10 ошибок родителей, которые мешают детям полюбить чтение

Если мысль – электрический ток, а наш язык – передатчик, то мы нуждаемся в прочных соединительных проводах. Без них мысли из мозга доходят до языка с помехами, и даже заготовленная речь может превратиться в бессвязный набор слов.

Когда же можно начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

  • Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
  • Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
  • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
  • Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.

  • Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
  • Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
  • Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.

Самоподдержка

Что вы делаете, когда у вас проблемы? Звоните друзьям/подругам? Ищете информацию в интернете? Утешаетесь тортиком или пивом? Знает ли ваш ребенок, как взрослые люди обращаются с разнообразными жизненными трудностями? Какой у него репертуар самоподдержки? Хорошо, если вы имеете хотя бы базовые представления о типах личности. Потому что одному человеку, чтобы отдохнуть, надо выйти в люди, сменить обстановку, поглазеть и пошататься среди огней и звуков (экстраверты), а другому — побыть одному в тишине и поразбираться в шкафу (интроверты). Кто-то нуждается в объятиях, чае с печенькой и теплом пледе, а кому-то необходимо время от времени совершать небольшой подвиг, чтобы получить аплодисменты и восхищение. (Находим в сети книжки «Пять языков любви», «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», «Проект Счастье», изучаем, подсовываем детям. Мальчикам можно подсовывать выжимки и краткое содержание). Вы знаете это о своем ребенке? А он знает? Мои трое детей представляют собой практически 3D-модель: одной необходим порядок, тишина и общение с близкими подругами, другой — очень много событий и занятий, третьему — обожающая публика и кто-то нуждающийся в его заботе рядом. И я потратила довольно много времени, чтобы они научились себе эти источники энергии находить.

К сожалению, если девочек еще как-то обучают искусству заботы о себе, мужчинам предписывается полностью отдать эту функцию матери или подруге/супруге Максимум, что им разрешено культурной традицией — агрессивно жаловаться на жизнь. Все. При этом о других заботиться можно и даже желательно. Но обращать внимание на своё самочувствие, настроение, желания — это фи, это так немужественно.

Формирование понимания прочитанного текста

Чтобы ребенок хорошо понимал текст нужно научить его читать вдумчиво, но это невозможно до тех пор, пока он будет делать это медленно. Ученик начнет быстро терять интерес к книге, если ознакомление с ней будет даваться тяжело. Когда слова проговариваются с запинаниями хорошо сконцентрироваться на смысле произведения не удастся. Поэтому сначала нужно достичь хорошей техники чтения, а уже потом делать акцент на формировании понимания и усвоения прочитанного.

Сегодня существует множество методик и упражнений, которые обучают скорочтению. Многие из них направлены также на то, чтобы научиться понимать текст с первого раза и хорошо запоминать его. Упор делается на развитие сразу нескольких свойств хорошего уровня чтения:

  • высокая концентрация. Умение не отвлекаться от книги, погружаться в сюжет произведения или в суть учебного пособия очень важно. Оно является основой качественного усвоения материала. Также хорошая концентрация, которая развивается в ходе занятий, положительно отражается и на успеваемости в целом, ведь, когда ученик не отвлекается, ему легче дается образовательный процесс в школе и дома.
  • беглое чтение. Чтобы работа с текстом была максимально продуктивной важно учиться усваивать его с не меньшей скоростью, чем устную речь. Тогда любая печатная или письменная информация будет восприниматься без особого труда, что положительно отразится на времени выполнения домашних заданий.
  • отучение проговаривать текст вслух или про себя. Эта привычка негативно влияет как на скорость обработки информации, так и на ее понимание. Когда мы проговариваем слова, мы отвлекаем сами себя.
  • отвыкание возвращаться к уже прочитанной части. Во многом это связано с плохой концентрацией и запоминанием, но иногда такая привычка наблюдается и у людей с хорошими навыками чтения. Важно вовремя отказаться от нее, ведь во взрослом возрасте переучиваться сложнее.
  • умение интуитивно разбивать текст на части. Этот навык напрямую отражается на усвоении прочитанного. Составление плана текста позволяет резюмировать основную суть, не уделяя внимание незначительным деталям. Умение выделить главное из большого объема информации очень полезно в учебе.
  • развитие памяти и воображения. Когда речь идет о художественном произведении, хорошая фантазия очень помогает усваивать прочитанное. Если ученик не представляет сюжет в своем сознании, то у него возникают проблемы и с запоминанием.
Читайте также:  Агрессивные собаки и защита от них: 7 эффективных способов

Прочесть и понять текст – не одно и тоже. Различные статьи с образовательных сайтов помогают в поиске упражнений, позволяющих научиться продуктивно воспринимать информацию. Но важно помнить, что самостоятельные занятия по общедоступным методикам могут дать результат только тогда, когда по ним работают регулярно. К тому же, в интернете много противоречивой информации, из-за которой можно потратить время и силы на нерезультативные упражнения.

Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом

Наверное, самая частая ошибка, которую допускает большинство родителей: слишком много указаний! Ребенку трудно запомнить цепочку последовательных действий от «сними шапку» до «садись обедать». Не удивляйтесь, что он не помыл руки, не снял ботинки или не переодел теплые штаны.

Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, убедитесь, что он вас услышал. Присядьте до его уровня, посмотрите в глаза. Сформулируйте просьбу коротко, используя простые слова.

Как вам ни хотелось обратиться к ребенку в изысканной манере «дорогое дитя, не будешь ли ты столь любезно…», помните – это не самый короткий путь к результату! Убедитесь, что ребенок вас понял – попросите пересказать просьбу. «Что мы сначала снимаем? Правильно, шапочку, а потом курточку!» Обязательно похвалите и поблагодарите его за то, что он выполнил вашу просьбу!

Вспышечное чтение и отсекающее чтение

МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗКА – тут надо понять, где что заканчивается.

Печатайте предложения вроде:

«Ежик живет в лесу». «Олень съел моржа».

Пусть они будут любой степени бессмысленности. Неважно, что олени моржей не едят. Показывайте их на 2-3 секунды, чтобы ребенок прочитывал их очень быстро. Это хорошо учит схватывать текст.

Пусть один ребенок пишет такую бессмыслицу для другого. Обычно это очень веселит детей, и они не замечают, что учатся.

Скорочтение для детей: за и против

Научиться быстро читать – это проблема для каждого ребенка, особенно в младших классах. Поэтому родители решают испробовать скорочтение, при помощи которого увеличивается количество «проглатываемых» знаков в минуту. Так ли необходимо скорочтение детям?

В современном мире на человечество ежедневно обрушивается огромный поток информации. Ежеминутно печатается три тысячи страниц научной информации. А наши дети к книгам проявляют не такой большой интерес. В основном чтение кажется им скучным из-за того, что, затрачивая много времени и сил, информации они получают совсем немного.

Что такое скорочтение?

Нам хочется подготовить своих отпрысков к тому, что в школьные годы многое строится на умении работать с книгой самостоятельно. Тем более, что после младших классов количество «домашнего чтения» увеличивается в два раза. А читательские способности ведь остаются на уровне начальных классов. Вот ребенок и забрасывает чтение, потому что просто устает от него.

На помощь вам может прийти скорочтение – способность быстро воспринимать тексты, но ей нужно обучаться при помощи специальных методов чтения.

Соответственно, книги Ваше чадо сможет читать в 3-4 раза быстрее. Существуют методы скорочтения, которые позволяют достичь результата и больше 1000 слов в минуту.

Специалисты же утверждают, что при такой скорости очень страдает качество понимания материала.

Скорочтение: за и против

Многие мамочки хотят научить своего отпрыска такому методу, потому что с низкой скоростью чтения к ребенку приходит и нежелание читать в принципе. При помощи скорочтения они стремятся поддержать детское желание к знаниям и умениям.

Одна из мамочек UAUA.info под ником «Albertovna» пишет: «Мы ходили на курсы скорочтения перед школой. Методика действительно эффективная. Ребенок был уже читающий более-менее. Кроме того, там давалось и письмо (печатными), чуть математики и, конечно же, само скорочтение».

Все, кто сталкивался с такой методикой, говорили, что она очень облегчила им жизнь. В частности, это касается взрослых людей, которым приходится в срочном порядке читать договоры по 500 страниц за ночь или научные доклады.

Специалисты склоняются к мнению, что детям скорочтение, по большому счету, не очень-то и нужно. В раннем возрасте нужно уметь наслаждаться прочтенным, а с применением методики такое возможно не всегда.

Скорочтение для детей: за и против

Мамочка UAUA.

info под ником «Три танкиста» поделилась своим мнением об этой теме: «Скорочтение дает скорость чтения, но при этом падает усвоение текста.

