10 способов научить ребенка произносить и писать слова правильно

В эпоху компьютеров и электронных гаджетов умение разборчиво, аккуратно и красиво писать кажется почти анахронизмом. В самом деле, стоит ли заставлять собственного отпрыска упражняться в чистописании, тратя силы и время на это бесполезное, по сути, занятие? Стоит, утверждают специалисты и объясняют, почему.

Учим ребенка писать красиво

Ваш маленький ученик без труда научится красиво и аккуратно выводить на бумаге самые сложные буквы, если принять во внимание несколько важных моментов.

* Правильная осанка. Почерк зависит и от позы за столом. Ребенок должен сидеть с ровной спиной, слегка наклонив голову, согнув ноги в коленях под прямым углом, касаясь стопами пола, руки лежат на поверхности стола. Малышу будет несложно сохранять правильную позу на протяжении всего занятия, если у него нормальная осанка и крепкий плечевой пояс. Выработать правильную осанку, укрепить мышцы ему поможет гимнастика. Комплекс специальных упражнений вы найдете здесь, здесь и здесь.

* Удобная ручка. Часто родители упускают из виду этот важный момент, а он является одним из ключевых. Выбирая инструмент для письма, стоит отдать предпочтение шариковой, а не гелевой ручке, которая может царапать бумагу, а гель — размазываться. Не подойдут также толстые и тяжелые пишущие предметы — для них у ребенка еще не достаточно большие и крепкие пальцы. Абсолютно гладкие ручки — тоже не лучший выбор, желательно поискать со специальной резиновой накладкой в месте захвата, чтобы пальцы не скользили. Обратите внимание на специальные ручки для обучения письму. У них имеется особое углубление для пальцев. Такое приспособление поможет закрепить навык правильно держать пишущий инструмент.

«Идеальным инструментом для овладения искусством каллиграфии является перьевая ручка, — говорит Ольга Туровцева. — В процессе письма пером пластические усилия чередуются с расслаблением. В то время как, выводя буквы обычной шариковой ручкой, ребенок испытывает постоянное мышечное напряжение, и не только в кистях рук, но и в области спины и плеч».

Научите ребенка правильно держать пишущий инструмент с помощью большого и среднего пальца, лишь придерживая указательным ручку сверху. Кончик ручки должен смотреть в плечо. Кисть при письме свободно движется, локоть рабочей руки при этом неподвижен.

В погоне за каллиграфией

А начнем мы с более сложного – с того, как научить ребенка писать красиво. Эта задача может показаться даже непосильной – ввиду того, что и среди взрослых многие так никогда и не научатся восхищать окружающих изяществом своих букв. Все дело в том, что это просто длительная и кропотливая работа, и родителям придется задуматься над тем, как заставить чадо ее выполнять.

Первое, что необходимо – это постоянная практика. Обратите внимание, что в школе детей учат писать именно так – им постоянно задают какие-то письменные задания, которые в первом классе не предусматривают еще никакого творчества – нужно только переписать текст, никак не видоизменяя его.

Если школьной нагрузки не хватает, или же малыш еще не ходит в школу, а писать уже нужно учиться, то следует приучить его к тому, чтобы он ежедневно писал и в домашних условиях. Ни в коем случае не заставляйте – плодом принуждения станет психологическое отторжение, и ребенок будет думать о чем угодно, только не о красоте выписываемых букв. О ней (о красоте) на начальном этапе, возможно, тоже не стоит упоминать – как уже говорилось, детям такие цели неинтересны, разве что на коротком отрезке времени.

Собственно, если малыш еще не умеет писать, то можно даже начинать с отдельных букв. И не спешите нагружать – пусть для начала просто много пишет, не суть, чтобы красиво. Наверное, стоит пообещать и какое-то вознаграждение, чтобы заинтересовать молодежь.

Когда ежедневные упражнения, основанные только на количестве, станут привычным делом, потихоньку начните указывать и на качество. Поначалу, наверное, не стоит отбирать у ребенка награды – лучше ввести некоторую их градацию, чтобы появлялся стимул не просто писать, а делать это как можно красивее. Если сразу отобрать у малыша вознаграждение за просто написанный текст, то он только обидится и забросит упражнения, а нам этого не нужно.

