4 главные рекомендации, как научить ребёнка самостоятельности

Самостоятельность – это способность сделать что-либо своими силами, не прибегая к посторонней помощи. Ребёнок рождается совершенно беспомощным и зависимым от родителей. Они его кормят, укладывают спать, одевают, выводят на прогулку.

Рекомендации для родителей

Чтобы приучить ребёнка к организованности и самостоятельности, родителям нужно сдерживать свои порывы. Это нелегко, особенно для перфекционистов, которые при виде неправильно почищенной картошки или не до блеска отмытого пола впадают в истерику.

Приведённые ниже рекомендации помогут научить детей самостоятельности и сохранить здравомыслие.

Рекомендации для родителей
  • Проявить терпение и снисходительность. Увидеть различия между собой и ребёнком. У активного, общительного родителя может расти пугливый и медлительный малыш, и это нормально.
  • Снизить требования. Не стоит требовать блистательного результата с первой попытки, ведь это невозможно. Цель здесь – постепенное развитие, шаг за шагом. И каждое действие, выполненное самостоятельное, пусть даже не идеально, достойно похвалы.
  • Понизить уровень контроля. «Недостаток» самостоятельных детей в том, что они неудобны. Они могут не слушаться, а многих родителей это бесит. Как научить детей самостоятельности, если направлять их каждый шаг и требовать беспрекословного подчинения? Возможно ли это?
  • Лениться. Опытным путём установлено: самостоятельные дети растут у ленивых родителей. При сохранении необходимого баланса дети получают пространство для маневров, могут сами приготовить себе еду, подготовить себе одежду для прогулки, сделать уроки. А всё потому, что родители слишком ленивы, устали или заняты, чтобы делать все действия за детей. Баланс важен для того, чтобы дети не чувствовали себя отверженными, но с пониманием относились к тому, что в данный момент времени нужно сделать то или иное без помощи родителей.

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Отвечу на вопрос, которые мне часто задавали раньше,  и чем меня сейчас пугают. Потом будет тяжело отучить ребенка от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?

При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать/ходить и трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы.

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда-то возникают проблемы!

Читайте также:   Адекватная самооценка от рождения до старости

Ну, самый просто и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!» «Не ходи туда, там опасно!» «Куда ты все лезешь?!» Ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир — это опасное место и лучше держаться поближе к маме.

Что делать, чтобы малыш стал целостной личностью: простых правил

Родителям необходимо постараться найти золотую середину в своих воспитательных принципах и руководствоваться, в первую очередь, здравым смыслом. Однако следует знать и соблюдать следующие правила:

  1. Когда ребенок первый раз пробует что-то сделать самостоятельно, не нужно его останавливать и мешать ему. Пусть первоначально он подражает вам буквально во всем, со временем он уловит взаимосвязь и начнет действовать самостоятельно;
  2. Не нужно делать за малыша его работу, в попытках облегчить ему (и себе в первую очередь) жизнь. Крохе так или иначе придется обучиться простым и элементарным вещам;
  3. Постепенно приучайте малыша к тому, что он должен выполнять некоторые задания самостоятельно: к примеру, аккуратно складывать свою одежду в шкаф, собирать игрушки, умываться и чистить зубы, убирать за собой, и делать это все он должен регулярно, не взирая на то, что иногда он будет капризничать или лениться. Очень важно, чтобы он вначале привык это делать, а затем понял, что эти действия являются правилом;
  4. Поощряйте принятие самостоятельных решений, например, пусть выбирает одежду перед прогулкой на улице или походом в гости. Малыш поймет, что вы склонны доверять его мнению и будет вам благодарен;
  5. Заведите домашнего питомца, и часть работы по уходу за ним поручите ребенку. Это тоже поможет вашему ребенку стать самостоятельней и ответственней;
  6. Относитесь к своему ребенку серьезно, не смотря на его юный возраст. В обсуждении некоторых вопросов интересуйтесь и его мнением. Такое ваше поведение не просто повысит самооценку у малыша, а поможет ему осознать, что его мнение также ценно, как и мнение старших;
  7. Приобщайте малыша чаще к повседневным домашним заботам и делам. Просите его вам помочь, объясняйте, что без его помощи вам сложно справиться. Всегда соглашайтесь, когда кроха проявляет желание помочь вам даже по мелочам. Позже, когда вам по-настоящему нужна будет помощь, ваш ребенок всегда вам пойдет навстречу.
Что делать, чтобы малыш стал целостной личностью: простых правил

Для более наглядного примера ознакомьтесь с видео по теме, в нем вы найдете примеры того, как можно поощрять в ребенке стремление к самостоятельности:

Читайте также:  Вакцинация недоношенных детей: мнение врача и опыт мам

Таким образом, получив эти полезные советы, я думаю, вы теперь знаете — как приучить ребенка к самостоятельности. И я уверена, что ваш ребенок обязательно вырастет счастливым и успешным человеком!