Я бы скорочтение в раннем возрасте не рекомендовала. Выбросите деньги, а потом будете биться над другой проблемой: прочитал много, а о чем прочитал, забыл через 5 минут. В школе это абсолютно не пригодится».

Читайте также:  Советы профессионалов по семейному отдыху

Самое оптимальное чтение – со скоростью разговорной речи: от 120 до 150 слов в минуту. Именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Поэтому только когда школьник научится распознавать слова в тексте целиком, только тогда он сможет овладеть более быстрыми ступенями чтения.

В то же время, скорость чтения всегда ценилась учителями. И в наше время так было, и в школьные годы наших детей так тоже, скорее всего, будет. На этот счет у преподавателей есть даже своя теория, или даже некая закономерность.

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту.

 В среднем примерно 150 слов в минуту, – говорит учитель начальных классов Татьяна Грекова. – Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту.

Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Конечно, вы сами должны принять решение, стоит ли обучать ребенка скорочтению. Главное – не начать слишком рано, чтобы окончательно не отбить у него охоту к книге.

А пока посоветуйте ему читать вдумчиво, перечитывать некоторые строки по несколько раз. Пусть наслаждается речевыми оборотами, смакуя каждое слово.

Ведь чтение хорошей книги – это не только нужно для школы, но и очень «вкусно».

Видеосоветы: Психолог Наталья Бойцова рассказывает о мифах и реальности скорочтения

Как научить ребенка выражать свои мысли

Научить ребенка красиво говорить и правильно излагать свои мысли можно еще в раннем детстве. Дети обладают феноменальной памятью, они впитывают всю информацию, с которой соприкасаются. Часто детей даже не приходится учить, достаточно дать им пример, и все лучшее они возьмут сами. Мудро поступают родители, которые много читают детям: даже если возраст ребенка еще не позволяет ему в полной мере понять услышанное, чтение вслух все равно приносит большую пользу, хотя бы тем, что ребенок привыкает слушать устную речь, учится различать слова, улавливает интонации.

Говорить с ребенком следует всегда, начиная с того времени, когда он еще в утробе. Многочисленные исследования показали, что дети хорошо воспринимают речь, даже если не понимают ее.

Чтобы сделать долгосрочный вклад в речевые способности малыша, развивайте мелкую моторику рук с самого раннего детства.

Мозговой центр, отвечающий за моторику, связан с речевым центром, поэтому стимулируя его, вы развиваете и его соседа.

Для развития мелкой моторики подходят любые манипуляции с кистями рук и пальцами, игры наподобие «ладушек», массаж, игры с мелкими деталями и все, что заставляет ручки двигаться.

Но самое главное – дать ребенку хороший импульс в возрасте 4–6 лет, привить ему любовь к слову и пытливый ум. Как это сделать – читайте в нашей подборке полезных советов для родителей:

  1. Стимулируйте детское мышление.
  2. Запишите ребенка в театральный кружок.
  3. Читайте и учите наизусть стихи.
  4. Подбирайте круг общения.
Как научить ребенка выражать свои мысли

Стимулируйте детское мышление

Самый верный способ научить, это заставить делать. Касается всего: от завязывания шнурков, до изложения мыслей. Если вы хотите научить ребенка выражать свои мысли, учите его их выражать на практике.

Что это значит? Чаще спрашивайте у ребенка его мнение, добивайтесь развернутых ответов, объяснений, почему он думает именно так, а не иначе.

Это можно делать после прочтения сказки или просмотра детского фильма, где всегда есть, о чем задуматься и порассуждать.

Стоит отметить, что способность к самостоятельному рассуждению у детей появляется ближе к подростковому возрасту, а маленьким детям требуется помощь взрослого. Поэтому попытки научить ребенка размышлять логически стоит отложить на более поздний период, а пока не будьте слишком требовательны и направляйте малыша там, где ему трудно.

Запишите ребенка в театральный кружок

Среди развивающих кружков для детей театральное направление самое предпочтительное, если вы делаете ставку на всестороннее развитие с уклоном в творчество.

Актерская методика хороша тем, что развивает воображение, помогает понять суть многих вещей, дарит бесценный опыт перевоплощения и взаимодействия в коллективе, наконец, позволяет научить ребенка излагать свои мысли правильно.

Для малыша театр – это игра, которую он наверняка полюбит.

Вести ребенка в театр можно в любом возрасте. Неизменной популярностью пользуются театральные кружки для подростков с более взрослой программой и полноценными постановками спектаклей.