Предложите ему научиться писать красиво, но будьте готовы предоставить образец того, что должно получиться в итоге – заинтересуйте его, пусть он действительно захочет так уметь. Избегайте сразу же ставить недостижимые цели, и объясните подопечному, что сразу достигнуть вершин у него не получится, но нужно стараться, и тогда особенно высокая награда ему гарантирована. Даже пара месяцев таких тренировок, и стремление писать каллиграфически привьется навсегда, и тогда молодому человеку уже неважно будет, ждет его вознаграждение, или нет.

Читайте также:  3 причины, почему родители боятся вести ребенка к психологу

Рекомендации для родителей

О том, как научить ребенка писать без ошибок, следует задуматься как можно раньше. Нужно оказывать много внимания такому ребенку и в школе, и дома. Только при систематическом подходе можно добиться позитивного результата. Психологи и логопеды дают несколько полезных рекомендаций для родителей:

  • Внимательно следить за тем, какие ошибки были совершены в течение дня. Выполняя домашние задания, можно ненавязчиво проговаривать правильно слова, таким образом повторять орфограммы.
  • Постараться привить малышу любовь к чтению. Начитанные люди допускают гораздо меньшее количество ошибок благодаря автоматической памяти. В дальнейшем ребенок может не знать правил, но писать должен как следует.
  • Обращайте внимание на слова, которые встречаются ребенку в повседневной жизни. Вывески, реклама, телевизор – акцентируйте на правильном написании трудных слов.

Самое важное правило – не ругать и не критиковать ребенка. Он не виноват, что у него такая проблема, и если занизить самооценку, можно добиться только еще большего регресса. Родители просто обязаны в первую очередь трудиться сами, не жалеть времени, изучать вопрос. Существует широкий выбор специализированной литературы. Например, очень полезной может оказаться серия книг Шкляровой Татьяны Васильевны. Рассказывает Шклярова, как научить ребенка писать без ошибок, легко и доступно объясняет.

Развиваем умение писать под диктовку

Сложнее приходится ребятишкам, для которых на смену заданиям на списывание приходят диктанты. Тут уж некуда подсмотреть, нужно знать самому, как пишутся слова и какие знаки препинания ставить. Возникает новая проблема: как научить ребенка писать без ошибок то, что он воспринимает на слух?

Обычно требование писать под диктовку касается учеников, перешедших во второй класс. Детишкам довольно непросто воспроизвести услышанный фрагмент в письменном виде.

Если ребенок нервничает или устраивает истерики, когда в школе нужно писать под диктовку, попробуйте регулярно проводить с ним дома диктанты – используйте слова, предложения или любой текст из параграфов, пройденных им на уроках.

Перед написанием текста под диктовку, проведите с малышом подготовительную работу:

  1. Дайте ребенку прочесть текст.
  2. Обсудите все места, где малыш может допустить ошибки, и вспомните правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы писать правильно.
  3. Повторите правописание слов, которые нужно запомнить, если таковые есть.

Рекомендуем выписать с ребенком на карточки все словарные слова, которые нужно запомнить ему за этот класс, и развесить их по квартире, чтобы ребенок часто их видел и запоминал правильное написание.

Когда приступаете непосредственно к диктанту, учтите следующие моменты:

  1. Каждое предложение сначала нужно прочесть целиком, а затем диктовать его по словосочетаниям. Важно научить ребенка полностью выслушивать предложение, а потом приступать к его написанию.
  2. Если во время диктантов вы заметили, что ваше чадо вот-вот сделает ошибку, можете тихонько подсказать ему — назвать букву, которой здесь место.
  3. Научите ребенка диктовать себе мысленно или шепотом слова по слогам, проговаривая каждый звук.

По окончанию пусть ребенок прочтет написанное. Если обнаружены ошибки, попросите его вспомнить правила написания слов, в которых была допущена оплошность, и внесите коррективы. Затем снова напишите с ребенком тот же диктант и вместе проверьте его.

Если же ваши систематические занятия по описанной схеме не приносят положительного результата, проконсультируйтесь с логопедом. У некоторых детей есть проблемы с фонетико-фонематическим восприятием – ребенок все слышит, но сливающиеся звуки мешают ему быстро осмыслить слова. Специалист может порекомендовать пройти коррекционный курс.

