -detey/

Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин – -detey/

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого? – -detey/

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.

Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.

Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то — чего-то меньше.

Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей — это ему не мешать.

На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок — это чистая доска, что напишем, то и получится.

Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: «Я же не могу насиловать ребенка», объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.

Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.

Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?

  1. Научить ребенка владеть собой.
  2. Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
  3. Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
  4. Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
  5. Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам — психологам, педагогам.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, то приглашаю вас стать участником моего онлайн-курса «Как пробудить в ребенке желание читать книги».

Что делать, если сын не хочет работать (взрослый).

Говорят: « маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы». Очень часто в жизни многие мамы встречаются с проблемой нежелания сына идти работать. В любом возрасте сын знает, что крыша над головой и вкусный обед ему обеспечен, а на одежду и развлечения можно попросить любимую маму дать денег, не сможет же она отказать своему ребёнку, хоть ему уже далеко не двенадцать.

Взрослые сыновья, помимо грубого отношения, очень часто расстраивают матерей тем, что не хотят идти работать, а вдобавок, ещё и требуют денег, постоянно жалуясь на состояние здоровья или отсутствие вакансий, или чересчур характерного руководителя. В общем, отговорок много.

Во-первых, мать должна прекратить считать взрослого сына маленьким ребёнком. Сыну необходимо дать понять, что он уже мужчина и должен обеспечивать себя, будущую свою семью. Также следует поменять отношение матери к сыну-тунеядцу: стать боле строгой и серьёзной, перестать постоянно убираться у него в комнате, баловать вкусным обедом и новыми вещами. Также следует перенести на плечи взрослого сына и домашнюю работу: пусть сам носки постирает, впрочем, и остальную свою одежду, помоет посуду, приготовит ужин.

В такой ситуации очень хорошим вариантом решения может послужить пример в качестве родного отца – настоящего мужчины. Можно рассказать о том, как он учился, куда поступил, где служил и как устроился на работу, а также припомнить все достижения по работе.

Откровенный разговор с отцом и полученная ответственность в результате отказа матери от бытовых услуг поможет взрослому сыну осознать степень своего взросления и необходимость в работе.

Не надо бояться темы про секс

Знание — сила, лучше, чтобы ребенок узнал обо всем этом от вас. У него должно быть правильное представление и отношение к этому. Иначе он узнает об этом от друзей лет в 13, а может и раньше и хорошо, если просто на словах. И поверьте, вряд ли друзья, которые также где-то что-то услышали или посмотрели сформируют у вашего ребенка верное представление обо всем этом.

Когда об этом рассказывать? Если у вас доверительные отношения, то ребенок спросит сам. Ну, а вообще лет с 7 стоит начать понемногу просвещать. Не хотите сами объяснять, дайте что-нибудь почитать. Например, «Энциклопедия сексуальной жизни» разработана французскими гинекологами и психологами для детей 7-9 лет, книга Катерины Януш и Мерви Линдман «Как я появился на свет».

Другие варианты обучения

Существует тип детей, которые просто не могут адаптироваться к школьному укладу. В современном мире для них существуют другие возможности получить среднее образование:

  • Домашнее обучение. Этот вариант подходит далеко не всем, ведь для этого нужен высокий уровень самодисциплины, при чем не только у ребенка, но и у родителей. Придется самостоятельно составлять план обучения на каждый день, организовывать уроки. Но есть и плюсы такого вида обучения: составленные специально для ребенка программа обучения и режим дня позволят учесть все его индивидуальные особенности, наилучшим образом раскрывая возможности ребенка.
  • Вечерняя школа. Требует меньше времени и позволяет закончить школу экстерном. Подростки, стремящиеся поскорее стать самостоятельными могут предпочесть такой вариант обычной школе.

Таким образом, если родители заметили, что ребенок теряет интерес к школе, существует масса путей исправить ситуацию. Первым дело нужно поговорить с ребенком и определить корень его проблем.

Возможно, все окажется не так страшно, как могло показаться и живое участие родителей быстро вернет ребенку тягу к обучению или даже разожжет ее с новой силой.