Читайте и учите наизусть стихи

Чтобы грамотно и емко выражать мысли, нужны слова и владение языком, то есть умение составлять и использовать сложные речевые конструкции. Научиться этому можно только на литературном материале. Литература, разумеется, нужна не любая, а лишь та, которую ребенок поймет и полюбит, то есть детская.

Прекрасно подойдут сказки – читайте их на ночь или просто в свободное время. Для заучивания наизусть подойдут детские стихи: Маршак, Чуковский, Барто и др.

Детям постарше можно читать и заучивать басни Крылова, их также можно использовать для мини-постановок в театральных кружках для детей или в собственном домашнем театре.

Как научить ребенка выражать свои мысли

Обязательно читайте по ролям с ребенком те же детские стихи, басни или интермедии в лицах. Так вы будете учить его красиво говорить на своем примере, а также сможете научить ребенка размышлять о прочитанном.

Подбирайте круг общения

С кем поведешься, от того и наберешься – гласит народная мудрость. Набраться умения выражать мысли можно от старших товарищей, тех, кто этому уже научился. Постарайтесь самостоятельно подыскать для ребенка подходящий круг общения, но не навязывайте, если по каким-то причинам ему там не нравится.

Читайте также:  Воспитание у детей ценности семьи и семейной жизни

Делать это лучше всего на почве какого-либо увлечения, например, это может быть театральная студия для детей старшего возраста, если ребенок увлечен театром. Прекрасно подойдет спортивная секция, секция боевых искусств, музыкальная школа, шахматный клуб или что угодно, что придется по душе вашему ребенку.

Даже дворовая компания, если внутри нее не процветают вредные привычки, может оказаться весьма полезным для ребенка обществом, из которого он многое сможет вынести впоследствии.

Театральное занятие в младшей группе всегда проходит очень интересно для деток, ведь на них звучит музыка и смех. Дети пробуют себя в разных жанрах, танцуют, размышляют о творческом процессе, участвуют в постановках и принимают решения.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход. Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева, Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать здесь.

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги. Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЗАГАДКИ, ПОДЕЛКИ

УЧИМ ДНИ НЕДЕЛИ С РЕБЕНКОМ

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Искренне ваша, Яна Разначенко

Правило шестое

Не забывайте о комфорте и окружающей атмосфере.

Правило шестое

Очень трудно сосредоточиться, если ученик испытывает какие-то неудобства: тесная одежда или обувь, неправильно организованное место учебы, в помещении душно или, наоборот, слишком холодно. Дискомфорт во время занятий, частая смена положения тела – это дополнительные отвлекающие факторы, а недостаток кислорода снижает энергетические возможности мозга.

Согласитесь, эти правила прекрасно подойдут не только детям, но и самим взрослым, не правда ли?

Правило шестое

Сопутствующие упражнения для развития умения читать

Интересные упражнения помогут детям получить удовольствие от чтения. Вот некоторые, которые используют педагоги:

  1. Путаница. Слово нужно написать так, чтобы все буквы перепутались. Нужно переставить буквы правильно.
  2. Прятки с буквами. Знает ли малыш, что в слове может быть спрятано другое слово? Конечно, слова нужно подбирать небольшие.
  3. Какая буква нужна. В этом упражнении предлагается вставить букву в слово под картинкой. К примеру, на картинке нарисован кот, внизу есть буквы «К» и «»Т», а между ними промежуток, куда нужно поставить нужную букву. Буквы могут быть вырезаны из бумаги, а также можно просто вписать нужную букву-потеряшку. Это упражнение позволяет понять прочитанное.
  4. Найти конец слова. Предлагаются карточки, на которых написаны начало слова и конец слова: «само», «лет», «моло», «ко», «пету», «шок» и другие. Маленький умник должен отыскать конец слова и соединить его с началом. Можно использовать слова конкретно по теме: «транспорт», «еда», «одежда» и прочее.
  5. Чтение с конца. Предлагают прочитать слово не с начала, а с конца. Речь идет о длинных словах. К примеру, слово «мастерит» делят на слоги: мас-те-рит. Сначала маленькому исследователю дают карточку с последним слогом, потом с последним и предпоследним слогом, а уже потом все слоги по порядку. Подобное упражнение помогает научиться читать сложные слова, не проглатывать окончание и не домысливать слово по первым слогам.

Есть немало других интересных упражнений, которые родители могут взять на вооружение.