Методика А.В. Илюхиной

Учитель, разработавший эту методику, считает, что детей просто необходимо научить писать красиво и грамотно, так как почерк многое говорит о личности человека, а работа над красотой и правильностью письма вполне может помочь исправить некоторые черты характера. Это проще воплотить в жизнь, когда ребенок только учится писать. Характер и почерк будут гармонично исправлять друг друга.

Характер и почерк исправляют друг друга

Когда ребенок учится писать, в нем проявляются такие качества, как целеустремленность, внимание, аккуратность и желание порадовать маму своими успехами — это уже проявление формирования характера. Методика этого учителя основана на написании букв безотрывно. Ребенок обязательно должен проговаривать то, что он пишет, затем сравнивать буквы и разбирать их на элементы. [icon_text box_type=’icon_in_a_box» box_border=’yes’ box_border_color=’#e6d1d1′ box_background_color=’#f2dcdc’ icon=’icon-link’ icon_type=’circle’ icon_size=’icon-2x’ custom_icon_size=» image=» icon_position=’top’ icon_border=’yes’ icon_border_color=» icon_color=» icon_background_color=’#c7bbbb’ title=» text=’ Так уж сложилось, что сейчас начальная школа требует от поступающих в первый класс детей знания в полном объеме азбуки. Как научить ребенка первым навыкам чтения? Особенности процесса домашнего обучения. Если спросить ребенка, каким должен быть день рождения, он ответит, не задумываясь – весёлым. А какое веселье возможно на голодный желудок? В этом обзоре множество вариантов детского праздничного стола. Замечательные поделки из кабачков — прекрасная идея для творчества с детьми в этой статье: -statii/detskie-podelki/‘ title_color=’#000000′ text_color=’#000000’] Когда ребенок знает, какой элемент он пишет, ему легче сосредоточится на следующем элементе. Проговаривание и написание одновременно помогают запомнить букву и руке, и мозгу. При использовании такой методики ребенок очень быстро учится писать, и у него вырабатывается красивый почерк. Но эта способ обучения хорош тогда, когда ребенок хорошо держит ручку и знает азы написания самых простых элементов. Начиная учить ребенка писать, можно взять из обеих методик что-то полезное. [icon_text box_type=’icon_in_a_box» box_border=’yes’ box_border_color=’#e6d1d1′ box_background_color=’#f2dcdc’ icon=’icon-comment’ icon_type=’circle’ icon_size=’icon-2x’ custom_icon_size=» image=» icon_position=’left’ icon_border=’yes’ icon_border_color=» icon_color=» icon_background_color=’#c7bbbb’ title=» text=’Очень большую роль в начале обучения играет психологический подход’ title_color=» text_color=»] Нельзя насильно заставлять ребенка писать, тем более, если он занят интересной игрой — это может отбить у него желание заниматься с вами тем, что вы пытаетесь ему навязать. Главное, вызвать живой интерес на первом занятии и далее поддерживать его предоставляя на каждом уроке что-то новое, интересное для малыша.

Читайте также:  ТОП-12 правил — как правильно вводить прикорм

Строчные буквы и соединения

Изучая буквы, сначала всегда прописываются строчные, а после заглавные. В основу написания входят: овал, полуовал, наклонные линии, линии с закруглением вверху и внизу. Обычно буковки соединяют снизу вверх дополнительной линией, если в букве есть линия с петелькой внизу, то соединяем от нее. Плохо детям даются слова, в которых много соединений.

Все эти навыки и соединения тренируются. Если с ребенком заниматься систематически, то можно довести навык до автоматизма, и не нужно будет думать о том, как соединяется буква «о» с буквой «к», например.

Как научить ребенка писать: как бороться с невнимательностью?

Если грамотность речи ребенка разительно отличается от написанного им текста, то следует обратить внимание на то, что его отвлекает при написании. Для выполнения заданий дома неприемлемо включать телевизор или музыку, обстановка должна быть спокойной. При обучении в школе обратите внимание на то, с кем сидит ваш ребенок, так как зачастую лучший друг по парте не оставляет достаточного времени на уроке для внимательного обучения.

