13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Когда дети начинают говорить

Каждый ребенок — индивидуальность, и его развитие может отставать или опережать общепринятые нормы. Одни дети могут разговаривать уже в год, а другие упорно скрывают свои мысли от посторонних до 3 лет. По мнению психологов, малыш, в зависимости от возраста, должен уметь следующее:

  • В 2 месяца. Это период «гуления». Младенец с удовольствием протягивает гласные звуки «а», «о», «у», а некоторые индивидуумы пытаются добавить к ним согласный «г». Это милое «гу-агу» малыш может повторять по нескольку минут, при этом активно жестикулируя и улыбаясь.
  • От 3 до 6 месяцев. Видимое развитие речи в этом возрасте ограничивается простыми слогами или невнятным лепетанием, но обратите внимание, как малыш внимательно вслушивается в вашу речь. Он буквально впитывает каждое слово. Если вы замолкаете, младенец заполняет паузу своим гулением, давая понять, что диалог не закончен и он ждет продолжения. В этот период очень важно читать ему сказки, стихи, больше разговаривать, комментируя все происходящее вокруг.
  • В 8-10 месяцев. Ребенок продолжает лепетать, но среди несвязных звуков проскакивают вполне понятные первые двусложные слова. Малыш начинает понимать фразы, обращенные к нему. При названии предметов отыскивает их глазами, показывает пальчиком. На предложение покушать — открывает рот, а сообщение о предстоящей прогулке вызывает бурю положительных эмоций.
  • В 1 год. Годовалый малыш уже говорит. Пока его словарный запас ограничен 10-15 словами, но произносит он их вполне осознанно. Буквально через месяц-другой количество удваивается, и в 1,5 года малыш свободно оперирует 30-40 понятиями. Словарный запас двухлетних детей составляет около 100 единиц. Нередко в годик, ребенок начинает говорить первые фразы.
  • С 2 до 3 лет. Это период бурного развития речи. Около тысячи слов и две сотни фраз — такая норма считается усредненной для этого возраста. Малыши употребляют местоимения, склоняют слова по падежам и говорят вполне связными предложениями.

Современные родители серьезно озадачены ранним развитием детей. Чтобы ребенок начал говорить в годик, нужно принимать соответствующие меры еще до его появления на свет. Наукой давно доказано, что, находясь в утробе матери, малыш хорошо слышит звуки и понимает интонации. Поэтому будущим родителям рекомендуется читать вслух сказки, ласково разговаривать с младенцем, включать классическую музыку. Это будет способствовать развитию слуха и речевого аппарата еще не родившегося ребенка. Для тех родителей, кто понимает, что речь — это навык, который дети должны получить как можно раньше, предлагаем воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Причины неправильного произношения

Отсутствие у родителей знаний, во сколько лет ребенок должен выговаривать «р», часто приводит к крайностям. На приеме у логопеда оказывается малыш в возрасте 2-3 лет, еще не имеющий всех зубов или, наоборот, школьник, у которого возникают проблемы с учебой или общением из-за неправильного произношения. Чтобы этого избежать, надо четко знать ответ на вопрос. Специалисты едины во мнении, что в норме при правильном анатомическом и физиологическом формировании речевого аппарата, ребенок начинает выговаривать «р» к 4-6 годам. Если с этим возникли проблемы, то следует обратиться к врачу и проверить наличие патологий:

  1. Неправильное строение подъязычной уздечки, которое не позволяет языку плотно соприкасаться с небом. Разработана система упражнений, позволяющих избежать хирургического вмешательства. Но в каждом случае решение о выборе метода лечения принимает врач.
  2. Заболевания верхних дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы, не позволяющие научить ребенка правильно выговаривать определенные звуки.
  3. Нарушение фонематического слуха. При этой патологии малыши стараются слишком быстро повторить речь взрослого человека, путая и «глотая» звуки и целые слоги.
  4. Недостаточное развитие речевого аппарата в результате отсутствия или нехватки разговорной практики.
Причины неправильного произношения

Если после проведения осмотра врач исключает эти состояния, родителям стоит попытаться научить ребенка выговаривать звук «р» самостоятельно.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Читайте также:  9 правил, как научить ребенка кушать ложкой

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях. Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно. Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.

На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.

Заниматься нужно в удобном месте, перед зеркалом, чтобы малыш видел движения своих губ и имел возможность наблюдать за мимикой мамы или папы. За любые успехи в произношении звуков ребенка необходимо хвалить.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.

Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

Читайте также:  36 правил, чтобы общение с детьми превратить в искусство!

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: Последнее изменение:

Проявления неправильного произношения

Признаки того, что ребенок неправильно произносит букву «р», могут проявляться по-разному. Обычно они следующие:

  • произношение ребенком правильной буквы в правильном месте, но проговаривание данного звука отличается от общепринятого. Обычно такое состояние наблюдается у детей, которые с рождения учат несколько языков сразу – путая фонетические характеристики, малыш воспроизводит звук так, как это звучало бы в другом языке – с картавостью или лишней вибрацией;
  • проглатывание буквы, которую ребенок не умеет произносить (проявляется в неполном произношении слова, когда слог со сложной буквой не проговаривается, обычно при этом не происходит замен другими сочетаниями);
  • замена сложного звука более простым – самый распространенный симптом данного речевого нарушения. Сложный звук заменяется созвучным, но более простым. Так, самыми популярными парами при данном отклонении является «р» — «л», «ы» — «и».
Проявления неправильного произношения

В этих случаях важно своевременно научить ребенка говорить букву «р», чтобы они не закрепились в привычку.

Участие родителей в развитии речи ребенка

Определённого алгоритма действий нет, но родителям можно дать несколько полезных и важных рекомендаций:

  • Нужно постоянно разговаривать с малышом. Везде, всегда и с самого рождения. Да-да, именно с момента появления маленького человека на свет вы должны общаться с ним. Это совсем несложно. Просто описывайте свои действия, рассказывайте о том, что происходит вокруг. К примеру, собираясь на улицу, расскажите, что вы на него надеваете. На прогулке говорите о том, что видите. Ребенок будет с удовольствием слушать все и запоминать.
  • Важно знакомить ребёнка со звуками, ведь именно они являются составляющими слов и основой речи. Так что, увидев жука, вы можете поведать своему чаду, что жук издаёт звук «ж-ж-ж». Многие события можно описать звуком (едет машина, льётся вода, варится каша, кошка мяукает, собачка гавкает и так далее).
  • Можно научить ребенка говорить, используя его пальчики. Всё просто, достаточно проводить занятия, способствующие развитию мелкой моторики. Дело в том, что мелкая моторика отвечает за речевой центр мозга, поэтому так важно уделять ей особое внимание. Можно, к примеру, дать ребёнку поиграть с крупами, монетками или бусинами (естественно, под присмотром взрослых). Кроме того, полезны занятия лепкой. Также можно проводить игры с песком и просить о помощи по хозяйству (очищение фруктов, к примеру).
  • Артикуляционная гимнастика. Существует множество упражнений, позволяющих подготовить малыша к произношению различных звуков и слов. Например, можно попросить его надуть воображаемый воздушный шарик. Обязательно просите малыша улыбнуться, поскольку способствует развитию мышц рта. Ещё можно научить чадо цокать языком, имитируя цокот копыт лошадки.
  • Можно устраивать дома спектакли и маленькие сценки. Для этого лучше использовать игрушки и кукол или изготовленных своими руками сказочных персонажей, например из пластилина или бумаги.
  • Как научить ребенка говорить другими способами? Нужно как можно чаще просить чадо произнести какой-нибудь звук или слово. И не забывайте радоваться успехам своего ребенка и хвалить его.
  • Вы должны следить за тем, чтобы малыш больше общался с другими детьми (как со сверстниками, так и с ребятами постарше, которые уже умеют говорить).
  • Все слова нужно проговаривать чётко, не коверкать и не изменять их. Иначе ребенок запомнит неверный вариант и будет произносить слово именно таким образом.
  • Если малыш начинает говорить и произносить некоторые слова неправильно, то вы должны ласково, но твёрдо поправлять его, произнося слово чётко и громко в правильном варианте.
  • Остается лишь добавить, что способность говорить дана людям природой, но развивать речь малышей должны их родители.

Поэтому запаситесь терпением и начинайте действовать.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Случаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Как научить ребенка говорить букву Ш

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Читайте также:  Как помочь ребенку хорошо учиться в школе

Упражнения для правильного произношения

Основой хорошего произношения является сильный выдох. Приучить малыша сильно дуть помогут обычные мыльные пузыри. Стараясь создать как можно больше радужных шариков, ребенок учится направленно дуть, а не просто выдыхать воздух. В этом наша цель: научить кроху управлять потоком воздуха.

