4 вещи, которые действительно важно дать ребенку до 3 лет

Известная инстамама  делится полезными советами о том, как стоит и не стоит воспитывать и развивать детей до 3 лет. Что именно нужно ребенку больше всего — конечно, родительская любовь, внимание, понимание и поддержка. Это залог успешного будущего вашего малыша, именно это сделает его счастливым гением.

Марафон на тему: как все успеть

И вот я, невыспавшаяся, мучила такого же невыспавшегося младенца чтением Пушкина, в год водила на развивающие занятия, в полтора таскала по неврологам, остеопатам, гомеопатам, педиатрам с мольбой «Сделайте что-нибудь, чтобы он заговорил!» А еще я постоянно пыталась его воспитывать. А как же не воспитывать?! Должен же ребенок в год знать слово «Нельзя»! Должен же уже писать в горшок и собирать свои игрушки! А как же? И только потом, через несколько лет, я узнала, что ДО ТРЕХ ЕЩЕ РАНО!

Спешить не надо!

  • До трех лет ребенок не понимает связку «причина — следствие», не имеет абстрактного мышления, не контролирует себя и свои действия.
  • Непослушание до 3 лет — это не плохое поведение, не вредность, не манипуляция. Это незрелый мозг!
  • Сон, питание и любовь — вот формула, как вырастить гения. А не английский, энциклопедии, скрипка и карточки Домана.
  • Поберегите нервы — они вам пригодятся после трех лет.

Умения годовалого ребенка

К году в лексиконе ребенка уже имеется порядка 8-10 слов, правда, они произносятся неполно, при этом еще и исковерканы. И поведение малыша в этом возрасте бывает крайне некрасивым, он может топать ногами, кричать, бросать с маму или папу еду из тарелки, игрушки. Вредничать в таком возрасте он уже умеет отлично. Родителям этот период дается нелегко, часто возникает желание взять ребенка и отшлепать его по мягкому месту. Но делать этого не следует, так как подобным методом воспитания результата добиться невозможно.

Не следует на ребенка кричать, он должен чувствовать и знать, что его просто любят, и неважно, как он себя ведет. Малыши очень хорошо понимают, что им говорят, поэтому с ребенком нужно разговаривать. Объяснять для него что-то нужно медленно, слова проговаривать четко и внятно, показывать на примерах хорошие и плохие поступки. Но если даже ребенок отлично понял, что поступил нехорошо, радоваться этому очень рано.

Подобные выходки могут повторяться регулярно еще очень долгое время. Главное, сохранять спокойствие, не уставая повторять и повторять малышу, что так делать нельзя. Не так скоро, но малыш это усвоит, и длительность связана с тем, что мозговая активность ребенка не достигает уровня взрослого человека. Ребенку для запоминания необходимо гораздо больше времени.

Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?

К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.

Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?

Особенности физического развития ребенка первого года жизни:

  • При оценке физического развития новорожденного ребенка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
  • Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.
  • Отклонение показателей роста и веса ребенка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребенка уникально.
  • При наличии явных отклонений в физическом развитии ребенка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребенка. Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.
Читайте также:  Зачем нужен массаж новорожденным и грудничкам?

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).
Читайте также:  До какого возраста кормить ребенка грудным молоком

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Возрастные «ступеньки» развития

В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Для удобного понимания ниже нарисована схема, на ней хорошо видна динамика, то есть переходы от спокойного к кризисному этапу.

Рисунок 1 – Схема чередования этапов развития ребенка

Возрастные «ступеньки» развития

В психологии (советской, потом и российской) встречаются дополненные периодизации. Например, дошкольников делят на: младших и старших. А школьников на: младших и средних. Пубертат называют старшим школьным возрастом. Хотя это не существенно, от названия законы детского развития не поменяется.

Как развивать ребенка?

Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.

Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:

Как развивать ребенка?
  1. музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
  2. посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
  3. шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
  4. двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
  5. сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
  6. полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.

Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

Дети на третьем году жизни стремятся к познанию всего, что их окружает, и с удовольствием изучают то, что предлагают им родители. В кризисные моменты, когда ребенок устраивает безосновательные истерики, следует спокойно разговаривать с ним, мягко добиваясь понимания с его стороны и преодоления психологического дискомфорта.

За 3,5 года жизни ребенок уже хорошо научился улавливать любые изменения в домашней атмосфере и поведении окружающих людей, поэтому стоит чаще говорить о любви к нему, его значимости. С проявлением нежности со стороны родителей дети становятся более уравновешенными.

Ребенок в этом возрасте уже умеет концентрировать внимание на одном задании на протяжении 20 минут. Лучше всего чередовать разные виды деятельности, чтобы интерес к заданиям и играм не пропадал.

Читайте также:  25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Родителям стоит уделить внимание усовершенствованию речи и социальных навыков детей. Психологически они уже развиты достаточно, чтобы понимать, что такое дружба и на чем она строится, как разрешать появившиеся конфликты. Посредством недолгих бесед на темы о чувствах других людей нужно научить ребенка не только оценивать ситуацию со своей позиции, но и смотреть на происходящее с разных сторон.

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Главное – общение!

Специалисты рекомендуют не забывать о пользе обучения через коммуникации и специальные развлечения для формирования речи, мышления, мимики и двигательных функций:

*Называйте части тела: считалки и песенки про рот, лицо («Чтоб смеялся ротик, чтоб кусался зубик») *Описывайте свои телодвижения и давайте шанс пощупать то, о чем повествуется («одеваемся: достаем кофточку, штаны и надеваем их на рученьки и ноженьки», «молоко белое, вкусное») *Рассказывайте о том, что видится на картинке, в книжке, сравнивайте их с реальными вещами *Принимайтесь учить прибаутки или стишки при этом изображайте, то, что там происходит («Бычок качается», « Мишка косолапый по лесу идет», «Сорока белобока кашку варила»)

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

Особенности внимания

Рекомендации по развитию:

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.