Чтобы повысить уровень внимания, можно занять ребенка различными играми. Например, попросите его выделить некоторые объекты или буквы на листе соответствующими цветами. Также посоветуйте малышу перечитывать написанное для обнаружения ошибок или проговаривать сначала шепотом, а потом про себя текст при написании.

Как научить ребенка писать: как бороться с невнимательностью?

Если ошибки наблюдаются именно при написании контрольных работ, то следует тренироваться в написании под диктовку дома. Таким образом, ребенку легче будет справиться со страхом ответственности перед серьезной контрольной, от которой зависит оценка учителя. Также не сравнивайте успехи других детей с неудачами вашего ребенка и не ругайте за полученную отрицательную отметку, так как такое отношение лишь усугубит положение и отобьёт у ребенка желание к обучению.

Для того чтобы правильно контролировать  обучение, необходимо вовремя обнаружить причину помехи в неуспеваемости и уметь правильно и своевременно корректировать недостатки. Не стоит пренебрегать проблемами на ранней стадии или перекладывать ответственность за обучение на преподавателей. Вы должны быть другом своему ребенку и помочь ему доверить вам свои проблемы, которые необходимо решать мирным путем.

С чего начать обучение письму?

Многие родители не знают, с чего начинать учить ребенка писать. Важно понимать, что обучение выведению букв проходит в ряд этапов. Вначале идет подготовка, в ходе которой малыш овладевает навыками пользования карандашом и ручкой. Этот период обычно длится с 1 до 4 лет.

С чего начать обучение письму?

Потом можно приступать учить кроху письму печатными буквами. Данный этап совпадает с периодом овладения навыками чтения: примерно 4-6 лет. Когда малыш будет хорошо выводить печатные буквы, можно приступать к прописи. Обычно дети овладевают прописными буквами в 6-7 лет.

С чего начать обучение письму?

К этому возрасту их мелкая моторика уже достаточно сформирована, ребята становятся более сосредоточенными и усидчивыми.

С чего начать обучение письму?

Для того чтобы малыш быстрее научился выводить буквы, необходимо позаботиться о создании для него определенных условий:

С чего начать обучение письму?
  • организовать удобное и светлое рабочее место. Высота стула и стола должна соответствовать росту малыша;
  • приобрести цветные карандаши, шариковую или гелевую ручку, альбом для рисования, тетрадку в клеточку либо с широкими строчками, специальные прописи и трафареты с буквами;
  • купить тренажер-насадку, который позволяет держать карандаш правильно.
С чего начать обучение письму?

Не стоит проводить занятия по письму в таких случаях:

С чего начать обучение письму?
  • малыш болеет;
  • ребенок только вернулся со спортивной секции, прогулки, пребывает в уставшем состоянии;
  • кроха капризничает, не хочет заниматься.
С чего начать обучение письму?

Малыш должен быть в хорошем настроении, бодрым. Оптимальное время для обучения – утро и день. Важно позаботиться о том, чтобы кроха принимал правильное положение за столом. В противном случае могут возникнуть сосудистые болезни вследствие нарушения кровообращения, патологии позвоночника. Неправильная позиция тела чревата также задержкой развития грудой клетки.

С чего начать обучение письму?
  • спина ровная;
  • ноги вместе;
  • тетрадь лежит на поверхности под углом 30 градусов. Нижний левый угол листа расположен по центру грудной клетки;
  • между столом и грудью расстояние 1,5-2 см;
  • оба локтя лежат на столе.
С чего начать обучение письму?

Начинать обучение письму рекомендуется с освоения изображения элементов букв: палочек, овалов, кружочков. Задания можно найти в пособиях для детей дошкольного возраста. Далее стоит переходить к написанию букв. Важно показать ребенку, как выводить «А», «Б», «В» или «Г», а затем попросить повторить. В день нужно обучать написанию одной буквы. Проводить занятия необходимо регулярно.

С чего начать обучение письму?

Оптимальная продолжительность уроков – 15-20 минут. Надо понимать, что письмо – это сложный навык, который требует согласованной работы мышц рук, пространственного восприятия, зрительной памяти, усидчивости и внимательности. Все сразу ребенку дошкольного возраста освоить тяжело.