Вторым шагом к созданию правильного звука «Р» является упражнение «дудочка». Имитируя игру на музыкальном инструменте, покажите малышу, как вытягивать губы, а затем начните издавать звуки, заставляющие их вибрировать. Пусть ребенок повторяет за вами.

После разминки можно приступать к упражнениям по постановке звука «Р» при горловом произношении:

Упражнения для правильного произношения
  • Индюк. Приоткрыв рот, дотянуться кончиком языка до верхней губки. Перемещая язык по ней, выговаривать бл-бл-бл, постепенно ускоряясь.
  • Маляр. Язык превращается в кисточку маляра, а роль стены играет небо, щеки, зубки и десны малыша. Пускай он постарается окрасить все стены при помощи движений взад-вперед.
  • Лошадка. Простое упражнение, которое наверняка понравится ребенку. Нужно цокать. Для этого язычок прижимается к небу, а затем быстро отрывается от него. В какой-то момент нужно замереть с прижатым язычком на 10 с., после чего продолжить упражнение.
  • Мотор. Прижатый к небу язычок подпираем снизу пальчиком ребенка или палочкой и просим его произнести дддд. Сами тем временем двигаем его язык в одну и другую стороны, создавая вибрацию. В итоге получается звук «ррр».

Последнее упражнение развивает привычку мышц языка создавать необходимые для правильного произношения «Р» вибрации. Упражнения не надо делать сразу все. Выбирайте на каждое занятие новую веселую игру, после которой переходите к постановке самой буквы р.

Каждое упражнение не должно превышать минуты, в среднем 35-40 секунд.

Путаница со звуками

Со слов завуча школы, дети, искажающие звуки, не смогут грамотно писать, т.к. информация в голове искажается. Это так?

– Я думаю, что учитель имел в виду не искажение, а замену звуков. Коротко поясняю: искажение звучания – это то, как не принято говорить в системе языка, в данном случае русского. Например, не принято говорить межзубные, боковые звуки, горловое «р», но в данном случае ребенок понимает, что есть горловое звучание, но нет горловой буквы на письме, поэтому такой ошибки быть не может.

Но если ребенок, например, вместо «ш» говорит «с», «Саша» звучит как «Саса», тогда впоследствии на письме такая ошибка может быть, потому что ребенок неправильно воспринимает звук на слух, заменяет его в артикуляции, соответственно, потом будет заменять и букву. В данном случае речь идет о нарушении фонематического слуха, а о таком нарушении может сказать только логопед.

– На собеседовании в школе родителям сказали, что плохо говорящие дети искажают информацию и потом плохо пишут. Ваше мнение?

– Раньше логопед мог сказать: «Пожалуйста, поставьте звуки детям до школы, если вы этого не сделаете, то потом на письме будут ошибки». Сейчас многие родители достаточно образованы, чтобы легко принять на веру это спорное утверждение.

Если ребенок заменяет звуки, это нарушение фонематического слуха, то есть он неправильно воспринимает на слух звуки, соответственно, действительно на письме могут быть замены букв. Если ребенок плохо говорит, значит, он допускает в устной речи аграмматизмы, то есть неправильно употребляет окончания по роду, числу или падежу. Например, ребенок говорит: «Птицы сидят на деревах», – в норме русского языка «на деревьях», соответственно, в данном случае как ребенок говорит, так может и писать.

Если это вовремя не исправить, потом это может перейти в письменную речь. Все нарушения-аграмматизмы проявляются в 3-4-м классе, когда появляется собственная письменная речь.

– Если ребенок в устной речи говорит то «в», то «л», он и на письме будет путать эти буквы? А если ребенок переставляет местами слоги, то это потом в письмо переходит?

– Если ребенок путает «в» и «л», то это искажение звука, ребенок говорит «двугубное» [л], отдаленно напоминающее звучание [в]: «лампа», «лодка». Такое нарушение не должно отразиться на письме, потому что это искажение или, по-другому, мышечное нарушение – нарушение формирования мышц артикуляционного аппарата, нарушение анатомического строения. Так может произойти, если у ребенка грубейшее нарушение фонематического слуха. [В] и [л] – звуки из разных фонетических групп, обычно дети их различают на слух.

Если ребенок путает или переставляет местами слоги, это называется нарушением слоговой структуры. Это нарушение вполне может перейти на письмо: к нарушению слоговой структуры далее добавляется нарушение формирования языкового анализа и синтеза, ребенок неправильно выделяет первый звук, второй звук, неправильно выделяет слог из слова или переставляет слоги. В результате на почве нарушения формирования языкового анализа и синтеза образуется дисграфия.