5 действенных способов, как привить чувство порядка к детям любых возрастов

Первый метод

Основан на определённых задачах, которые мама или папа должны поставить перед ребёнком. Причём, важно, чтобы перечень задач соответствовал возрасту малыша:

  • 2 года — выполняйте большую часть домашних дел вместе с ребёнком. Здесь важно, акцентировать внимание на том, что вы делаете. Для этого просто говорите, чем занимаетесь на данный момент (заправляете кровать, собираете игрушки и т.д.) и для чего это необходимо;
  • 3 года — начинайте поручать дела.

    Речь идёт о самых простых и безопасных задачах. В этом возрасте дитя способно что-то собрать (игрушки), выбросить что-либо в урну и т.д. Хорошо влияет на развитие положительных качеств такое задание, как полив цветочков;

  • 4 года — можно приучать к уборке: убрать грязь (вытереть), собрать самостоятельно разбросанные игрушки. 4-летний кроха, хоть и кажется маленьким, но уже в состоянии заправлять кровать, главное, время и практика. Чем больше и чаще он будет это делать, тем быстрее станет получаться;
  • 5 лет — возраст, когда можно смело давать ребёнку следующие задания: собирать свои вещи, раскладывать их по местам, что-то полоскать или мыть, выносить мусор.

Если вам сложно наблюдать за тем, как ребёнок неумело и совсем неправильно выполняет порученные дела, то наберитесь терпения и помогите ему сделать это. От родителя требуется урок. То есть вы должны научить. С каждым разом у малыша будет получаться всё лучше и лучше.

Учитывайте, что 1 метод будет работать только в том случае, если вы чётко дадите понять ребёнку о наличии у него определённых обязанностей. Постарайтесь объяснить малышу, что это делать необходимо всегда, а не только тогда, когда есть желание.

СОВЕТ: можно использовать словосочетание «такое правило».

К примеру, если вы видите, что ребёнок ушёл, не убрав за собой посуду, говорите: «нужно убрать стакан! Такое правило».

Читайте также:  Лечение горла у детей препаратами и народными средствами

Если регулярно напоминать в таком контексте, данное словосочетание станет хорошим сигналом к действию. По крайней мере вам уже не нужно будет заставлять его что-то делать.

Второе

Нужно заранее договориться с ребёнком о том, за какое время он сделает то, что должен. Просите назвать конкретное время (сегодня вечером, либо завтра утром). А не «Сейчас» и не «потом».

Третье

Выясните заранее, что именно будет делать ребёнок. В том случае, если детей несколько, важно распределить обязанности сразу. Это позволит снизить риск ссор между братьями и сёстрами, а также исключить необходимость вашего участия в этом в последующем.

Отличным дополнением ко всему будет приучение каждого к тому, чтобы они отвечали за часть плана. Это поможет добиться выполнения поручений полностью;

Четвёртое

Поощрения за уборку должны быть, потому что так вы ещё больше будете стимулировать желание сына или дочери, независимо от возраста делать что-то полезное. Особенно это касается тех случаев, когда уже взрослый ребёнок (около 10 лет) выполняет часть взрослых дел;

Пятое

Последний метод основан на напоминаниях. Это предстоит делать каждому родителю, который хочет воспитать чистоплотного человека. И, учитывайте то, что все дети индивидуальны. Кому-то надо будет напомнить 10 раз, а кому-то и 100 будет мало. Никто не знает, сколько предстоит потратить сил и терпения.

Напоследок стоит сказать, а может и напомнить некоторым, о том, что нельзя ругать детей за беспорядок. Особенно до 7 лет. Дети такого возраста просто не готовы психологически выполнять самостоятельно всё то, что могут делать взрослые.

Вместо возмущений говорите так: «Мне хотелось бы видеть порядок в твоей комнате», или что-то в таком духе. Ваши слова будут вполне понятными для детских ушей.

Психологи утверждают, что у каждого ребёнка есть феномен. Заключается он в наличии внутреннего слуха. И в большинстве случаев, если часто говорить простые фразы, а именно комментировать всё, что вы видите (я вижу — валяется твоя футболка на полу, я вижу — повсюду раскиданы игрушки, хотелось бы видеть порядок), то ребёнок рано или поздно уловит посыл. Но, к этому способны только дети после 5 лет. Об этом нужно помнить.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!