С чего начать обучение письму?

Перенагрузка плохо отражается на физическом и психоэмоциональном состоянии человека. Поэтому во время обучения нужно делать перерывы.

С чего начать обучение письму?

Читайте также:  Как чистить зубы ребенку правильно — рекомендации для родителей

Распространенные ошибки

Даже если вам кажется, что вы нашли идеальный способ, как научить ребенка красиво писать, он может не подойти малышу. Ведь все дети разные. Поэтому следите за реакцией крохи ваши задания и не допускайте следующих ошибок:

  1. Заниматься подолгу. Письмо — это сложный навык, который не освоишь за один день. Не нужно сразу отводить много времени для занятий, иначе это плохо скажется на развитии организма ребенка.
  2. Торопить с обучением. Дети в 4 года видят разницу между словами и картинками, но все равно еще не готовы обучаться написанию букв. Для них это трудно.
  3. Заставлять. Если ребенку не интересно учиться, то не стоит заставлять. Лучше порисуйте с ним. Со временем малыш сам проявит интерес.

Самое главное — проводите время, когда малыш бодр и в хорошем настроении. Используйте яркие картинки, наглядные примеры, тогда и проблем не возникнет.

Данная статья поможет вам научить малыша писать если не каллиграфическим почерком, то хотя бы понятным. Уважаемые родители, мы желаем вам терпения, упорства и креативного подхода к обучению!

  • лучшие методики обучения чтению;
  • как научить малыша плавать;
  • как купать новорожденного.

Советы родителям

1. Обратите внимание на рабочее место ребенка. Отрегулируйте высоту стола и стула. Ребенок не должен тянуться вверх, чтобы написать строчку или, наоборот, сгибаться в три погибели из-за того, что стол находится чуть ли не на уровне коленок. Стул не должен скрипеть и шататься – это нервирует и отвлекает. Лучше, если он будет не на колесиках (или фиксируйте их, чтобы не ехали). На рабочем месте должен быть порядок: никаких отвлекающих внимание игрушек, лишних предметов. Свет должен падать слева (для правшей) и справа (для левшей). Рекомендуется включать не только настольную лампу, но и верхний свет.

2. Правильно подберите ручку. Она не должна гнуться, быть слишком толстой или наоборот тонкой для пальчиков ребенка. Постарайтесь выбрать ручку без различных рельефных выступов, кнопок, которые будут отвлекать (на кнопочку так хочется лишний раз нажать). Стержень должен быть средней толщины, чернила не должны размазываться. Лучше иметь несколько ручек, т.к. они имеют «привычку» теряться в самый неподходящий момент.

Следите, чтобы ребенок правильно держал ручку: тремя пальцами – большим, указательным и средним, не ниже, чем за 1,5–2см до носика стержня (можно чем-нибудь наметить этот уровень, чтобы ребенок не забывал). Если держать ручку слишком низко, не видно, что пишешь, сложно контролировать соединения между буквами, высоту строки и пр. В продаже появились специальные насадки, которые подходят на самую обычную стандартную ручку. Они выполнены в виде забавных зверушек и подсказывают малышам, куда ставить пальчики.

Советы родителям

Некоторые дети сильно зажимают ручку (даже пальцы белеют) или при письме сильно надавливают на стержень. Рука быстро устает, ребенку сложно писать плавно. Объясните (и покажите), что пальцы должны быть слегка вытянуты, указательный не должен прогибаться. Не нужно сильно напрягать кисть и пальцы! Для того, чтобы потренировать мышцы, нужно почаще писать на вертикальной плоскости (мелом на доске, имитировать письмо в воздухе). Локоть должен быть расслаблен, а вот мышцы плеча нужно заставлять работать.

3. Следите, чтобы тетрадь лежала правильно: середина рабочего листа чуть правее середины груди ребенка; левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый приподнят. При таком положении не нужно тянуться к началу или концу строки, легче соблюдать правильный наклон букв, рука свободно продвигается в нужном направлении.

4. Очень часто родители допускают много промахов из-за того, что не знают школьных требований к ведению тетрадей. Можно попросить учителя составить Памятку, где будет четко расписано, сколько клеточек/строчек отступать, как записывать число, как оформлять те или иные задания.